Игра в футбол за кромкой поля

Сообщаем, что 18 декабря 1998 года состоялся пленум федерации футбола Приморского края, который подвел итоги сезона и наметил задачи на предстоящий.

29 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №535 от 29 янв. 1999

Сообщаем, что 18 декабря 1998 года состоялся пленум федерации футбола Приморского края, который подвел итоги сезона и наметил задачи на предстоящий.

В своих выступлениях делегаты дали негативную оценку содержанию статей “Футбольный протест городского головы” и “Футбольным функционерам предлагают унять аппетиты”, которые были опубликованы на страницах газеты “Владивосток” 24 ноября и 16 декабря 1998 года, и отметили, что подобные публикации не оказывают помощи в деле дальнейшего развития массового футбола в крае, а только подрывают авторитет общественной краевой организации, которой является федерация футбола, и неправильно информируют читателей.

1. Внутренние соревнования по футболу на территории Приморского края проводятся только федерацией футбола, которая является законным юридическим лицом как общественная краевая некоммерческая организация, опирается на конституцию Российской Федерации, федеральный закон “Об общественных объединениях” и осуществляет свою деятельность на основании уставов Российского футбольного союза и своего устава.

Федерация футбола, как говорилось выше, является некоммерческой организацией - общественным объединением. Ее учредители - федерации футбола городов и районов края. Деятельность федерации направлена на развитие и популяризацию футбола в Приморском крае. Федерация футбола является единственной признанной Российским футбольным союзом организацией, обеспечивающей контроль за развитием футбола в Приморье и действующей на всей территории края. Никто в крае не имеет права вмешиваться в деятельность общественной организации, а тем более брать на себя обязательства проведения краевых соревнований по футболу. Формирование лиг или иных групп может осуществляться исключительно с разрешения федерации, и они должны находиться у нее в подчинении. Регламент любой такой группы подлежит утверждению федерацией. Это - аксиома требований уставов ФИФА, УЕФА, РФС и федерации футбола Приморского края. И никто не дал право крайспорткомитету в лице его председателя М. Чикина делать заявления корреспонденту газеты “Владивосток” о том, что с 1999 года чемпионат края и турнир на кубок края будут проходить “как в добрые старые времена под эгидой краевого спорткомитета”, что, по мнению М. Чикина, позволит улучшить работу по “развитию массового футбола”. Уместно заметить, что футбол один из немногих видов спорта, который сохранил свой потенциал на территории края. Ежегодно проводятся чемпионаты, первенства, турниры на кубок края, соревнования среди ветеранов, детей, юношей, учащейся молодежи. Федерация оказывает помощь в проведении ведомственных, профсоюзных футбольных соревнований, проводит учебу и аттестацию арбитров, тренеров, оказывает методическую помощь городским и районным федерациям. Так что же понимать под “улучшением работы по развитию футбола” со стороны крайспорткомитета, если в течение 1997-98 годов по заключенному двустороннему договору комитет не перечислил ни одной копейки на развитие футбола федерации?

2. Федерация выполняет свои уставные цели и задачи, проводит все основные мероприятия, ведет хозяйственную деятельность, а также содержит штатный аппарат только на средства, поступающие от коллективных и индивидуальных членских и заявочных взносов, размеры, сроки и порядок которых строго регламентированы исполкомом федерации. Федерация не имеет никаких других финансовых поступлений от бюджетных или других организаций. Кстати, таким же путем живут и финансируются практически все федерации, так как у крайспорткомитета нет денег на выполнение своих обязательств перед федерациями. Хочется отметить, что и сам комитет свои мероприятия проводит за счет заявочных взносов от участвующих коллективов и команд. Тогда уместно спросить корреспондента В. Коноплицкого, зачем он в своей статье “Футбольным функционерам предлагают унять аппетит” преподносит читателям, что только федерация футбола занимается самофинансированием за счет заявочных взносов и что ни один другой вид спорта этим не занимается. И сравнивает самый массовый и любимый вид спорта футбол с элитарными, как он пишет, престижными, такими как гребля или легкая атлетика. Почему же эти престижные виды культивируются прежде всего в нескольких городах края и к тому же систематически финансируются крайспорткомитетом? Никто не давал права оскорблять федерацию и делать выводы о деятельности организации - “неудивительно, что практика, назовем вещи своими именами, поборов стала вызывать множество нареканий на местах...” Хотелось заметить, что подобные публикации создают неправильное общественное мнение для всех, кто не знает закона об общественных организациях. Может, В. Коноплицкий подскажет федерации футбола и другим общественным объединениям, на какие средства им жить?..

Наш бюджет прозрачен и доступен к проверке, а заявлять через вашу газету на весь край: “адекватно ли финансовое обеспечение функционеров достижениям краевого футбола?” - это просто нетактично. В. Коноплицкому для этого нужно было бы ознакомиться с деятельностью федерации, а не приводить пример чемпионата Дальнего Востока. В то время основные силы федерацией были направлены на формирование и подготовку сборной молодежной команды края для участия в международном турнире бассейна Японского моря. Ее костяк составили игроки ведущих команд края, в частности, чемпиона Приморья - команды “Росинкасс”. Итог выступления нашей сборной хорошо известен.

В канун Нового года Государственной думой принят федеральный закон “О физической культуре и спорте”, в котором узаконено положение о том, что все внутренние соревнования контролируются только теми национальными федерациями, которые признает Олимпийский комитет России. А в России Олимпийским комитетом признан только Российский футбольный союз, который руководит всей футбольной жизнью страны. Федерация футбола Приморского края является коллективным членом РФС, который уполномочил ее это осуществлять на территории нашего края.

А. ШЕВЧЕНКО, ответственный секретарь, по поручению исполкома федерации футбола Приморского края, специально для "В"

Ответ из редакции

Сколько пишу о спорте, а это без малого 30 лет, всегда считал, что гласность и открытость - самый эффективный способ избавления от недостатков. Но, как явствует из письма оппонентов, оказывается, не всегда.

Публикуя статьи “Футбольный протест городского головы” и “Футбольным функционерам предлагают унять аппетиты”, мы искренне полагали, что, привлекая внимание общественности к недоработкам в краевом футболе, оказываем помощь федерации. Тем более что обе публикации нашли поддержку в спортивных кругах Приморья (редакция располагает конкретными адресами, и при очень уж большой необходимости их можно обнародовать). Но, как видим, у федерации на сей счет иное мнение: “подобные публикации не оказывают помощи в деле дальнейшего развития футбола в крае, а только подрывают авторитет общественной краевой организации, которой является федерация футбола...”

В принципе газета и не собиралась “вмешиваться”. По весьма прозаической причине. Ни о первом случае (судейский подлог), ни о втором (создание общественной организации на штатной основе за счет солидных заявочных взносов) нам, к сожалению, не было известно. И только благодаря общественности негатив стал достоянием газеты.

В первом случае это было, когда в краевые инстанции, в том числе и федерацию футбола, обратился глава городской администрации Арсеньева, потребовавший пересмотра итогов первенства края, так как пострадала их команда “Авангард”, во втором вопрос “всплыл” 9 декабря на заседании коллегии комитета по физической культуре и спорту администрации края, где ряд руководителей городских и районных спорткомитетов подвергли критике практику содержания штатов федерации футбола за счет поступлений с мест, ведь заявочные взносы есть не что иное, как выделяемые футболистам средства из городских и районных бюджетов. Тогда же и было принято коллегией решение о проведении краевых соревнований в 1999 году совместно с федерацией, при этом 25 процентов от суммы заявочных взносов предусматривается направить на развитие детского и юношеского футбола.

Все это, повторяем, не является плодом фантазии “злокозненного” корреспондента, или же частным мнением спортивного функционера, а записано в постановлении коллегии. И если уж футбольные работники убеждены (“никто на территории края не имеет права вмешиваться в деятельность федерации футбола”), что коллегия спорткомитета превысила свои полномочия, то тут выход только один - обращение в суд.

Откровенно говоря, позиция органа, отвечающего за краевой футбол, весьма противоречива. Сравним, например, с тем, как поставлена работа в центральных ведомствах. Любой, даже рядовой случай нарушения в соревнованиях российского уровня немедленно становится предметом рассмотрения в спортивно-технической комиссии ПФЛ. Через день, ну, максимум через два информация передается в СМИ...

Здесь же все всплывает только через полгода, да и то лишь потому, что вопрос подняли представители государственной исполнительной власти...

Пойдем дальше. В статье “Футбольным функционерам предлагают унять аппетиты”, вызвавшей особые протесты федерации, речь прежде всего шла об известном конфликте между Российским футбольным союзом (РФС) и Профессиональной футбольной лигой (ПФЛ).

Интерес нашей газеты к этой как будто далекой от Приморья проблеме вызван тем, что на имя губернатора Евгения Наздратенко из Москвы поступило письмо, в котором президент РФС Вячеслав Колосков обращался с просьбой высказаться в связи с предстоящей реорганизацией российского футбольного хозяйства. В частности, о передаче местным (региональным) федерациям прав на проведение соревнований во втором дивизионе. Заметим, что аналогичные письма были разосланы во все остальные субъекты страны.

При этом сообщалось, что РФС считает целесообразным не перечислять, как до сих пор, предсезонные заявочные взносы в ПФЛ, а оставлять их на местах. Именно в регионах, как указывалось в послании президента РФС, эти деньги (каждый взнос в пределах 100 тыс. деноминированных рублей) и дадут наибольший эффект.

Между тем в статье указывалось, что федерация футбола Приморья взяла на вооружение заявочную практику ПФЛ. Получается занятная картина: методы ПФЛ в масштабах страны признаются изжившими себя, а у нас, в крае, неприкосновенны. Поистине - что не позволено Юпитеру, то позволено быку?

Г-н Шевченко спрашивает, может, корреспондент “подскажет федерации футбола и другим общественным объединениям, на какие средства им жить”.

Подскажем. Не далее как 14 января газета подробно рассказала об опыте деятельности Владивостокской федерации тенниса, которая, являясь общественным объединением (в полном смысле этого слова), всю свою работу строит исключительно на привлечении спонсорских средств - коммерческих фирм и компаний, акционерных обществ, состоятельных энтузиастов спорта. По такому же пути идут и многие другие федерации - греко-римской и вольной борьбы, спортивного ориентирования, кикбоксинга, карате, мужского и женского самбо, о чем на страницах “В” рассказывалось неоднократно.

Теперь о самой болевой точке - самофинансировании. Действительно, из-за отсутствия денег в краевом спорткомитете большинство приморских федераций вынуждены находить собственные источники подпитки. Но если все они ограничиваются привлечением средств только на проведение соревнований, то футбольная федерация установила заявочные квоты, размер которых позволяет еще и содержать немалый штат - в этом, собственно, и заключается принципиальное различие.

Попутно напомним и другие траты, о которых мои оппоненты предпочитают не распространяться. В частности, судейство каждой игры, проезд арбитра в оба конца, проживание его в гостинице, суточные (а это немалые по нынешним временам деньги) тоже за счет местных ресурсов. Ну-ка, умножьте на 11 игр первенства да еще на кубковые матчи, да приплюсуйте 5 тыс. “заявки”...

Но может, игра стоит свеч и не стоит мелочиться?

Да, в крае регулярно проводятся первенства (по двум группам), кубковые соревнования, массовые ветеранские и юношеские турниры, организуются судейские семинары - этих заслуг у краевой федерации никто отнимать не собирается. Но потенциал, надо полагать, заключается не только в количестве, а, видимо, и в качестве.

А между тем Приморье из бесспорного лидера Дальнего Востока превращается в заведомого середняка. Среди команд мастеров впереди нас и Чита, и Хабаровск, и Благовещенск. Среди любительских коллективов мы также сдали позиции, откатившись на 3-е место, - после Хабаровского края и Амурской области. Недавно краевой спорткомитет подвел итоги смотра федераций, ведомства Л. Беркова в первой десятке нет...

И последнее. Напрасно исполком федерации иронизирует над словами “как в доброе старое время”. Хорошо помню не только начало 90-х годов, но и 80-е, и 70-е. Никаких штатных общественных структур тогда и в помине не было. Леонид Эмильевич Берков нес военную службу, а федерацию возглавлял на общественных началах. Когда требовалось, шли навстречу, освобождали, но чаще всего приходилось отдавать футболу свободное от службы время. Всю текущую работу выполнял один инструктор краевого спорткомитета. И дело крутилось - да еще как! Я бы мог подробно напомнить о результатах, но, боюсь, сравнение будет не в пользу штата...

Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, спортивный обозреватель “В”

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, спортивный обозреватель “В”