Футболист из Владивостока стал чемпионом страны. В Китае

После окончания первенства в высшей лиге по футболу в КНР - в соседней стране ее называют группой “А” - во Владивосток вернулся Валерий Федоров. В прошедшем сезоне российский спортсмен играл за команду “Ванда” из города Даляня и стал чемпионом страны. После возвращения на родину наш земляк дал интервью “В”.

15 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №55 от 15 янв. 1997

После окончания первенства в высшей лиге по футболу в КНР - в соседней стране ее называют группой “А” - во Владивосток вернулся Валерий Федоров. В прошедшем сезоне российский спортсмен играл за команду “Ванда” из города Даляня и стал чемпионом страны. После возвращения на родину наш земляк дал интервью “В”.

- Валерий, как ты оказался в Китае, в такой престижной команде?

- Совершенно случайно. В 1995 году в середине лета на турнире ветеранов “Луча”, команды из КНР, “Автомобилиста” из Владивостока и команды из Покровки я защищал ворота городской команды. Тренеры китайской сборной после этих игр предложили мне стать легионером даляньского клуба “Ванда”.

В марте прошлого года во Владивосток приехали посланцы клуба, на загородной базе проверили меня на работу в воротах. После этого предложили мне контракт. Через неделю все документы были оформлены, а 4 апреля я уже приехал в Далянь.

- Кроме тебя в команде еще были легионеры?

- Я был четвертым иностранцем. Двое ребят приехали из Швеции, из высшей и первой лиги, оба игравшие в свое время за сборную скандинавской страны. Еще одного футболиста купили в голландском “Аяксе”. В Китае точно такие же правила, как и в России, поэтому на поле всегда выходило только трое легионеров.

- Ты получал столько же, сколько и другие члены команды?

- Несколько меньше, чем другие иностранцы, но значительно больше, чем китайские спортсмены. За исключением, пожалуй, членов сборной Китая. Их в “Ванде” было вначале трое, а потом стало пятеро. Общую сумму, извините, назвать не могу. Кроме того, нам доплачивали премиальные за каждую победу.

- Какая игра тебе запомнилась более всего?

- Пожалуй, встреча в Даляне с командой из Шанхая. Это был принципиальный поединок, поскольку южане были чемпионами Китая 1995 года, отставали от “Ванды” на 1 очко и в случае победы могли возглавить турнирную таблицу. Основной вратарь “Ванды” пропускал игру из-за 3 желтых карточек, и защищать ворота пришлось мне. Ту встречу даляньские футболисты выиграли, а мне удалось сохранить ворота “нераспечатанными”, хотя ударов было предостаточно. Причем пробивали даже соотечественники - легионеры в Шанхае из Грузии и Санкт-Петербурга (игрок из “Зенита”).

Мне памятна и товарищеская встреча со знаменитой итальянской “Наполи”. Футболисты из Неаполя очень старались на поле, но так и не сумели “распечатать” мои ворота. Ту игру “Ванда” выиграла со счетом 1:0. Впрочем, в тот же период наш клуб очень неплохо показал себя в играх с другими командами из Италии - “Миланом” и “Лацио”.

- А как это отражалось на играх чемпионата страны?

- На первенстве Китая “Ванда” с первого тура, а всего их было 22, захватила лидерство. И никому не уступила. За весь чемпионат футболисты Даляня не проиграли ни одной встречи, да и ничьих было не много. С самого начала “Ванда” нацеливалась только на золотые медали. Кстати, это было сделано даже в ущерб играм за кубок КНР. Но и здесь команда заняла третье место, уступив в полуфинале только спортсменам из Пекина на их поле.

- Валерий, на каком языке пришлось общаться с тренерами и одноклубниками?

- Самые первые дни был переводчик. Затем все разговоры вел через переводчика с английского, приставленного к европейским легионерам. Поначалу был слабоват в английском, но теперь этих проблем не существует.

Китайский не учил. Однако минувшие месяцы не прошли даром и кое-какие выражения запомнил. Во всяком случае в магазине, такси или ресторане мог общаться с местными жителями без проблем.

- Где пришлось жить?

- Первый месяц находился только на загородной базе. Потом выделили номер в гостинице “Гранд-оттель”, что в центре Даляня. Оплачивал номер и питание полностью клуб из расчета 80 юаней в сутки. Если, к примеру, мой ужин выходил за рамки этой суммы, то доплачивал из своего кармана.

Однако все равно большую часть времени проводил на базе, в полутора часах езды на автомобиле от центрального стадиона города. “Домой” спортсменов отпускали только в понедельник вечером после тренировки. Во вторник все собирались и были вместе до очередного понедельника. Игры проводились в воскресенье, во все остальные дни было по одной тренировке, а по средам дважды в день.

- С соотечественниками приходилось общаться?

- По пальцам можно пересчитать. Несколько раз видел моряков и рыбаков из Находки, с Сахалина и Камчатки, встретиться с земляками из Владивостока не довелось ни разу. Зато клуб приглашал в Китай за счет мэрии Даляня мою маму - Ларису Петровну.

- Судя по всему, муниципалитет китайского города здорово помогает “Ванде”. Или у них отношения такие же, как у “Луча” с мэрией Владивостока?

- Тут даже сравнивать неудобно. Мэр Даляня Бо Силай и его подчиненные вкладывают очень большие деньги в свои футбольные клубы (еще одна городская команда играет в группе “Б”). Несколько раз с игроками клуба встречался сам мэр города. Население Даляня составляет 5,5 миллиона человек, поэтому центральный стадион на 40 тысяч зрителей на каждом матче забит до отказа и китайцы всегда ищут лишний билет.

- Валерий, на следующий сезон тебя пригласили в “Ванду”?

- Пока нет, у них приглашения рассылаются перед началом очередного сезона. Однако в одиночку я больше в Китай не поеду, только с каким-нибудь российским партнером.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, “Владивосток”