Скажи-ка, дядя, ведь не даром играют звезды в НХЛ?..

Едва ли не главным событием в спортивном мире стало возвращение на лед Павла Буре. Около 9 месяцев длилась тяжба, которую затеял вокруг российского легионера ряд клубов Национальной хоккейной лиги. В далеком от хоккейных бурь Владивостоке за Павла переживал один из самых его верных болельщиков - родной дядя, первый вице-губернатор Приморья Константин Толстошеин.

9 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №540 от 9 февр. 1999

Едва ли не главным событием в спортивном мире стало возвращение на лед Павла Буре. Около 9 месяцев длилась тяжба, которую затеял вокруг российского легионера ряд клубов Национальной хоккейной лиги. В далеком от хоккейных бурь Владивостоке за Павла переживал один из самых его верных болельщиков - родной дядя, первый вице-губернатор Приморья Константин Толстошеин.

“Русская ракета” обрушилась на соперников

Честно отслужив “Ванкуверу” 7 лет, Павел считал себя обделенным. Не из-за денег, Буре больше не видел перспектив для дальнейших выступлений за аутсайдера последних сезонов НХЛ “Ванкувер Кэнакс”. “Русская ракета” не скрывает, что мечтает выиграть Кубок Стенли.

“Деньги очень важны в нашей жизни, но все-таки они не самое главное. Я пошел на жертвы ради принципа. Потому что боролся не за контракт, а за свой обмен в другой клуб”, - говорил во время своего вынужденного простоя Павел в интервью спортивным изданиям.

И вот ситуация разрешилась. Павел переехал из дождливого канадского города в солнечную Флориду, где начал свои выступления за местных “Пантер”. Результат превзошел самые смелые прогнозы оптимистов. Вот уже две недели игра “русской ракеты” является предметом главных пересудов спортивного мира.

В первой же игре за “Флориду” Павел становится героем, забрасывая две шайбы в ворота “Айлендерсу” - 4:2. В следующем матче тоже в Нью-Йорке против “Рейнджерс” опять победа - 2:1, и вновь фамилия Буре загорается на табло: на его счету одна шайба. Третий поединок “Флорида” проводила на поле одного из лидеров лиги в Филадельфии. Счет матча - 3:3, все шайбы у “Флориды” на счету “русской ракеты”. Четвертый матч уже на своем поле против “Монреаля”. Павел впервые в новом сезоне ушел с площадки без гола, но все равно сказал решающее слово: с его подачи была заброшена победная шайба - 2:1. И только в пятой игре с “Даллас Старс” “Флорида” эпохи Буре терпит поражение от лидирующего в чемпионате НХЛ соперника - 2:5. Но Павел опять-таки говорит свое слово - забивает очередной гол. В последнем матче с “Торонто”, выигранном 5:2, он опять увеличивает свой “лицевой счет”: гол и две результативные передачи.

Если по итогам регулярного сезона Буре сохранит эту скорострельность, он наберет по системе “Гол плюс пас” 74-76 очков - гроссмейстерский результат.

Буренка вскормила мороженым бабушка

Как же появился феномен Буре? Давайте пройдем еще раз его путь в большой хоккей.

Акушерки одного из роддомов и представить себе не могли, что белокурая москвичка по имени Татьяна родила не просто мальчика весом в четыре килограмма - в тот день на свет появилась “русская ракета”. В тот самый день его отец Буре-старший комкал в руках пальто жены и, всхлипывая, повторял одно и то же: “Не нужен мне никто, главное, чтобы Танечка осталась жива”. На что его мама в сотый раз повторяла: “Володя, перестань. Слава богу, в семье Буре от этого еще никто не умирал”.

“Пашка мне достался тяжело, и рожала я его долго, - вспоминала позже Татьяна Львовна Буре. - Все трещинки на потолке в палате изучила. Закрою глаза, а этот непонятный рисунок до сих пор в памяти”.

Имя малышу дала бабушка - мама Владимира. “Раз уж первенец, пусть будет Павлом в честь прапрапрадеда”, - рассудила она. “Меня в детстве называли Буренок. Папу так все называли. Ну и меня потом стали. Так что имя перешло по наследству”, - говорит сегодня Павел.

Отец Павла - олимпийский чемпион по плаванию - тогда еще вел активную спортивную жизнь. Основные заботы по воспитанию Павла, а затем и Валерки легли на плечи Татьяны и бабушки. “Паша часто звонил мне на работу, спрашивал, во сколько приду домой, - вспоминала позже Татьяна Львовна. - Сослуживцы все удивлялись: “Надо же какой внимательный сын!” А дети, оказывается, в мое отсутствие устраивали дома кавардак, а к приходу мамы его разбирали. Для этого им и нужно было знать, во сколько я возвращаюсь”.

“Деньги, когда мы к бабушке приезжали, она давала нам по рублю, мы тратили с братом на мороженое. Покупали самое большое - за 48 копеек. Брикет такой в серебряной фольге. Принесешь его домой, спрашиваешь у родителей: “Будете?”, а они: “Да нет, сами ешьте”. Я тогда думал, как это можно от мороженого отказаться. Такого не бывает. А с годами понял, оказывается, бывает”, - вспоминает сегодня Павел.

Уже в 18 лет он стал звездой, блистая в чемпионате СССР в знаменитом “тихоновском” ЦСКА. Юная тройка Павел Буре - Сергей Федоров - Александр Могильный выходила на лед после таких асов, как Макаров - Ларионов - Крутов и Хомутов - Быков - Каменский. Но шло время, и вместе с рыночными отношениями менялся менталитет наших игроков. Уехали все лидеры, после Олимпиады 1988 года убежал за океан Могильный, через год не вернулся из Швеции Федоров. Буре уезжал из этой тройки последним. Не без скандала, но и без бегства.

Кубок Стенли к олимпийским медалям

НХЛ в шоке. В истории профессионального хоккея еще не бывало, чтобы после 9-месячного перерыва игрок демонстрировал столь высокий класс. А Павел ничего особенного в этом не видит, скромно считая, что еще не раскрыл свой потенциал.

Своей сегодняшней игрой Павел “пока недоволен”. Тренер же “Флориды” Терри Мюррей прямо говорит, что “ждет от Павла чудес”.

Справка “В”. За семь лет в НХЛ до начала нынешнего сезона Павел Буре провел 488 матчей (все в “Ванкувере”). В них Павел набрал 544 очка по системе “гол плюс пас” (288 голов, 256 результативных передач). По итогам своего первого НХЛовского сезона получил “Колдер Трофи” - приз лучшего новичка сезона. В 1992-93 году установил рекорд “Ванкувер Кэнакс”, став первым в истории клуба, кому покорился рубеж в 50 голов и 100 очков за сезон. В следующем сезоне забросил 76 шайб, а “Ванкувер” вышел в финал Кубка Стенли, но проиграл его.

Удивительно, что Павел Буре не выигрывал в своей жизни турниров, кроме чемпионатов государства под названием СССР. При этом и в России, и за океаном он обладает просто бешеной популярностью.

Кстати, его желание вырваться из слабенького “Ванкувера” в более сильную команду объяснимо. Можно проиграть в лиге всю жизнь, но так и не добиться победы в Кубке Стенли. А Павел “тянул в последнее время на себе всю игру с все тем же Александром Могильным и Марком Мессье”.

Кстати, он никогда не говорил публично о своих отношениях к бегству партнеров по тройке ЦСКА. Он считает, что каждый сам волен определять свое будущее. Для НХЛ, где зачастую все решает власть денег, точка зрения уникальная. И звезда уровня Буре сегодня может ее высказывать. Этими взглядами на жизнь и на хоккей и объясняется его поступок.

О своих родных он всегда отзывается тепло. Общается с братом по телефону чуть ли не каждый день. Благо, Валерий тоже играет в НХЛ, в “Калгари”. Отец сейчас находится в Москве, хотя дом у него теперь в Ванкувере - уже с новой семьей. Летом он является личным тренером братьев по физподготовке. Мать постоянно живет в Москве.

“Помню, после финала на Олимпиаде в Нагано я не сдержалась. Вышли мы с матерью Алеши Яшина, я увидела сыновей, и вместо того чтобы их подбодрить, как заплачу. Паша подошел, обнял и говорит: “Ну что ты, мама, выиграю я тебе олимпийское золото”, - говорила в одном из интервью Татьяна Львовна.

Без коньков на светский бал

Пока заокеанские хоккейные мужи спорили за право подписывать контракт с самым быстрым хоккеистом планеты, Павел в это время в родной Москве толкался на тусовках, посещал различные приемы и даже встретился в неформальной обстановке - за домашним обедом - с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Создавалось впечатление, что спортивные проблемы меньше всего волнуют хоккейного аса, связанного со своим клубом многомиллионным контрактом.

В его “зарубежной квартире”, шикарной вилле в лесу под Ванкувером, повсюду развешены фотографии: хозяин со знакомыми - Арнольдом Шварценеггером, Майклом Джорданом, Иосифом Кобзоном... “Я хорошо знаю Славу Зайцева, Валю Юдашкина. В этом году неделю высокой моды в Москве проводили наши знакомые. Люди, с которыми я близко общаюсь последние лет 5, они пригласили меня, я и пришел. Просто хотелось лично посмотреть шубы от Фенди, - говорит “русская ракета”. - Или как я мог отказать Алле Борисовне Пугачевой, которая пригласила меня на свои концерты? Думаю, никто от такого приглашения не отказался бы”.

Когда Павел семь лет назад уезжал в НХЛ, по совету знакомых женился на канадке. Рассчитывал, что это облегчит процедуру отъезда за океан. Та женитьба так и осталась только на бумаге, но о своих отношениях с женщинами Павел после этого предпочитает не распространяться: “Это мое личное дело. Меня всегда дома учили не выносить сор из избы, так что о своих отношениях с девушками никому не отвечу. Не люблю даже рассказывать, что и кому я купил или подарил. Не нравится и когда мне говорят “обо всех моих подругах”. Все - это сколько? У меня не так и много было знакомых”.

Загляните в семейный альбом

В последнее время, правда, Павел все чаще задумывается над будущей женитьбой. “Недавно вот стал дядей. Непривычно как-то было. Младший брат, маленький Валька (в семье именно так зовут Валерия Буре), и вдруг - уже папа... Я тут подумал, может, и мне жениться пора”, - думает он.

А дядя самого Буре живет во Владивостоке. Без преувеличения, один из самых верных его болельщиков - первый вице-губернатор края Константин Толстошеин.

Когда-то их предки жили в Сибири, но потом пути его деда и бабушки Павла Буре (родные брат и сестра) разошлись. Бабушка уехала в Москву, дед - на Дальний Восток.

Константин Борисович не без гордости любит вспоминать, что именно с его легкой руки Паша шагнул в жизнь. Будучи студентом ДВПИ, он как-то на каникулах оказался в Москве, а в это время аккурат и Пашка родился. Дяде пришлось забирать племяша из роддома...

Когда в Нагано проходили Олимпийские игры, Константин Борисович счел обязанным быть при деле и отправился в Японию. Яростно болел за племянников (в сборной России еще играл и младший Буре - Валерий). Там он и сфотографировался с Павлом.

В беседе с корреспондентами “В” Константин Борисович сказал, что мечтает, чтобы Павел побывал в Приморье. Надеемся, рано или поздно это случится. В свое время дядя в администрации Владивостока возглавил “команду профессионалов”. А теперь племяш показывает профессионалам, как надо играть в профессиональный хоккей.

Автор: С помощью Интернета, информационных агентств и личного архива "дяди Кости" публикацию подготовили Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, Дмитрий ХАБАЛОВ, Алексей РАСПУТНЫЙ, "Владивосток"