Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Все повторится?..

Как-то, работая в Российском государственном архиве военно-морского флота, я обнаружил любопытный документ, датированный февралем 1921 года. Повеяло от него чем-то до боли знакомым, будто встали передо мной многие нынешние проблемы со всей своей безысходностью...

Как-то, работая в Российском государственном архиве военно-морского флота, я обнаружил любопытный документ, датированный февралем 1921 года. Повеяло от него чем-то до боли знакомым, будто встали передо мной многие нынешние проблемы со всей своей безысходностью...

Это был протест командующего Сибирской военной флотилией контр-адмирала Николая Ивановича Черниловского-Сокола, направленный им в совет управляющих отделами Приморского областного управления. Касался он решения штатно-контрольной комиссии о постановке миноносцев флотилии на долговременное хранение, а по сути о ликвидации русского военного флота на Тихом океане.

В 1920 году земское правительство Приморья не признало власть Дальневосточной республики. Верхнеудинское временное правительство ДВР пыталось объединить вокруг себя сформированные в Сибири и на Дальнем Востоке после падения власти А. Колчака областные правительства.

Зимняя кампания 1920-1921 гг. для Сибирской флотилии, дислоцирующейся во Владивостоке, выдалась тяжелой. В результате японского мятежа 4-5 апреля были убиты в крае тысячи неповинных людей, разрушены коммуникации, разграблены боевые суда флотилии. Усугублялось положение острым финансовым и продовольственным кризисом. Отсутствие денежных средств на покупку угля для судов ставило флотилию в крайне тяжелые условия - она могла “разморозиться”. Решение комиссии правительства о постановке боевых судов на долговременное хранение, казалось, было обосновано. Но этот шаг вызвал резкий протест командующего Н. Черниловского-Сокола, так как “... в составе действующих судов не оказывается ни одного, имеющего специально военно-морской облик, а остаются суда для транспортного значения”. Далее он доказывал, что вопрос о том, быть или не быть русскому военному флоту в тихоокеанских водах, не может ставиться в зависимость от тех или других финансовых соображений областного управления и должен решаться лишь центральным правительством.

На Тихом океане лишить Россию флота пытались японские интервенты, используя апрельские события 1920 года. Во время мятежа они захватили Сибирскую флотилию. Впервые в истории русского флота без боя был спущен Андреевский флаг... Военно-морское командование Японии подписало с начальником дивизиона миноносцев лейтенантом С. Носиловым унизительные для русского флота и офицеров флотилии условия. Судам было запрещено без разрешения японского командования выходить в море, иметь оружие, боеприпасы, офицерам запрещалось переходить с одного судна на другое, носить оружие и т. д. Только благодаря длительным переговорам командующего флотилией Н. Черниловского-Сокола и командующего морскими и сухопутными силами Приморского района В. Болдырева удалось заключить новое соглашение, по которому Россия оставляла за собой право иметь на Тихом океане свой военно-морской флот.

“Совершенно невозможно, - доказывал Н. Черниловский-Сокол, - чтобы Приморская область... отказалась бы от права на омывающее ее море... В ближайшие десятилетия центр мировых событий несомненно перейдет на побережье Тихого океана. Борьба за торговое преобладание, за внешний рынок разразится именно здесь”. Свой протест командующий закончил словами: “Странный вид имеет военный порт Владивосток без единого русского корабля военного типа, в то время как на рейде стоят военные стационеры соседних государств”.

Автор : Александр ТУШКОВ, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
“Айко-Кэн” до сих пор не получила денег

19 января 1999 года в материале “Моральное банкротство Василия Полещука”, опубликованном в газете “Владивосток”, говорилось о договоре уступки права требования кредитора, который был подписан между АО “Дальэнерго” и компанией “Айко-Кэн”, поставлявшей уголь для электростанций Приморского края.

И морскому ежу понятно

Любите ли вы мармелад? Конечно. А конфеты “Птичье молоко”? Ну кто же их не любит! Причем настоящие гурманы, конечно, замечают, что “Птичье молоко” из Москвы по вкусу значительно уступает владивостокскому, фабрики “Приморский кондитер”, хотя изготавливаются конфеты по одному рецепту. В чем секрет? В агаре.

'Соевая корова' на бобах не оставит

В Приморье есть 46 установок по переработке сои, на которых можно производить самые разнообразные продукты питания. К сожалению, многие из них пока простаивают, а вот в Большом Камне у предпринимателя Владимира Прометова работают две.

Дави масло, фермер

У “Аскольда” очередная новинка в выпуске товаров гражданского назначения - экструдер. Это малогабаритный агрегат для производства растительного масла из сои методом выдавливания, исключающий применение химических реактивов, дающий экологически чистый продукт.

“ПМП” принято в “Интертанко”

ОАО “Приморское морское пароходство” принято в престижную ассоциацию “Интертанко”. Это международная организация независимых владельцев танкеров, под эгидой которой числятся около 70 процентов всего мирового танкерного флота.

Последние номера