Дороги строить в Приморье умеют

По количеству автомобильного транспорта на душу населения Приморье занимает в Российской Федерации одно из ведущих мест. Интенсивность движения по главным автомагистралям края очень высока, особенно на подходах к краевому центру, где по автодорогам Хабаровск - Владивосток и Владивосток - Находка она превышает нормативную более чем в 10 раз.

9 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №540 от 9 февр. 1999

По количеству автомобильного транспорта на душу населения Приморье занимает в Российской Федерации одно из ведущих мест. Интенсивность движения по главным автомагистралям края очень высока, особенно на подходах к краевому центру, где по автодорогам Хабаровск - Владивосток и Владивосток - Находка она превышает нормативную более чем в 10 раз.

Именно на этих направлениях и ведутся основные строительные и реконструкционные работы.

Автомобильная дорога Хабаровск - Владивосток проходит по наиболее освоенным и экологически развитым районам Приморья, связывая с краевым и районными центрами свыше 100 населенных пунктов. Строилась она отдельными участками, начиная еще с царских времен и по 1939 год. Так же, как и большинство дорог в нашем крае, построенных в 40-60-е годы, по техническим параметрам и скоростным характеристикам она не соответствовала современному уровню развития автомобильного транспорта. За последние несколько лет дорога существенно преобразилась. С введением в строй путепровода в с. Вольно-Надеждинском обеспечено скоростное движение на участке трассы Владивосток - Раздольное, значительно улучшены технические параметры на участке Михайловка - Спасск-Дальний. Вдобавок в прошедшем году по этому направлению реконструировано более 23 км дороги, построено 5 мостовых переходов.

Среди последних - мост через реку Комаровку на участке автомобильной дороги в обход г. Уссурийска. Вопрос о строительстве автообхода возник еще в 70-х годах. По разным причинам воплотить эту идею в жизнь не удавалось. Но в 1996 г. комитетом дорожного хозяйства администрации края начато строительство почти 33-километровой дороги в обход Уссурийска, сдан мост, ведутся работы по созданию транспортной развязки и путепроводов. Полностью завершить объект планируется в 2004 году. Объездная трасса позволит значительно улучшить экологическую обстановку в городе, по центральной улице которого проходит весь транспорт, в том числе и большегрузные автомашины. Транзитный поток будет проходить мимо Уссурийска на большой скорости. Это позволит экономить топливо и удешевить доставку груза.

Не меньшее народнохозяйственное значение имеет дорога Владивосток - Находка. Благодаря ей более 30 населенных пунктов имеют выход к крупному порту международного значения Находка. В сентябре прошлого года здесь завершена реконструкция почти 10-километрового участка трассы, считавшегося до недавнего времени наиболее опасным. Любой водитель, проезжающий теперь этим путем, просто не узнает старую, извилистую, с крутыми поворотами, в ухабах дорогу. Параметры ее доведены до второй технической категории, что способствует наименьшему ограничению скорости движения, улучшению видимости на поворотах. Специально произведенная здесь поверхностная обработка, так же, как на автодороге Хабаровск - Владивосток, увеличивает сцепление, делая движение более безопасным.

Среди сданных объектов и участок автомобильной дороги Раздольное - Хасан, проходящей вблизи государственной границы с КНР.

В настоящее время в реконструкции находится 170 км дороги из 217. Если в 1997 году здесь впервые было уложено 6 км асфальтобетонного покрытия, то в 1998-м завершены работы на почти 10-километровом отрезке.

Столь широкомасштабное строительство дорог в Приморье началось сравнительно недавно - пять лет назад. До этого дороги тоже строились, но не такими темпами и не с таким размахом. Как же получилось, что в годы экономического упадка в целом по стране дорожная отрасль в Приморском крае развивалась?

Причин несколько. Одна из них - создание комитета дорожного хозяйства при администрации края вместо существовавшего ПРСО “Приморавтодор”. Суть преобразования не в смене вывески. Так произошел раздел на заказчика и подрядчика, что позволило более экономично расходовать денежные средства, значительно повысить требования к качеству выполняемых работ.

Простой пример. Построило одно из ДРСП вверенный ему объект некачественно, не уложилось в сроки. В следующий раз такое предприятие может получить заказ значительно меньшего объема, а то и вовсе без заказа останется - значит и без денег. И соответственно, наоборот. Такая политика привела к тому, что на тендерных торгах, проводимых комитетом дорожного хозяйства, в последние годы предприятия буквально бьются за лучшие заказы на строительство тех или иных объектов.

Сдаточных объектов в минувшем году у дорожников Приморья было как никогда много: введено в эксплуатацию 74 километра дорог, построено 11 мостовых переходов общей длиной почти 900 погонных метров. Объем выполненных работ велик и значительно превышает прошлогодние, но, как считает председатель комитета дорожного хозяйства Леонид Кельнер, можно было сделать и больше. Есть рабочие руки. Есть и современная дорожная техника, которая была приобретена комитетом дорожного хозяйства при активной поддержке губернатора края. Для повышения качества ямочного ремонта используются вертикальные и горизонтальные фрезы американского производства. Для уплотнения уложенного при ямочном ремонте асфальтобетона применяются ручные вибротрамбовочные площадки. Есть у приморских дорожников немецкий разметчик, производящий разметку светоотражающей краской, и горячий ремиксер, который разогревает асфальт, поднимает поврежденные участки и укладывает вновь. Такой метод ремонта намного экономичнее: ведь нет затрат на содержание отвалов, на выемку старого и подвоз нового материала и отвоз разрушенного полотна, ремонтно-строительные работы производятся качественнее и быстрее.

Однако экономический кризис, поразивший страну, не обошел стороной и дорожную отрасль. Катастрофически снизился сбор налоговых отчислений, поступающих в территориальный дорожный фонд. К примеру, в сентябре он составил всего 11 млн. рублей вместо обычных 50-60 млн. Немало волнений и проблем доставили дорожникам и последние дни прошедшего года, когда из-за чрезвычайной ситуации, сложившейся с отоплением сел и городов Приморья, из дорожного фонда были взяты очень большие средства для закупки топлива. В результате приморцы получили тепло, но дорожные предприятия оказались на грани выживания. Более того, в наступившем 1999 году дорожное строительство на всей территории края могло полностью остановиться.

Для исправления сложившегося положения в январе в Москву вылетали губернатор Приморья Евгений Наздратенко, вице-губернатор Игорь Бельчук, председатель комитета дорожного хозяйства Леонид Кельнер и группа его сотрудников. В результате Приморье получило необходимые несколько сотен миллионов рублей на дорожное строительство, правда, в основном на объекты федерального значения. Так что сегодня можно сказать, что реконструкция автодороги Хабаровск - Владивосток, строительство автопереходов и дорог к ним на границе с КНР и КНДР будут продолжены.

Что же касается строительства краевых путей сообщения, то у дорожников Приморья здесь большие планы по всем направлениям, но реализовываться они будут по мере поступления необходимого финансирования, погашения существующей задолженности. Строить в Приморье умеют - это уже доказано.

Автор: Сергей СИНИЦЫН