Эшелоны с топливом не поспевают за антициклоном

Несчастливым числом 13 встретило Приморье Новый год - именно столько городов и районов края оказалось в чрезвычайной ситуации, испытывая острый дефицит мазута в жилищно-коммунальном хозяйстве. На праздники даже вставал вопрос об отключении отопления в Лесозаводске и Спасске.

10 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №523 от 10 янв. 1999

Несчастливым числом 13 встретило Приморье Новый год - именно столько городов и районов края оказалось в чрезвычайной ситуации, испытывая острый дефицит мазута в жилищно-коммунальном хозяйстве. На праздники даже вставал вопрос об отключении отопления в Лесозаводске и Спасске.

Благо, в тот момент следовал эшелон с жидким топливом для Находки. У морского города его запасов сейчас хватает до 4 февраля, поэтому краевая администрация оперативно раздробила состав: 5 цистерн направили в Лесозаводск и 4 “бочки” перегнали в Спасск. Чем спасли от замерзания населенные пункты. Еще 1 тысяча тонн срочно направляется в Дальнегорск. В самый последний момент, в ночь с 5 на 6 января, поступило жидкое топливо в Большой Камень, где также готовились к снижению нагрузок на местных котельных.

Неужели беда свалилась на край нежданно-негаданно? Первый вице-губернатор Константин Толстошеин заявил журналисту “В”, что этот кризис общероссийский. После его нового витка в августе-сентябре стала “сыпаться” нефтяная промышленность. К зиме практически остановились перерабатывающие предприятия - основные поставщики. Обанкротилась ведущая на востоке России Ангарская нефтехимическая компания. Из-за нехватки сырья на грани остановки Хабаровский завод имени С. Орджоникидзе (всерьез обсуждается возможность закупки сырой нефти в Японии и Южной Корее). Вся выпускаемая продукция Комсомольского нефтеперерабатывающего завода по решению правительства отправляется на Камчатку, Чукотку и в северные районы Магаданской области. “Встал” Челябинский трубный завод, и теперь нет труб даже для косметического ремонта тепловых трасс.

Эта проблема могла возникнуть в Приморье гораздо раньше. Но администрация края еще весной-летом перестраховалась и закупила топливо под все имеющиеся емкости в городах и селах. По данным вице-губернатора по проблемам жилищно-коммунального хозяйства и топливным ресурсам Виктора Чепика, к началу отопительного сезона в наш регион завезли 196 тысяч тонн мазута и более 400 тысяч тонн угля для нужд “малой” энергетики. Это дало возможность спокойно продержаться до конца декабря, а в некоторых населенных пунктах топлива стабильно хватит даже до февраля. Большая часть оплачивалась поставщикам правительством страны взаимозачетами в счет покрытия федерального долга перед Приморьем. Остальную часть расходов для муниципальных образований краевая администрация брала на себя.

Однако запасы требуется постоянно пополнять. А вот этого как раз и не было сделано. И в первую очередь по вине краевой думы. Именно депутаты во главе с председателем Сергеем Дудником отказались дать “добро” на приобретение топлива по облигациям краевой администрации на сумму в 80 миллионов рублей. Хотя сами поставщики мазута были готовы их взять в качестве предоплаты, но только в срок до 25 декабря. Производители мазута убедились в качестве этих ценных бумаг еще в мае, когда отгрузили Приморью свою продукцию на 100 миллионов рублей. Не поддержала наша дума и другие начинания исполнительной власти по поиску средств на приобретение топлива.

Пока что приходится уповать только на выделенные Москвой взаимозачеты на 85 миллионов 430 тысяч рублей, которые пойдут на погашение старых долгов, и на январскую дотацию из столицы. Евгению Наздратенко и специалистам администрации края удалось убедить первого вице-премьера Юрия Маслюкова, министра финансов Михаила Задорнова и министра топлива и энергетики Сергея Генералова провести еще один взаимозачет в размере 141 миллиона рублей за счет федеральных долгов перед регионом. К тому же решается вопрос о выделении для закупок топлива бюджетной ссуды в размере задолженности предприятий, финансируемых из федерального бюджета. В целом в январе можно будет купить мазута более чем на 200 миллионов рублей при средней цене 1 тонны жидкого топлива 1300 рублей.

Ведутся активные переговоры на их поставки без предоплаты с производителями в Ачинске, Уфе, Омске и Хабаровске. Однако реально первые составы начнут прибывать не раньше двадцатых чисел января. А что делать в ближайшие 12-15 суток? Уже сейчас руководители администраций Красноармейского, Чугуевского, Ханкайского, Кавалеровского, Лазовского, Черниговского районов, Дальнереченска и тех же Лесозаводска со Спасском шлют телеграммы “SOS” во все инстанции.

Положение усугубилось наступлением рождественских морозов. Вслед за относительным потеплением после небольшого циклона на Приморье обрушилась волна холодов со стороны Монголии и Забайкалья. Ночные температуры в некоторых местах из-за антициклона будут опускаться ниже отметки минус 30 градусов.

Стало быть, должен увеличиться расход мазута и угля на котельных. Вице-губернатор Виктор Чепик призывает через газету “Владивосток” руководителей районных жилищно-коммунальных хозяйств крайне экономно расходовать остатки топлива до новых поступлений. В беде их не оставят.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"