Хоть редко, на счастье и третий прибудет

Вот уже который год Фокино сохраняет репутацию единственного города Приморья, где рождаемость превышает смертность. Когда я заговорила с одним из своих коллег о причинах этого феномена, он с категоричностью бывшего военного (и даже с гордостью за сильный пол) сказал, как обрезал: “А чего тут удивительного? Сколько там лейтенантов?!”

29 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №535 от 29 янв. 1999

Вот уже который год Фокино сохраняет репутацию единственного города Приморья, где рождаемость превышает смертность. Когда я заговорила с одним из своих коллег о причинах этого феномена, он с категоричностью бывшего военного (и даже с гордостью за сильный пол) сказал, как обрезал: “А чего тут удивительного? Сколько там лейтенантов?!”

А между тем в последнее время аналитики и этому городу предрекают вымирание. Они вроде бы тоже о лейтенантах - первой причиной называют сворачивание флота, ну и второй - отсутствие промышленных предприятий на его территории. Мол, молодежь убывает, а с пенсионерами, как известно, каши не сваришь.

Статистика вещь упрямая, с ней спорить трудно. На этой административной территории в 1998 году появились на свет 310 младенцев, 217 из них - в Фокино, 82 - в поселке Дунай, остальные на острове Путятина. И все же рождаемость в Фокино вряд ли стоит считать демографическим взрывом или относить на счет большого числа лейтенантов, ежегодно прибывающих на корабли и в воинские части. Компетентные военные спецы не дадут солгать - число лейтенантов совсем невелико. Жить им негде, приезжают в основном холостяки, женатые своих жен оставляют в западных регионах под родительским крылом. А молоденьких дурочек, готовых стать матерями-одиночками, в это трудное время не так уж и много...

Тем не менее, кажется, самой природой, удобным географическим расположением этому городу уготована участь быть колыбелью для новорожденных. В прошлом Шкотово-17 называли не иначе как спальным городом. Утро в главной базе флота начиналось, как и положено, с подъема флагов на кораблях. А в городке безработные в основном боевые подруги просыпались часам к одиннадцати, и принаряженные мамочки выводили и вывозили в колясках на прогулку своих ребятишек. По рассказам старожилов, детей было великое множество, а колясок - не сосчитать. Здесь, у кромки Тихого океана, до глубокой осени теплая волна, ласковое солнце, хорошо растут всякие овощи, ягоды, фрукты, а лет десять назад и снабжение по линии военной торговли было отменное. Жалованье офицеры и мичманы получали неплохое и вовремя, семьи были обеспечены, и условия рожать и растить детей считались идеальными в сравнении с базами Северного флота (с их полярными ночами и ураганными ветрами), Балтики (с суетой густо населенных городов) или Камчатки (с дефицитом жилья и кислорода).

Но и сейчас, как и в прошлые времена, в Фокино рождаемость остается высокой исключительно за счет того, что основная масса населения - молодежь. Среди тех, кто осчастливил себя появлением в семье первенцев, 30 молодых мам, чей возраст от 15 до 18 лет, только одна из них родила ребенка в 14 лет. Самым же распространенным для рождения детей следует считать возраст родителей от 19 до 25 лет - свыше 143, с 26 до 30 лет - 70 детей, чуть больше 50 детей родились у родителей, чей возраст до 45 лет, у пар, старших по возрасту, рождение детей единично.

Всего же в минувшем году в 109 фокинских семьях родился первый ребенок, второй - в 85 семьях, 12 семей родили третьего ребенка, 8 семей - четвертого, 1 - пятого и 2 семьи - шестого ребенка.

В поселке Дунай, где смертность и рождаемость почти на одном уровне (соответственно 83 и 82), первый ребенок родился в 51 семье, второй - в 17, третий - в 11 семьях, 4-й и 5-й появились только в одной семье.

На острове Путятина, где больше трети населения составляют пенсионеры, смертность за прошлый год больше чем вдвое превысила рождаемость, возраст родителей, способных произвести на свет малыша, от 19 до 30 лет. Первый ребенок здесь появился в пяти семьях, три семьи родили по второму, и столько же по третьему ребенку.

Безусловно, этот показатель мог быть гораздо выше, если бы военнослужащие, а они по-прежнему составляют основное население ЗАТО, имели бы крышу над головой. Число семей, кочующих по чужим углам, достаточно велико. Ко всему следует прибавить скудное жалованье морских офицеров и мичманов, на которое они не в состоянии содержать себя, не говоря уже о находящихся на иждивении женах и детях.

Автор: Татьяна МОТОРИНА, "Владивосток"