Что может быть реальнее продукции?

И тем не менее Ярославскому ГОКу приходится с трудом пробиваться на внутренний и мировой рынок В Ярославке, что в Хорольском районе, появились два академика. Самых настоящих. В свои ряды Международная академия минеральных ресурсов приняла Виктора Коршунова и Владимира Шестовца - соответственно внешнего управляющего и главного инженера горно-обогатительного комбината. Первый, уже имея высокое звание “Заслуженный машиностроитель”, стал ее действительным членом, а второй - кстати, кандидат технических наук - членом-корреспондентом.

10 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №541 от 10 февр. 1999

И тем не менее Ярославскому ГОКу приходится с трудом пробиваться на внутренний и мировой рынок В Ярославке, что в Хорольском районе, появились два академика. Самых настоящих. В свои ряды Международная академия минеральных ресурсов приняла Виктора Коршунова и Владимира Шестовца - соответственно внешнего управляющего и главного инженера горно-обогатительного комбината. Первый, уже имея высокое звание “Заслуженный машиностроитель”, стал ее действительным членом, а второй - кстати, кандидат технических наук - членом-корреспондентом.

Эту весть с соответствующими документами накануне пуска третьей очереди комбината, происшедшего на прошлой неделе, в Ярославку привез доктор технических наук, академик Сергей Черных, который вместе со своим научным подразделением в последнее время начал активно сотрудничать с предприятием. Так что для руководителей на прошлой неделе случился двойной праздник, а может, и тройной. Потому что помимо пуска линии флотации, второй по счету, и почетных званий они уже знали некоторые социально-экономические итоги работы предприятия в прошлом году.

От буХАНки хлеба - до твердой зарплаты

Когда Виктор Коршунов в качестве внешнего управляющего приехал в Ярославку, комбинат, естественно, стоял. Произошла с ним обыденная по нынешним временам история: потеряв по разным причинам рынки сбыта, задолжав астрономические суммы кредиторам, ГОК попал под процедуру банкротства. И может, постигла бы его судьба абсолютного большинства других приморских предприятий, распроданных внешним и конкурсным управлением, не имей - сейчас это можно сказать с абсолютной уверенностью - Виктор Коршунов просчитанного плана возрождения предприятия.

Но на первых порах перед ним встала даже не инженерно-техническая и экономическая проблема, а сугубо житейская: как уговорить - именно уговорить - рабочих, которым и так уже давно не платили, еще немного потерпеть и бесплатно по-ударному потрудиться. Уговорил, но пришлось и специалистам, и ему самому поработать в сфере снабжения продуктами питания. Тогда, согласно распределенным обязанностям, персонально Виктор Коршунов каждодневно решал “простейшую” задачу - ежесуточное обеспечение каждого работника буханкой хлеба. Решал, надо сказать, успешно.

О героических буднях подготовки фабрики к пуску - тогда запускали две секции четвертой очереди - “В” уже подробно писал. А итог на сегодняшний день таков. Первые тонны плавикошпатового концентрата были произведены в начале января прошлого года, а к концу года их уже было 110 тысяч. Причем они были не только произведены, но, главное, проданы. Иначе не сумел бы “генералитет” комбината погасить 11-месячную (!) задолженность по зарплате, что, с одной стороны, позволило в кратчайшие сроки, 3 февраля этого года, запустить еще одну линию флотации на третьей очереди, а с другой - поднять на качественно новый уровень отношения управленцев и рабочих.

В целом ГОК в прошлом году сработал с небольшим минусом. Образовался он из-за больших затрат на восстановительные работы, в том числе вот на этой третьей очереди. Что касается ее, то, во-первых, она позволит остановить работающие мощности на профилактику, а во-вторых, она увеличила мощность самого комбината по производству плавикошпатового концентрата до 250 тысяч тонн в год. Напомним, что в лучшие свои годы ГОК производил 340 тысяч тонн. Так что постепенно комбинат приобретает прежние очертания и даже более того.

Не шпатом единым

В былые времена ГОКу не надо было искать рынки сбыта концентрата плавикового шпата. Советский Союз проглатывал весь произведенный объем и требовал еще, однако более чем на 90 с небольшим процентов Ярославский ГОК потребности страны закрыть не мог. Теперь ситуация изменилась на прямо противоположную. И специалисты комбината стали искать новые, как теперь говорят, альтернативные источники добывания денег. И они в общем-то найдены, но пока для реализации этих планов не хватает мощностей.

Первый из них - производство цинкового концентрата. Антон Левман, начальник отдела маркетинга владивостокского представительства комбината, который, кстати, готовил бизнес-план по этой теме, считает, что за эту продукцию зарубежные партнеры будут драться. Только выброси ее на рынок. Для этого нужны “мелочи”: дополнительная дробилка, конвейер и площадка для хранения. Впрочем, если по каким-либо причинам возникнут проблемы с реализацией плавикошпатового концентрата - ведь в этом году комбинат может произвести его в два раза больше, чем в прошлом, то очень даже может быть, что под производство цинкового концентрата будет задействована только что запущенная линия флотации - не простаивать же ей, коли запустили. А уж с пуском второй очереди, к чему сейчас вплотную подошли специалисты, наверняка цинковый концентрат производства Ярославского ГОКа появится на внутреннем и зарубежном рынке. Производить его комбинат сможет до 1500 тонн в месяц.

Кстати, о второй очереди. Академик Сергей Черных в Ярославку приехал не только затем, чтобы вручить академические свидетельства руководителям комбината. Но в первую очередь для того, чтобы попытаться внедрить именно на второй очереди новую технологию флотации. В ее оценках Сергей Иванович был более чем скромен, однако выделил ее главные преимущества. В предлагаемом оборудовании не будет вращающихся частей, что снижает шумность на несколько порядков. В технологии использован принцип пневматики, работать будет воздух. И главное: на 35-50 процентов снижаются энергозатраты.

Служба маркетинга рассчитала также бизнес-план карьера “Известковый”, что на Дачном месторождении, и уверен, что дело и тут пойдет. Основная продукция карьера - известковый щебень, на поставки которого уже заключил договор Раздольненский строительный завод. Заинтересовались им и на Уссурийском сахзаводе - использование извести там предусмотрено технологией. Дело пошло бы еще более активно, если бы на комбинате могли делать из щебня известь. То есть тут ничего сложного нет, было бы соответствующее оборудование.

Отсутствие свободных средств - вот главная помеха реализации разработанных планов. Именно по этой причине комбинату приходится отпускать с другого карьера 10-15-тонные “булыжники” высококачественного гранита. Их везут в Дальнегорск, там пилят на плитку и продают даже в Японию. Кстати сказать, при строительстве мемориала “Победа” на Поклонной горе, что в Москве, тоже использована продукция, произведенная именно из этого самого гранита.

Иначе говоря, Ярославский ГОК при определенных условиях может превратиться в многопрофильное предприятие. Вернее, оно, конечно же, останется сугубо горным, но зато ассортимент предлагаемой продукции может быть значительно расширен. Впрочем, опять-таки если будет налажен эффективный сбыт, эта ахиллесова пята комбината, да и не только его.

Торговать мешает... государство

Главный производитель плавикошпатового концентрата в мире - Китай, поставляющий на внутренний и мировой рынок 2,5 миллиона тонн концентрата в год. Его боятся все производители этой продукции. Потому что концентрат там дешев - на подобных предприятиях Китая до сих пор используется ручной труд; с высоким содержанием шпата - 97 процентов (на Ярославском ГОКе - 92 процента, дальнейшее повышение содержания влечет порядковое повышение себестоимости); наконец, Китай без особых для себя потерь может цену понизить, то есть сыграть на демпинге.

Но самое поразительное, что главным конкурентом на внутрироссийском рынке для ярославцев стал даже не Китай, а Монголия. Там в свое время был построен комбинат при техническом содействии нашей страны, который в те годы поставлял нам только недостающую часть концентрата. Однако в бытность первого вице-премьера Олега Сосковца с монгольского концентрата сняли таможенные пошлины, он сразу же стал дешевле ярославского, и российский потребитель, естественно, стал брать исключительно его. И еще, конечно, из Китая.

Мы можем только предполагать, впрочем, с достаточной долей истины, о настоящих причинах столь явной протекционистской по отношению к монгольским конкурентам политики тогдашнего первого вице-премьера - без чьего-либо персонального рублево-валютного интереса здесь явно не обошлось. Однако совершенно точно, что именно это решение в конце концов погубило процветающий комбинат, практически вставший еще в 1995 году. Вот почему Виктор Коршунов вздохнул облегченно, когда 20 ноября не без давления со стороны администрации Приморья и благодаря пробивным способностям Евгения Наздратенко вышло постановление правительства о введении таможенных пошлин на монгольский концентрат. Но уже 7 января он же в бессилии и ярости стукнул кулаком по столу - вышло решение Государственного таможенного комитета о снятии этих самых пошлин. Как и всегда в России, не понять, у какого же из этих ведомств козыри старше.

Государство будто нарочно не дает развернуться комбинату. Даже электроэнергию монгольские горняки получают из нашего Гусиноозерска по льготным ценам. Если местные власти как могут помогают ярославцам - например, Сергей Дудник сообщил, что краевая дума “простила” ГОКу пеню на местные налоги, комбинат “сидит” на льготном тарифе по электроэнергии, банк “Меркурий” дал заемные средства для пуска третьей очереди, то в Москве все обстоит как раз наоборот.

Кстати сказать, точно в такой же ситуации по сбыту оказался и Забайкальский ГОК, и там уже “зашевелился” президент Бурятии. Если наши краевые власти объединят усилия с бурятскими, то, может, и удастся в столичных кабинетах настоять на своем. Впрочем, на комбинате понимают, что борьба с отечественным чиновничеством ни в коей мере не должна мешать собственным поискам рынков сбыта. И потому ОАО “Ярославский горно-обогатительный комбинат” открыло свое представительство во Владивостоке.

Это не дань моде, а веление времени. Представительство занимается тем, чем раньше на комбинате не занимались вовсе - просто не было необходимости: бизнес-планированием, стабилизацией материально-технического снабжения, отношениями с таможней, транспортными организациями... Сидя в Ярославке, эту деятельность вести эффективно было бы крайне затруднительно. Хотя бы из-за отсутствия эффективных средств связи - факс в Ярославку из Владивостока пробивается час и более. Не говоря уже о личных контактах, чрезвычайно важных в коммерческой деятельности.

В представительстве уже появились и кое-какие наработки. К примеру, очень осторожно, но настойчиво оно пытается выйти на рынок ряда стран АТР. Изучается конъюнктура и в США, куда в ближайшее время будут отправлены опытные образцы концентрата для химанализов. Ведь помимо цены и содержания концентрата потребителей интересуют и другие качественные характеристики. К примеру, в Ярославке концентрат - что пудра, а в Китае - что песок. Какой предпочтительнее для конкретного производства, решать, конечно, технологам покупателей.

И все же еще большие надежды на комбинате связывают с изменением курса правительства. И когда премьер Евгений Примаков говорит о том, что в первую очередь его команда окажет помощь реальному сектору экономики, то в Ярославке так понимают, что это и об их родном ГОКе. Ибо нет ничего реальнее работающего горно-обогатительного комбината, дающего и заработок пока что полуторатысячному коллективу, и продукцию, и прибыль, из которой отчисляются налоги. Дающего, в конце концов, жизнь целому поселку.

Итак, на Ярославском горно-обогатительном комбинате пущена еще одна линия флотации, и предприятие приобрело две трети своей былой мощи. По этому поводу было сказано много восторженных речей и самими комбинатовцами, и гостями. И это не случайно. Ведь в крае это единственный случай, когда процедура банкротства оказала действительно благотворное влияние на судьбу производства, на судьбу коллектива. Но сразу же зашевелились и некие структуры, вышедшие с предложением покупки акций. Вот еще одна задача, которая тяжким грузом ложится на плечи внешнего управляющего Виктора Коршунова, - не допустить еще второго передела собственности, комбинат этого просто не выдержит. И хотя вице-губернатор края, председатель комитета по управлению имуществом Геннадий Токуленко пообещал ему в деле сохранения акций в государственном “кармане” всяческое содействие, мы все понимаем, что вокруг оживающего и уже в принципе рентабельно работающего предприятия еще предстоят бои далеко не местного значения.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"