Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Политика

Единая судебная система - гарантия российской государственности

Во все времена в период трудностей и тяжелых испытаний, касалось ли это отдельной семьи, общественной группы или государства в целом, только объединение общих усилий приводило к положительным результатам. В настоящее время по причине экономических просчетов и политических ошибок, да и не только поэтому, в развитии российской государственности усилилась центробежная тенденция.

Во все времена в период трудностей и тяжелых испытаний, касалось ли это отдельной семьи, общественной группы или государства в целом, только объединение общих усилий приводило к положительным результатам. В настоящее время по причине экономических просчетов и политических ошибок, да и не только поэтому, в развитии российской государственности усилилась центробежная тенденция.

Задача сохранения российской государственности стала той идеей, с которой ежеминутно должны сверять свои решения и действия органы государственной власти, местного самоуправления и граждане Российской Федерации. Политическая воля всех плюс правовой механизм (пусть и имеющий недостатки), заложенный в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, - вот составляющие будущего успеха.

Статья 10 Конституции провозглашает в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данная статья не разводит ветви государственной власти в разные стороны, как может кому-то показаться, а по существу объединяет их, гарантируя самостоятельность при осуществлении собственной компетенции, исходя из единства целей и задач.

Особая, специфическая роль в соответствии с концепцией судебной реформы в России, внесенной президентом Российской Федерации в Верховный совет РСФСР в октябре 1991 г., принадлежит судебной власти. Судебные органы не просто осуществляют правосудие, являясь гарантией защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, они исполняют правоохранительную функцию государства.

Не могу согласиться с мнением о том, что в настоящее время развитие законодательства в области судоустройства осложняется отсутствием четкого определения содержания судебной власти, ее структуры и направления развития форм судебного контроля. Не согласен и с тем, что остается нерешенным вопрос о том, по какому пути должно идти развитие судебной системы и как будут соотноситься функции Российской Федерации и субъектов федерации при решении судоустройственных проблем. На эти вопросы уже есть ответ в Конституции Российской Федерации. Согласно п. “о” ст. 71 Конституции вопросы судоустройства полностью отнесены к ведению федерации. Пункт 3 ст. 118 Конституции гласит: “Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

И уж тем более крайне отрицательно я отношусь к идее создания судебной системы в субъектах Российской Федерации, формируемой и финансируемой субъектами федерации самостоятельно. Обосновывается эта идея освобождением федеральной судебной системы от груза “мелкой подсудности” и перенесением доли бремени расходов федерального бюджета по обеспечению судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации на их бюджеты. Мало того, что это, мягко говоря, не соответствует Конституции страны, здесь к тому же просматривается негосударственный подход: нельзя из-за временных финансово-экономических трудностей ставить под угрозу разрушения одну из гарантий российской государственности - единую судебную систему.

Вызывает недоумение тот факт, что эта идея исходит от руководства Главного государственно-правового управления президента Российской Федерации.

Все трудности и особенности настоящего момента отражаются и на функционировании судебной системы. Остается недостаточным материально-техническое обеспечение судов, их финансирование, имеется необходимость укрепления судебной системы новыми кадрами. Все эти проблемы нужно решить в процессе реформы, но в пределах единой, защищающей права граждан, общегосударственные интересы судебной системы Российской Федерации.

Предвижу реплику: “Губернатор, ты же должен ухватиться двумя руками за идею создания собственных судов!” - и сразу отвечаю: “Являясь высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, первейшей своей задачей вижу защиту прав граждан России, проживающих на территории Приморского края, и защиту интересов регионов в целом как неотъемлемой части Российской Федерации”.

Автор : Евгений НАЗДРАТЕНКО, губернатор Приморского края, журнал "Российская юстиция"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Тарифы на отопление выросли вдвое

Мэрия и "Дальэнерго" помирились. Было публично обещано старые обиды друг другу простить. Пресс-конференцию провели вместе мэр В. Черепков и заместитель генерального директора "Дальэнерго" по сбыту А. Луценко. Подробности об этом уникальном явлении - в следующем номере. Но пока сообщим главное, что касается всех жителей города. Виктор Черепков, который два года не позволял "Дальэнерго" поднимать тарифы по плате за тепло и горячую воду, сообщил, что цена отопления вырастает до 8 рублей 20 копеек за один квадратный метр, а горячая вода - до 30 рублей за одного человека.

“Мицубиси” не против “газануть”

Представительная делегация известной японской компании “Мицубиси” посетила управление по организации строительства приморского нефтегазового комплекса администрации края.

Страховой компании “Пирамида” - 5 лет

15 декабря исполняется пять лет одной из ведущих страховых компаний Приморского края - компании “Пирамида”.

Водка, вино и коньяки - главные “бяки”

Налоговые инспекции края продолжают активно контролировать организации, занимающиеся производством и реализацией алкогольной и табачной продукции: только в ноябре инспектора проверили 700 продавцов. Более четверти проверенных организаций и физических лиц, реализующих “водку-вино-табаки”, нарушают действующее законодательство.

РПК “Новый мир”: автоматы не стреляли, но лицом к лицу стояли...

Процедура банкротства рыбопромышленной корпорации “Колхоз “Новый мир”, принявшая характер жесткого противостояния между назначенным арбитражным судом Приморского края временным управляющим С. Бурхановым и администрацией предприятия, публично поддержанной губернатором края, вылилась в беспрецедентное происшествие.

Последние номера