Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Мегаполис

Мастер Маргарита

Буква “И” в этом булгаковском названии выпала не случайно. Актриса, о которой идет речь, едина в двух лицах. Ее экранные работы - таинственная Фрэзи Грант из “Бегущей по волнам”, капризная Диана из “Собаки на сене”, коварная Миледи из “Д’Артаньяна и трех мушкетеров” - сформировали у армии простых зрителей имидж чертовски умной и утонченной женщины.

Буква “И” в этом булгаковском названии выпала не случайно. Актриса, о которой идет речь, едина в двух лицах. Ее экранные работы - таинственная Фрэзи Грант из “Бегущей по волнам”, капризная Диана из “Собаки на сене”, коварная Миледи из “Д’Артаньяна и трех мушкетеров” - сформировали у армии простых зрителей имидж чертовски умной и утонченной женщины. Ее достаточно близкие, почти интимные связи с семейством Тарковских и роль Матери в автобиографическом фильме режиссера “Зеркало” окружили ее имя ореолом легенды. Ее шумные скандалы на съемочных площадках, в театре и на гастролях заставили говорить о ней как о своенравной, почти стервозной особе. Ее многочисленные влюбленности и романы с мужчинами моложе себя создали ей славу обольстительной, чувственной колдуньи, обладающей секретом любовной ворожбы. Как и булгаковская Маргарита, она немножко ведьма...

Однако, несмотря на все это, Маргарита Терехова всегда остается в зрительской памяти, сохраняя по отношению к себе некий пиетет, смешанный с уважением, робостью и молчаливым восхищением. Недаром, когда актриса гастролирует по Приморью со своими антрепризами, залы всегда переполнены. Во время последнего визита с ней удалось побеседовать...

- Знакомство с вами состоялось тридцать три года назад, когда вы дебютировали в фильме с символичным названием “Здравствуй, это я!” Увидев вас на экране, зрители с радостью ответили: “Здравствуй!” Но с тех пор такие встречи стали происходить все реже и реже. Как нынче работается актрисе Маргарите Тереховой?

- А я уже не только актриса, я теперь и режиссер. Было бы смешно, чтобы я сегодня ждала, что кто-то будет мною заниматься. Те, кто сегодня дорвался до съемок кино, давно имеют тех, кого нужно снимать, - ну, вы понимаете, о чем я говорю... Так что я уже не первый год вынашиваю собственный кинопроект. В театральной режиссуре я себя уже попробовала: года два назад я привозила сюда свой спектакль, этакое “продленное действие”, основанное на поэзии любимого Гарсиа Лорки. А теперь готовлю чеховскую постановку. Коллектив для этого уже набран... Сейчас ведь не поймешь, кто есть кто. Иногда натуральный бандит оказывается в сто раз честнее, чем чиновники, которые на виду. Но я недавно поняла, что ни с какими бандитами иметь дела не могу. Кризис мне в этом помог...

- Складывается впечатление, что для вас главное - сохранять везде и во всем свою независимость в искусстве.

- Это не самое главное. Просто так получается. Я по-прежнему храню верность своему театру Моссовета: сколько раз уходила из него, столько же раз возвращалась. Я благодарна режиссеру Завадскому, что он терпел меня и позволял играть только то, что я сама хочу. Вот выбрала себе роль в спектакле “Милый друг” по Мопассану в постановке Житинкина - и пока все идет успешно, зрители валом валят на представления.

- В кино вы олицетворяли для нас эпоху 70-х. А сегодняшнее время вы ощущаете как свое?

- Время сейчас особенное: заканчивается не просто век, а ты-ся-че-ле-тие!.. Я, может быть, впервые признаюсь: теперь я по-другому настроена, взгляды у меня изменились. Когда мы стояли в 1991 году под Белым домом (я, правда, не скандировала: “Ельцин, Ельцин!”, но все же была там тоже), мы все надеялись, что эта опостылевшая власть закончилась. Но теперь-то мы видим, что она вовсе не закончилась. Люди-то все те же ходят в начальниках, даже хуже. И это вызывает страх. Моему сыну только 18 лет исполнилось, и я боюсь за своих детей... Эта жизнь, при которой люди, которые должны работать, унижены и обобраны, слишком затянулась. И мне трудно представить, что ждет Россию дальше...

- Люди искусства, по идее, далеки от политики. Но уже сейчас, перед очередными президентскими выборами, мы видим, как некоторые из них сбиваются в творческие группы по поддержке тех или иных кандидатов. Надеюсь, вы не будете выбирать, к кому прибиться?

- Нет, нет. Хотя никто сейчас от этого не застрахован - все мы живем в одной стране и не можем быть безучастными к тому, что в ней происходит. Я-то никуда пока не лезу. Но оказывается, кто-то уже претендует на то, чтобы стать новыми начальниками в искусстве? Не дай бог. Это будет еще более катастрофично, чем раньше...

- А как вы относитесь к тому, что свою кандидатуру на пост президента может выдвинуть Никита Михалков?

- Я даже не хочу это обсуждать. Это было бы ужасно. Я поражаюсь дикому самомнению людей, которые думают, что они все могут. Здесь нужны профессиональные знания и опыт - ничего этого не было у тех, кто в 91-м пришел к власти. Сейчас-то они, может, и научились кое-чему. Но мы этого, к сожалению, не ощущаем... Знаете, совесть рано или поздно проснется даже у таких людей - без этого ни одно государство не выстоит. Вся история человечества наглядно показывает: разрушается именно то, что бессовестно. Иногда, увы, это происходит слишком поздно - много народу может погибнуть...

- Ладно, хватит о политике. Расскажите лучше, Маргарита Борисовна, как стал членом вашей семьи актер Николай Добрынин, популярность которого набирает обороты?

- Ха! Это вы у него спросите. Моя дочь Анна с Николаем уже развелась. Теперь она выходит замуж за иностранца, с которым познакомилась в Турции. За нее я теперь спокойна. Конечно, дети есть дети. И я всегда буду их любить и опекать. Они мне тоже помогают, кстати сказать. Так что все нормально! Но факт остается фактом: актер Николай Добрынин - это уже не моя семья...

- Не могу не спросить вас напоследок о своем любимом фильме “Только для сумасшедших”, в котором вы сыграли главную и, кажется, свою последнюю роль в кино...

- Была еще небольшая роль на телевидении в “Благочестивой Марте”. Но роль в фильме “Только для сумасшедших” - действительно самая значительная у меня после “Зеркала”. В отличие от полузапрещенной ленты Тарковского эта картина получила несколько европейских премий, пользовалась большим зрительским успехом...

- Но вот что странно. Тогда уже вручались “Ники”. Почему же эта безусловно гениальная картина не получила главную российскую кинонаграду?

- А вы знаете, я как-то не задумывалась над этим. Мы тогда другого боялись. Фильм ведь эстонский, а накануне его премьеры в Прибалтике начались беспорядки, ввели танки. Думали, ленту запретят. Но все обошлось... Что касается “Ники”, то всем уже давно понятно, что это просто междусобойчик такой, где существует четкое деление на “своих” и “чужих”. Наша работа оказалась отвергнутой - и ладно. Я больше была рада тому, как умный, интуитивный режиссер Арво Ихо воспользовался шедевральным сценарием Марины Шептуновой: он перенес его на эстонскую почву, всех героев сделал эстонцами, и только мою роль медсестры оставил русской. Получился любопытный эффект, очень необычный, индивидуальный. Это настоящее европейское кино... Знаете, на чем до сих пор держится европейское кино? На том, что каждый в нем говорит на своем языке и не стремится перейти на тот, на котором говорят в Голливуде. Вот это должно быть главным для нашего искусства - сохранить свою интонацию и национальное своеобразие, вы меня понимаете?

Автор : Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
“Айко-Кэн” до сих пор не получила денег

19 января 1999 года в материале “Моральное банкротство Василия Полещука”, опубликованном в газете “Владивосток”, говорилось о договоре уступки права требования кредитора, который был подписан между АО “Дальэнерго” и компанией “Айко-Кэн”, поставлявшей уголь для электростанций Приморского края.

И морскому ежу понятно,

Любите ли вы мармелад? Конечно. А конфеты “Птичье молоко”? Ну кто же их не любит! Причем настоящие гурманы, конечно, замечают, что “Птичье молоко” из Москвы по вкусу значительно уступает владивостокскому, фабрики “Приморский кондитер”, хотя изготавливаются конфеты по одному рецепту. В чем секрет? В агаре.

Уссурийск-2000: наступят времена почище?

Город квадратный, равнинный, пятиэтажный. По большому счету довольно безликий, но чистый, ухоженный, самобытный, что особенно подчеркивают красивые старые особняки и архитектурные ансамбли. Завоевал недавно звание самого чистого города Приморского края. Сейчас здесь активно работают над новым генеральным планом города и района, концепция его разработана российским научно-исследовательским институтом урбанистики. Все ее положения до того радикальны и оригинальны, что невольно начинаешь верить в светлую идею “Уссурийска XXI века”. Идею, по замыслу которой город наконец обретет свое лицо, станет благоустроенным и экономически развитым.

Можно ли честно торговать на рынках?

Я хочу с вами поделиться не как покупатель, а как продавец, так как несколько лет проработала на рынке, и всю эту “обманную кухню” видела своими глазами. Мы с мужем работали сами на себя, оба пенсионеры, помогали выжить самим себе и государству - отдали больше половины своих доходов. Cудите сами.

А ярмарки будут с музыкой

Юрий Копылов принял ряд постановлений, привносящих изменения в правила торговли во Владивостоке. Среди них - решение о прекращении еженедельных ярмарок на центральной площади города. Создавались они как место, где приморские крестьяне смогут дешево, с минимальными накрутками продавать свою продукцию, но со временем превратились в настоящие “барахолки”, где царили перекупщики. Ярмарки на площади все-таки будут, но только в праздничные и торжественные дни. Причем ярмарки в полном смысле этого слова - с музыкой, скоморохами, народным гуляньем. В остальные же дни селяне смогут торговать на специально отведенных площадках в разных районах города.

Последние номера