Рыбацкий сейнер “задробили” во время обыска

Очередное ЧП с участием российских моряков зафиксировано в начале февраля в японском порту Отару (губернаторство Хоккайдо).

12 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №543 от 12 февр. 1999

Очередное ЧП с участием российских моряков зафиксировано в начале февраля в японском порту Отару (губернаторство Хоккайдо).

Российские моряки должны быть предельно осторожны в портах Японии

1 февраля сюда прибыл под выгрузку российский рыболовный сейнер “Кинкиль” (порт приписки - Владивосток, судовладелец - компания “Русский Восток”), имеющий на борту 3.200 килограммов краба. После того как японские власти оформили приход судна, “Кинкиль” встал к причалу под выгрузку. Однако назавтра, 2 февраля, с повторной проверкой на борт прибыли представители местного отделения УБМ (управление безопасности на море - аналог нашей погранслужбы). В ходе обыска капитану Владимиру Литвишко было предложено открыть единственный имевшийся на судне сейф. Вместе с паспортами 15 членов экипажа и некоторыми судовыми документами взору проверяющих предстали и 4 охотничьих патрона, снаряженных дробью. Для Японии, где контроль над оружием и боеприпасами осуществляется чрезвычайно жестко, подобное является фактом злостной контрабанды.

На соответствующие вопросы представителей японских властей капитан сообщил, что патроны принадлежат ему, валялись несколько месяцев после какой-то давнишней охоты в кармане куртки, которую он случайно надел перед выходом в рейс. Обнаружив их уже в рейсе, благоразумно решил убрать от греха подальше в сейф. После этих объяснений Литвишко был немедленно задержан и доставлен в камеру предварительного задержания местного отделения УБМ, где ему пришлось находиться в течение суток. К счастью для российского моряка, до суда дело не дошло (хотя закон и позволял это сделать), японская сторона решила ограничиться штрафом в размере 50.000 иен (приблизительно 440 долларов США). Патроны изъяты, арест с капитана и судна снят. К минувшим выходным “Кинкиль” уже успел вернуться в приморский порт Ольга, и как сообщил по телефону корреспонденту “В” капитан этого порта Иван Поддубняк, на днях “Кинкиль” благополучно снялся в очередной промысловый рейс в Японское море.

Генеральный директор компании-судовладельца “Русский Восток” Геннадий Овчинников, комментируя в беседе с корреспондентом “В” сложившуюся ситуацию, отметил, что, на его взгляд, налицо определенный “беспредел” со стороны японских властей. “Я знаю, что во многих странах мира существует так называемая “черная таможня”, которая уже после оформления прихода может нагрянуть на судно и устроить тотальный обыск. Но согласитесь и с тем, что после начала грузовых работ на судне побывало множество посторонних людей и подбросить при желании можно все что угодно. Другой вопрос: имели ли право проверяющие требовать от капитана вскрытия сейфа? Ведь там могут храниться документы, отнюдь не предназначенные для посторонних глаз. Сейчас наша компания разрабатывает для капитанов специальную инструкцию по поведению в подобных условиях...”

Уточняя некоторые детали происшедшего, мы связались и с нашими японскими коллегами, работающими в корреспондентском пункте газеты “Хоккайдо симбун” в Отару. Как они сообщили, именно сейчас - с 1 по 28 февраля - силами японского УБМ проводится месячник по усиленной борьбе с контрабандой оружия и боеприпасов. Не секрет, к сожалению, что в этом плане в последние годы российские моряки завоевали весьма дурную репутацию. И внимание к ним в течение месячника, да, наверное, и впоследствии явно будет усиленным...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"