За рулем и за рублем

Государственная инспекция по безопасности дорожного движения УВД Приморья признана одной из лучших в Сибири и на Дальнем Востоке, а по некоторым показателям лидирует в целом по стране. Такая оценка прозвучала на общероссийском селекторном совещании МВД страны под руководством заместителя министра генерал-полковника милиции Петра Латышева.

9 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №540 от 9 февр. 1999

Государственная инспекция по безопасности дорожного движения УВД Приморья признана одной из лучших в Сибири и на Дальнем Востоке, а по некоторым показателям лидирует в целом по стране. Такая оценка прозвучала на общероссийском селекторном совещании МВД страны под руководством заместителя министра генерал-полковника милиции Петра Латышева.

Сбор руководителей управлений ГИБДД всех без исключения республик, краев и областей был вызван теми широкомасштабными реформами, которые МВД проводит сейчас в структуре инспекции. Кардинальные изменения в деятельности региональных служб потребовали и нового подхода в общении с подчиненными.

Заместитель министра Петр Латышев и начальник управления собственной безопасности МВД Александр Макарычев по селектору озвучили общую ситуацию в стране и выделили наиболее коррумпированные и криминализированные регионы. Когда слышишь сообщаемые через динамик факты и данные проверок по злоупотреблениям ребят с жезлом на дорогах западной части страны, становится не по себе. Вот только 2 примера.

В Свердловской области 75 процентов водителей в опросах независимой социологической службы отметили некомпетентность (даже в знаниях правил дорожного движения), грубость и повальное взяточничество инспекторов. В ходе аттестаций десятки людей лишились погонов или понижены в должности, вплоть до начальника управления. Профилактические операции на Урале в службах административной практики, РЭО, районных и городских отделах вскрыли вопиющие факты мздоимства, бытовых и служебных преступлений у милиционеров. 54 сотрудника отданы под суд. И если Москва сделала свои выводы, то Екатеринбург пытается отделаться банальными оправданиями.

Ростовская область занимает первое место в России по поборам с водителей со стороны сотрудников контрольно-пропускных постов. Через этот регион протянулись стратегические автомобильные магистрали с Украины в Поволжье, с Северного Кавказа в центральные области, и через несколько десятков километров возле крупных городов и небольших станиц расставлены КПП. И почти на всех инспектора каждый день вымогают у водителей деньги. Это показали проверки на дорогах, когда переодетые офицеры службы внутренней безопасности с диктофонами и скрытыми камерами пытались на грузовиках или стареньких “Жигулях” проехать мимо них. Меры против пойманных с поличным приняты, но ведь это целая система. Руководство МВД считает Дон своим самым большим стыдом и позором.

В отличие от некоторых своих коллег, приморские инспектора объективны и не продажны. Они в первую очередь стараются защитить права и интересы граждан. Это показали данные опроса, проведенного в конце минувшего года независимыми экспертами среди респондентов - участников движения. Нашим сотрудникам ГИБДД доверяет подавляющее большинство водителей, что подтверждают звонки людей по телефону доверия. Из 2,5 тысячи опрошенных только 4,21 процента в крае негативно относятся к “гаишникам”.

Как сообщил в докладе на селекторном совещании заместитель начальника УВД края полковник милиции Юрий Орленко, в ходе постоянных проверок и аттестаций из-за правонарушений только 8 сотрудников уволены из органов. Из них двое за виновность в ДТП, троих погнали за бытовые проступки, и лишь остальные трое - за взятки. Причем один инспектор нашел чужие права и только хотел за это с хозяина получить 200 американских долларов.

В то же время личный состав приморской инспекции укомплектован всего на 28 процентов, задержки по заработной плате достигают 4 месяцев. Несмотря на недостаточное финансирование, продолжается техническое перевооружение всех подразделений. Только в сентябре-октябре появилось 211 новых радиостанций, 48 автомобилей. К настоящему времени весь транспорт в крае внесен в базу данных. В ближайшее время число сотрудников дорожно-патрульной службы увеличится еще на 140 человек, администрация готова на это выделить деньги. Все сотрудники вплоть до рядового и младшего командного состава теперь периодически проходят обучение в центрах.

Объективности ради стоит отметить высокую аварийность на дорогах Приморья. И главными виновниками здесь становятся водители личного автотранспорта. Их доля в общем числе происшествий увеличилась с 62 до 72 процентов. По этой причине резко выросли и все остальные показатели по аварийности с учетом погибших и травмированных людей.

По мнению начальника управления ГИБДД УВД края полковника милиции Виктора Волкова, если регион и лидирует на востоке страны по числу аварий, то оно и понятно. У нас автомобилей в несколько раз больше на душу населения, чем в соседних субъектах федерации. К тому же весь транспорт из-за границы - из Японии и Южной Кореи - следует в Россию через наши порты и дороги. Да и отсутствие цивилизованных транспортных артерий влияет на ухудшение показателей.

Тем не менее тотальные профилактические меры милиции позволили во второй половине прошлого года переломить ситуацию. Аварийность резко пошла на убыль. А количество мелких дорожно-транспортных происшествий упало сразу на 9 процентов. Совместно с дорожно-ремонтными и коммунальными службами и органами местного самоуправления ведется активная работа по улучшению состояния магистралей. Приняты жесткие меры воздействия на виновников тяжелых правонарушений (езда за рулем в пьяном виде, превышение скорости движения, неподчинение требованиям инспекторов, выезд на встречную полосу).

В завершение селекторного совещания руководство МВД и главного управления ГИБДД определило приоритеты дальнейшей деятельности. Во-первых, депутатам Государственной думы предложено принять новый Административный кодекс, в котором следовало бы ужесточить наказания. Это даст возможность инспекционным службам более эффективно бороться со злостными нарушителями правил дорожного движения. Во-вторых, подразделениям на местах поставлена задача обеспечить свободную и своевременную замену водительских удостоверений на новые образцы, а также получение современных номерных государственных знаков. Ну и, конечно, будет продолжена борьба внутри служб ГИБДД с собственными нарушителями закона - за чистоту кадров. Инспектор с жезлом должен стать на дороге помощником, а не врагом водителя.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"