Телодвижения вокруг недвижимости

В конце прошлого года Юрий Копылов “в целях сокращения сроков рассмотрения обращений граждан и организаций об оформлении договоров на размещение наружной рекламы, договоров краткосрочной аренды земельных участков” подписал распоряжение, которым вернул право на оформление вышеуказанных сделок комитету по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Владивостока.

27 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №533 от 27 янв. 1999

В конце прошлого года Юрий Копылов “в целях сокращения сроков рассмотрения обращений граждан и организаций об оформлении договоров на размещение наружной рекламы, договоров краткосрочной аренды земельных участков” подписал распоряжение, которым вернул право на оформление вышеуказанных сделок комитету по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Владивостока.

Чиновник на щите

Тем самым и. о. главы администрации отменил постановление мэра Владивостока Виктора Черепкова (от 30.01.98 года) и упразднил систему, когда договоры краткосрочной аренды земельных участков и соглашений об изменении целевого назначения земли подписывались исключительно мэром. А от прочтения буквы закона зависит в бизнесе многое. Что же сулят перемены для предпринимателей и юридических лиц при заключении договоров на аренду муниципального имущества в каждом конкретном случае?

 Начнем с самого простого, популярного вида дохода, что вливается в городской бюджет без особых проблем - сбора с наружной рекламы. Специалисты КУМИ разработали свой несложный, хотя и не совсем удобный механизм, позволяющий до 1998 года следить за порядком размещения рекламных щитов и увеличивать приток в казну рекламных денег. Но фирма-рекламодатель, решившаяся на размещение своего щита в пределах города с весны 1998 года, могла на собственном опыте убедиться: тернистый путь, который ей пришлось проделать по бесконечным инстанциям согласования, в конечном счете никуда не ведет.

Процедура согласования могла затянуться, если чиновнику что-то вдруг не понравилось. Хотя никакой единой концепции, согласно которой рекламодатель мог бы ориентироваться “по ходу пьесы”, чтобы не делать ненужных телодвижений, у властных городских структур не было и в помине. Ни готовых и свободных рекламоносителей, ни стандартных параметров и норм, которым должен соответствовать рекламный щит - ничего, кроме чиновных амбиций.

Когда же выстраданный лист согласования со всеми необходимыми резолюциями оказывался на руках, рекламодателя поджидало главное разочарование. Оказалось, что с февраля 1998 года КУМИ распоряжением мэра лист согласования выдавать-то выдает, но договоры на размещение рекламы больше не оформляет, так как председатель комитета не имеет права подписи.

Что это означало для рекламодателя? Только то, что лист согласования отдыхал среди множества ему подобных в толстых конторских папках и ждал, когда мэр им займется. Хотя по положению такие договоры обязаны быть рассмотрены в течение месяца. Итак, рекламный щит фактически не получал юридического права на место, а если все же устанавливался, то исключительно на страх и риск рекламодателя. Если возникали проблемы, то специалисты КУМИ чисто по-человечески выдавали справку, которая, естественно, никакой юридической силы не имела, а лишь подтверждала, что договор как бы находится на рассмотрении. Недаром многие рекламные фирмы города, что раньше гордо сдавали рекламу “под ключ”, в нынешнем году прекратили согласовывать щиты с городом. По их расчетам, деньги не компенсировали той головной боли, которую они приобретали. Тем более конечного результата - правозаконного разрешения на рекламное место - достигнуть не представлялось возможным.

А что же при этом терял город? Конечно же, бюджетные деньги. По отчетной информации отдела аренды КУМИ за III квартал 1998 года, ни один договор на рекламу не был заключен. И если в соответствующий период 1997 года за счет рекламы в КУМИ поступило около миллиона рублей, то теперь доходы сократились в три раза. Таким образом, эта статья бюджета запланированных доходов в городскую казну больше не приносила, если не считать платежей по оставшимся договорам 1997 года.

Доходное место

Другая, более прибыльная, статья доходов: краткосрочная аренда земельных участков под объекты временного назначения - автостоянки, торговые павильоны - также была искусственно заморожена по тем же причинам. Мэр оставил лично за собой право подписывать такого рода договоры. А так как этот механизм не так прост и требует постоянного контроля: по назначению ли используется земля, не передается ли в субаренду, не истек ли срок договора, поступает ли арендная плата в бюджет, то для одного человека задача окажется непосильной.

Да и к чему изобретать велосипед, когда для воспроизводства и эффективного использования городского имущества уже существует муниципальное образование - КУМИ, в штате которого грамотные инспектора и специалисты. И может ли столь обделенный средствами город, в котором бюджетникам месяцами не выплачивается зарплата, в котором за чертой прожиточного минимума живут пенсионеры, многодетные и неполные семьи, позволить себе такую роскошь и отказываться от своих доходов? Тем не менее с апреля 1998 года платежи за аренду земли стали падать в среднем до 500-700 тысяч в месяц, а в третьем квартале 1998 года на счета КУМИ поступило всего 3,368 млн. рублей. Хотя год назад эта цифра составляла 6,677 млн. рублей.

Кстати, о банковских счетах. В ноябре прошлого года решением мэра счета КУМИ были заморожены. Первое время самые порядочные и законопослушные арендаторы, чьи платежные поручения не проходили по причине закрытия счетов арендодателя, обращались в комитет, с которым непосредственно и заключался соответствующий договор, пытаясь разобраться и внести арендную плату за помещение, за землю, за рекламоноситель. Другие же, пользуясь неразберихой и двоякой ситуацией, не платили вовсе. К тому же после закрытия счетов специалисты комитета были лишены возможности осуществлять учет и контроль за поступающими по договорам средствами. И в результате в первые две недели объем денежных средств, которые теперь уже поступали на счета в мэрию, упал еще более чем в 10 раз.

КУМи без кумовства

Что же это было? Попытки упразднить КУМИ как юридическое лицо в структуре муниципальных образований? В соответствии с федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ” мэр имеет право создавать органы по управлению муниципальным имуществом только в том случае, если существует соответствующий документ - устав города.

До сих пор КУМИ является полноправным юридическим лицом со своим уставным положением, балансом и собственными банковскими счетами. Независимо от того, кто командует в “Сером доме” и кто занимает место мэра. Некоторые политики и власть предержащие забыли, что в первую очередь они должны действовать в интересах горожан, а руководствоваться принципом “или так, как я хочу, или никак” может позволить себе разве что пресловутая кухарка.

В настоящее время крупнейшему муниципальному предприятию города - комитету по управлению имуществом вернулись его права. Банковские счета вновь открыты и работают. Бухгалтерия и специалисты КУМИ подсчитывают недополученные городом доходы. Выявляют неплательщиков. На комиссии, что еженедельно проводится в комитете, подписываются договоры на краткосрочную аренду земли, на аренду помещений под офисы и магазины, на размещение наружной рекламы. Одним словом, муниципальная недвижимость вновь начала работать на бюджет.

Автор: Светлана ОСТАНИНА, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"