Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика, финансы

Морская честь закалялась в штормах

Дальневосточная ассоциация морских капитанов была создана во Владивостоке 25 февраля 1989 года. Она объединила мужественных профессионалов великой морской державы. И вот уже давно нет Союза, практически прекратили свое существование крупнейшие пароходства страны - Черноморское и Балтийское, были созданы и успели разориться банки, фонды, пирамиды... Но все эти годы крепло содружество капитанов, которому исполняется 10 лет. Ровно половину этого времени Дальневосточную ассоциацию морских капитанов (ДВ АМК) возглавляет Петр Осичанский. Сегодня он отвечает на вопросы корреспондента “В”.

Дальневосточная ассоциация морских капитанов была создана во Владивостоке 25 февраля 1989 года. Она объединила мужественных профессионалов великой морской державы. И вот уже давно нет Союза, практически прекратили свое существование крупнейшие пароходства страны - Черноморское и Балтийское, были созданы и успели разориться банки, фонды, пирамиды... Но все эти годы крепло содружество капитанов, которому исполняется 10 лет. Ровно половину этого времени Дальневосточную ассоциацию морских капитанов (ДВ АМК) возглавляет Петр Осичанский. Сегодня он отвечает на вопросы корреспондента “В”.

- Петр Иванович, как удалось сообществу капитанов не только пережить эти нелегкие годы, но и продолжать развиваться и завоевывать высокий авторитет в России и на международной арене?

- Добавьте еще, что флота российского почти нет, а ассоциация капитанов существует. Шутка, конечно, но эти 10 лет, когда на наших глазах развалилось такое могучее государство, как Советский Союз, стала приходить в упадок некогда одна из самых могущественных отраслей народного хозяйства - морской флот, были нелегкими и для капитанов, и для нашей ассоциации. А выжили мы прежде всего благодаря очень точно поставленным целям и задачам. Добавлю - благородным целям. А также благодаря тесному сотрудничеству с другими профессиональными ассоциациями и клубами. И прежде всего - с МЕФАК, международной федерацией ассоциаций капитанов, штаб-квартира которой расположена в Лондоне.

- Я слышал от многих моряков, что популярность ассоциация приобрела именно на ниве защиты капитанов. Что, действительно, так уж часто приходилось спасать своих коллег от серьезных неприятностей?

- Во-первых, не могу согласиться с теми, кто считает, что популярность мы приобрели благодаря адвокатским наклонностям ассоциации. В активе у ДВ АМК немало других благородных дел, хотя не исключаю тот факт, что именно возможность получить такого мощного и авторитетного коллективного защитника, каким была все эти годы ассоциация, привлекла в ее ряды немало членов.

А как часто мы защищали и насколько серьезны были эти неприятности - судите сами. За десять лет за помощью к ассоциации обратились свыше 100 капитанов, и все они эту помощь получили. Нами было проведено более 30 навигационных и правовых экспертиз по заявкам транспортных прокуратур, судовладельцев и, конечно же, самих капитанов. Так, блестяще выполненная коллективом экспертов под руководством О. Н. Владимирского экспертиза по теплоходу “Шадринск” полностью освободила капитана не только от уголовной, но и от административной ответственности. А ведь обвинительное заключение было подписано, и дело уже почти передали в суд.

Или вспомнить экспертизу, которая была проведена нашими специалистами по теплоходу “Капитан Баканов” по просьбе судовладельца. Там уже был подготовлен приказ об увольнении капитана, но после получения заключения от ассоциации судовладелец изменил решение. Мастера не только не уволили, но и в должности не понизили.

Мы уже упоминали с вами о том, что ДВ АМК иногда приходится выступать в качестве коллективного адвоката. А ведь адвокат обязан защищать любого человека, и виноватого в том числе. Поэтому наша задача - защитить честь и достоинство своего коллеги, если он не виновен. А если виновен - найти смягчающие обстоятельства.

Помнится, несколько лет назад пароходство намерено было лишить диплома капитана за то, что он в очередной раз совершил аварию. Мы заступились за него. Этим нашим поступком были возмущены не только в пароходстве. Многие члены президиума ассоциации считали, что мы совершаем ошибку, защищая нерадивого специалиста. Никто не обратил внимания на то, что мы не оправдываем коллегу, а выступили за строгое соблюдение законности: не судовладелец должен лишать капитана диплома, а суд. Представьте, если бы был создан прецедент, то какая мощная дубинка появилась бы у судовладельцев! В том же ряду находится наше недавнее обращение в прокуратуру с просьбой изменить меру пресечения Г. Климу. Мы не вмешиваемся в следствие, лишь используем предоставленное законом право.

- Год назад город отмечал 90-летний юбилей Анны Ивановны Щетининой, на торжества приезжал президент международной федерации ассоциаций капитанов господин Кавашима. Это свидетельствует о глубоком и искреннем уважении, которое мировое капитанское сообщество испытывает к первой в мире женщине-капитану. А не изменилось ли в целом отношение к российским капитанам со стороны мировой капитанской элиты после того, как российский флот сдал свои лидирующие позиции?

- Мне кажется, мы еще пользуемся в определенной степени плодами былого могущества морской державы. То есть к нам, русским, как бы за прошлые заслуги относятся с уважением. Но старым багажом долго не проживешь: о себе сначала должна заявить страна, затем ее флот и его капитаны. Что же касается именно ДВ АМК, то к дальневосточникам отношение хорошее. Это вызвано и активностью нашей ассоциации в работе МЕФАК, и тем обстоятельством, что в наших рядах находится первая леди-капитан, как они ее называют. Она стояла у истоков ассоциации еще в 1973 году, организовав клуб капитанов, ставший впоследствии предтечей нашего капитанского сообщества. В свою очередь, мы гордимся тем, что Анна Ивановна - единственный представитель не только России, но и всех стран СНГ - стала почетным членом МЕФАК. Кстати, за четверть века было избрано всего семь почетных членов МЕФАК.

- Петр Иванович, а чем еще может гордиться ассоциация? Что вы можете занести в свой актив?

- Думаю, что ассоциация могла бы гордиться тем, что добилась в свое время выплаты валюты и в каботаже; что нам совместно с другими ассоциациями и клубами капитанов удалось не только добиться помилования капитанов Ткаченко и Маркова (помните кораблекрушение под Новороссийском?), но и вообще исключить статью 85 из раздела “Государственные преступления” и значительно смягчить санкции новых транспортных статей; что мы инициировали для обсуждения на разных уровнях государственной власти такие проблемы, как реформа морского образования, создание береговой охраны, а на местном уровне подняли проблемы брошенных судов, грамотного использования береговой полосы и островов залива Петра Великого, экологического состояния бухты Золотой Рог и Амурского залива; что создали очень серьезную экспертную группу по морским авариям; что начали издавать серию “Капитаны”; что пригласили капитанов общаться семьями на так называемых капитанских балах... А сильна ассоциация людьми, чей высокий авторитет хорошо известен в обществе. Это наш первый президент М. В. Соболевский, нынешний вице-президент М. Н. Либензон,

В. И. Абоносимов, капитаны портов А. И. Бевзюк и В. С. Шерстобитов, капитаны В. В. Дурнев, В. В. Сергиенко, Р. А. Зайнигабдинов, А. П. Закора и десятки других капитанов. Недавно к нам в президиум заглянул капитан Г. М. Лебедев, который в рядах ДВ АМК с самого ее образования. Так вот, ему уже 82 года, а он только недавно вернулся из длительного рейса. Такие люди - золотой фонд любой судоходной компании и нашей ассоциации тоже.

- Что сейчас беспокоит капитанское сообщество?

- Многое. Высокая безработица, низкая зарплата, слабая социальная защищенность моряков, отсутствие цивилизованного рынка труда, в силу чего разные проходимцы часто продают моряков в кабалу, недостаточное внимание городских и краевых властей к проблемам экологии наших бухт и заливов, наконец, разобщенность морской общественности в решении всех этих проблем. Нас не может не беспокоить неадекватная реакция государства на проблемы моряков и рыбаков.

- Что бы вы хотели пожелать капитанам дальнего плавания в канун славного десятилетия вашей ассоциации?

- Крепить единство. Недаром девиз нашей ассоциации - “Единство для безопасности на море”. И, конечно же, здоровья, счастья в семье и долгого безаварийного капитанства.

Автор : Алексей Распутный, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
“Айко-Кэн” до сих пор не получила денег

19 января 1999 года в материале “Моральное банкротство Василия Полещука”, опубликованном в газете “Владивосток”, говорилось о договоре уступки права требования кредитора, который был подписан между АО “Дальэнерго” и компанией “Айко-Кэн”, поставлявшей уголь для электростанций Приморского края.

И морскому ежу понятно,

Любите ли вы мармелад? Конечно. А конфеты “Птичье молоко”? Ну кто же их не любит! Причем настоящие гурманы, конечно, замечают, что “Птичье молоко” из Москвы по вкусу значительно уступает владивостокскому, фабрики “Приморский кондитер”, хотя изготавливаются конфеты по одному рецепту. В чем секрет? В агаре.

Уссурийск-2000: наступят времена почище?

Город квадратный, равнинный, пятиэтажный. По большому счету довольно безликий, но чистый, ухоженный, самобытный, что особенно подчеркивают красивые старые особняки и архитектурные ансамбли. Завоевал недавно звание самого чистого города Приморского края. Сейчас здесь активно работают над новым генеральным планом города и района, концепция его разработана российским научно-исследовательским институтом урбанистики. Все ее положения до того радикальны и оригинальны, что невольно начинаешь верить в светлую идею “Уссурийска XXI века”. Идею, по замыслу которой город наконец обретет свое лицо, станет благоустроенным и экономически развитым.

Можно ли честно торговать на рынках?

Я хочу с вами поделиться не как покупатель, а как продавец, так как несколько лет проработала на рынке, и всю эту “обманную кухню” видела своими глазами. Мы с мужем работали сами на себя, оба пенсионеры, помогали выжить самим себе и государству - отдали больше половины своих доходов. Cудите сами.

А ярмарки будут с музыкой

Юрий Копылов принял ряд постановлений, привносящих изменения в правила торговли во Владивостоке. Среди них - решение о прекращении еженедельных ярмарок на центральной площади города. Создавались они как место, где приморские крестьяне смогут дешево, с минимальными накрутками продавать свою продукцию, но со временем превратились в настоящие “барахолки”, где царили перекупщики. Ярмарки на площади все-таки будут, но только в праздничные и торжественные дни. Причем ярмарки в полном смысле этого слова - с музыкой, скоморохами, народным гуляньем. В остальные же дни селяне смогут торговать на специально отведенных площадках в разных районах города.

Последние номера