Однажды в Америке

От любви до ненависти один шаг. В обратную сторону немногим больше. Если бы двадцать лет назад ему, активному комсомольцу, сыну офицера политотдела, сказали, что однажды он захочет стать американцем, Миша скорее всего рассмеялся бы.

22 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №531 от 22 янв. 1999

От любви до ненависти один шаг. В обратную сторону немногим больше. Если бы двадцать лет назад ему, активному комсомольцу, сыну офицера политотдела, сказали, что однажды он захочет стать американцем, Миша скорее всего рассмеялся бы.

С любимою простившись навсегда

Впервые Михаил попал в Америку несколько лет назад и исключительно благодаря чувству неразделенной любви - любви к Родине. Правда, родилась эта страсть не у него в сердце, а у эмигрантки Тани, за год до этих событий вышедшей замуж за состоятельного американца. Понадобился всего лишь год штатовской жизни, и ее последний русский мужчина стал представляться олицетворением гармоничной любви. Последним русским мужчиной новой американской женщины оказался Миша. В то время он уже был достаточно преуспевающим бизнесменом, работал в крупной фирме, имеющей филиалы не только в столице, но и во многих других российских городах. Особых проблем он ни в чем не испытывал. Поэтому, получив Танино приглашение, Михаил, не задумываясь, взял отпуск, оформил гостевую визу и, прихватив с собой старинного друга, отправился навстречу американским приключениям. В то время эта поездка для него действительно была не более чем путешествием в незнакомый мир.

Месяц странствий по Северной Каролине, Колорадо, Неваде, Калифорнии и Нью-Йорку пролетел как одно мгновение. За это время выяснилось, что все проблемы новоиспеченной американки порождены ее собственным отвратительным английским. Менять стабильного американского мужа на нестабильного русского она не собиралась. Но для него это уже не имело значения: Михаил втрескался... Втрескался в Америку по уши, без всякой надежды на взаимность.

Америка действительно страна контрастов. Особенно отчетливо начинаешь это сознавать, возвращаясь на родину. Российская действительность времен второй чеченской войны сомнений не оставляла - надо уезжать и чем скорее, тем лучше.

Существует по крайней мере десяток способов, как стать эмигрантом. Самый простой для смены места жительства - это отправиться на учебу. В Америке все возрасты покорны не только любви, но и учебе. Тридцатилетний студент здесь ни у кого удивления не вызывает. Для начала Михаил отправил документы в English Link School, где знание английского языка доводится до уровня, позволяющего иностранцам усваивать университетские лекции. Приглашение на учебу и оформление визы заняло несколько месяцев. За это время он уладил дела на работе, продал квартиру, устроил несколько глобальных отходных и навсегда (как он тогда думал) простился с родиной.

Вечный студент - вечный разнорабочий

Особых неожиданностей второй приезд в Америку не принес. Мише предложили двухмесячный курс изучения языка, и он с добросовестностью отличника начал посещать занятия. С первого дня пребывания в Америке четко усвоил - здесь обязательно не только безусловное выполнение писаных законов, но и неписаных правил. Те, кто с этим не особенно считается, в итоге оказываются на “белой свалке”, заканчивая свою жизнь в вагончике. Миша решил вести правильный американский образ жизни. Получив диплом English Link, поступил в один из университетов штата Северная Каролина.

В американских университетах нет обязательной временной программы изучения предметов. Можно в течение целого года изучать один, а можно в семестр взять сразу пятнадцать предметов. Все зависит от ваших собственных желаний и возможностей - умственных и финансовых. Кстати, сравнивая две системы образования, Михаил пришел к неутешительному выводу - наше образование гораздо лучше американского (жаль, никому не нужно). Широкий кругозор в Америке требуется в очень редких случаях и на уровень жизни практически не влияет. С географией американцы вообще не в ладах. Некоторые, даже образованные, люди всерьез полагают, что Москва, как и вся Россия, находится в Сибири. Впрочем, Россия и все, что с ней связано, волнует американцев гораздо меньше, чем задавленная автомобилем соседская кошка.

В американском университете Михаил взял курс “Менеджмент и управление бизнесом”. В области бизнеса у него уже было достаточно практики, не хватало лишь хорошей теории.

Надо сказать, что студенческая виза имеет ряд серьезных преимуществ. По ней можно не только легально проживать в Америке, посещать занятия, но и работать. Правда, первые полгода работа должна быть в пределах территории студенческого городка. Михаил в работе вообще не нуждался. Денег от продажи квартиры было вполне достаточно. Когда же пришло время экономить, он без труда устроился работать водителем на грузовичок в прачечную, обслуживающую рестораны и кафе. Все, что от него требовалось, это развезти клиентам чистые скатерти и забрать грязные. Работа не особенно пыльная, платили за нее 6 долларов в час (меньше 5 долларов запрещает платить закон). После уплаты налогов оставшейся суммы в аккурат хватало на квартплату (225 долларов за комнату с душем, туалетом и холодильником) и скромное бытие. Вообще с квартирой ему повезло. Хозяйка попалась замечательная. Пожилая американка прониклась глубокой симпатией к русскому студенту и не раз оказывала ему помощь. В Северной Каролине почти нет русских, во всяком случае за годы жизни здесь он не встретил ни одного соотечественника. Американцы же не склонны к случайным знакомствам. Для того что бы вас приняли в какое-нибудь общество, требуется рекомендация. Первые необходимые рекомендации ему и дала квартирная хозяйка.

Вскоре Михаил начал работать напарником строителя. Они брали подряд на строительство дома и вдвоем выполняли его. За работу платили 8 долларов в час. Доходы Миши выросли до 1500 долларов в месяц. Больше всего в этой работе его поразило то, что материал никогда не приобретался впрок. Утро каждого рабочего дня начиналось с посещения магазина стройматериалов, где покупалось все необходимое ровно на один рабочий день. При этом коттедж, состоящий из четырех спален, двух туалетных комнат, подсобных помещений и гаража, был построен за каких-то 5 месяцев.

Отношения с напарником у Марка складывались дружеские, и вскоре он стал вхож в круг его близких знакомых. Тогда же Марк познакомился с пожилой супружеской парой, активно занимающейся благотворительностью и в некотором роде миссионерством.

Я бы в пасторы пошел...

Узнав о наличии у Миши российского высшего образования в области масс-медиа, супруги-миссионеры вежливо поинтересовались: а не хотел бы он попробовать поучиться на проповедника? В случае согласия он получил бы по окончании университета перспективную работу на религиозном радиоканале. Всю жизнь класть кирпич и месить цемент - перспектива не самая радужная. А тут полный пансион и ясное будущее! Что касается веры, то кто из русских не верит и не надеется? Тем не менее в 5 секунд такое решение не примешь. Михаил взял тайм-аут и на некоторое время вернулся во Владивосток. Здесь все было по-прежнему: невыплаты зарплаты, отключения света, политические склоки, криминальные разборки. Решение принять предложение американцев созрело в течение одного часа по дороге из аэропорта в город. И через несколько месяцев Миша приступил к обучению в Колумбийском библейском университете штата Южная Каролина.

Внешне университет никак не был похож на духовную семинарию. Студенты ходят в штатском. Читают все от священного писания до Фрейда. Слушают любую музыку и сами поют под гитару и не только. Хотя, конечно же, молитвы и религиозные беседы занимали львиную долю времени.

В общежитии студенты размещались по двое. Соседом Михаила был коренной американец из семьи проповедника. Русское происхождение соседа его нисколько не волновало. Вообще национальность мало кого интересует в Америке. В большинстве случаев здесь безразлично все, что нельзя пощупать руками и не имеет к тебе прямого отношения. Правда, иногда Мишу все же спрашивали (вероятно, в шутку), не является ли он агентом KGB (КГБ)? Что касается учебы, то двухмесячное изучение произведений Зигмунда Фрейда окончательно убедило Михаила, что пастырем он быть не сможет.

Михаил вновь вернулся в Северную Каролину к старой квартирной хозяйке. На сей раз решил попробовать себя в качестве водителя 18-колесного тягача. Как и у нас, для получения прав на управление такой машиной в Америке требуется дополнительное обучение. Учеба в drive school была делом легким и интересным. Хотя, конечно, работа оказалась далеко не простой: пять суток рейс, сутки отдыха. Отпуск 2 недели через год работы. Но зато зарплата - свыше трех тысяч долларов (от 11 до 22 центов за каждую пройденную милю).

Американские проблемы русского эмигранта

Эмигрантом Михаилу так стать и не удалось. Поэтому ему посчастливилось избежать многих проблем, подстерегающих здесь наших соотечественников. Но кое-что выпало и на его долю.

Главное, по мнению Михаила, в Америке для иностранца - это здоровье. Даже небольшие стоматологические неприятности способны привести к банкротству. За пустяковую пломбу дантист содрал с него 600 долларов. А за 10 минут у офтальмолога (на стройке в глаз попала кирпичная крошка) выложил еще почти 100 долларов. Появившиеся боли в желудке сломали решимость Михаила водить супертягачи по дорогам Америки. Для того чтобы гнать по “хайвэю” со скоростью 120-140 километров в час на каком-нибудь “Питер Билд” с двигателем в 18000 кубических сантиметров, восьмиступенчатой коробкой передач и 80-футовым контейнером на прицепе, здоровья требуется не меньше, чем у космонавта.

Михаил вернулся на стройку. Благо, отношения с плотником-прорабом сохранились хорошие.

Английская философия XIX века утверждает, что степень эмансипации общества зависит от степени эмансипации женщин. Трудно сказать, кто на кого оказывает больше влияния в Соединенных Штатах, но эмансипация американских женщин доходит до такого уровня, что порой пугает самих американок. В общем-то это проблема не столько эмигрантов, сколько коренных американцев. Иностранцам же следует помнить, дабы не нарваться на неприятности - к американским женщинам с глупостями лучше не приставать. К тому же Северная Каролина - штат достаточно пуританский. Ответная симпатия у женщины, как правило, проявляется лишь тогда, когда ей (женщине) становится очевидна перспектива разжигания семейного очага. Разумеется, с бедным иностранцем подобные перспективы совершенно не очевидны, а потому все знакомые американские женщины в Михаиле видели лишь друга. Кстати, дружба и деловые отношения между мужчиной и женщиной здесь вещь вполне обычная и рассматривается без иронии и подтекстов. В странствиях Михаила был даже опыт достаточно длительного проживания в одном доме с одинокой симпатичной американкой, но исключительно на правах хорошего друга. Причем девушка сама предложила ему пожить у нее, пояснив, что дом достаточно большой, но одной в нем “чудовищно скучно”. (Судя по всему, за время своих скитаний Миша сам стал не меньшим пуританином, ведь в России женскую скуку лечат чем угодно, но только не дружбой.)

Все это время Михаил был исключительно законопослушен, платил все налоги и не нарушал правила дорожного движения, его даже ни разу не остановила патрульная машина. Правда, принцип работы американских полицейских в значительной степени отличается от милицейских методов. Они не останавливают кого попало, подчиняясь случайно возникшим желаниям или подозрениям. Патрульная машина пристраивается в хвост вашей, и полицейский по бортовому компьютеру может проверить всю вашу жизнь и историю машины. Если вы хоть однажды были задержаны за какое-либо нарушение, вас скорее всего остановят и проверят. В некоторых случаях могут заставить проехать в участок, чтобы сдать мочу на анализ. Так определяют наркоманов. Если все в порядке, обязательно извинятся, ну а если нет, готовьте деньги на адвоката. Впрочем, законопослушных людей не останавливают. Хотя однажды в Хеллоуин Михаил со своим другом нарвался на настоящий полицейский кордон вроде наших новогодних. Перегородив дорогу, полицейские предлагали дыхнуть в трубку буквально каждому водителю. Михаил избежал этой участи исключительно благодаря российским правам, которые он по ошибке сунул полицейскому. Тот был настолько огорошен видом наших прав “международного” образца, что совсем забыл про свою трубку. Порекомендовав завтра же поменять права на американские, Мишу отпустили с миром.

Из всего американского “тура” самым трудным для него было решение вернуться в Россию. Уезжая в Америку, не сжигайте мосты, говорите всем и себе в том числе, что едете попытать счастья, а там - как получится. Михаил мог остаться, но что его ждало в чужой стране? Получить вид на жительство почти невозможно, стать гражданином - шансов еще меньше. Остается неквалифицированная работа с зарплатой чуть больше пособия по безработице, получаемого человеком, имеющим гражданство. К тому же опыт общения с американской медициной постоянно заставлял жить в страхе: а вдруг случится что-нибудь серьезное? кто будет платить?

Америка - действительно страна равных возможностей, но лишь только для тех, кто в ней родился. Мы же рождены в России и, наверное, должны собственную сказку сделать былью.

Михаил вновь преуспевающий российский бизнесмен. Вполне доволен своей жизнью и ни о чем не жалеет. А в Америку если еще когда и поедет, то только в качестве гостя. Ее он по-прежнему любит.

Автор: Сергей МЕЛЬНИШИН, "Владивосток"