Время “Ч” для российских банков

Завтра истекает введенный 17 августа 90-дневный мораторий на выплату российскими банками их внешних обязательств. Зарубежная деловая пресса в эти дни активно обсуждает перспективы возврата долгов и вообще экономическую ситуацию в России.

17 нояб. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №495 от 17 нояб. 1998

Завтра истекает введенный 17 августа 90-дневный мораторий на выплату российскими банками их внешних обязательств. Зарубежная деловая пресса в эти дни активно обсуждает перспективы возврата долгов и вообще экономическую ситуацию в России.

В последние несколько недель в мировом информационном пространстве создается крайне непривлекательный образ России. “Сейчас Россия по уровню доверия и риска котируется где-то между Нигерией и Кенией”, - считает глава крупнейшего в мире агентства деловой информации Bloomberg L. P. Майкл Блумберг. Ему вторит руководитель группы независимых рейтинговых оценок компании Standart & Poor’s Дэвид Бирз: “Россия на длительное время отрезала себе доступ к внешнему финансированию”. Оба этих человека - знаковые фигуры в мировых финансах. С их мнением считаются. И если бы это было только их мнение. Среди представительств иностранных компаний в Москве сейчас очень популярна шутка вице-президента Bankers Trust Эдама Элштейна: “Иностранцы скорее предпочтут питаться отходами атомной промышленности, чем вновь приобретать российские госбумаги”.

Иностранные банки понесли серьезные убытки. Deutsche Bank AG запланировал в этом году “российские” убытки в размере 1,64 млрд. немецких марок. CS First Boston потерял меньше - около 370 млн. швейцарских франков, Bank of America - 220 млн. долларов, J. P. Morgan - 150 млн. долларов. Но гораздо больше их беспокоит общая задолженность российских банков перед ними - 30 млрд. долларов. А здесь происходят интересные вещи.

Английская Financial Times отмечает, что правительство и Центробанк России в первую очередь стремятся помочь тем банкам (и их владельцам), которые в 1996 году финансировали избирательную кампанию президента Ельцина. Поэтому и зашли в тупик переговоры российского правительства с Лондонским клубом кредиторов. Иностранные держатели российских ценных бумаг требовали погасить до конца года хотя бы 20 проц. стоимости бумаг, то есть 5 млрд. долларов. Безуспешно. На возражения замминистра финансов Михаила Касьянова: “В российской казне нет таких денег”, - саркастический комментарий сделал британский деловой еженедельник The Economist. “Но ведь российское правительство находит деньги для своих олигархов. В течение августа-сентября разными способами они получили 55 млрд. рублей, в то время как иностранные держатели ГКО и рядовые российские вкладчики не получили ничего”.

Наши иностранные кредиторы готовы пойти на самые жесткие меры, если правительство России не прекратит спасать проворовавшиеся банки за их счет. По мнению американской Washington Post, “у власти в России вновь оказались так называемые горбачевцы. Их второе пришествие отражает новое возвышение крупных промышленников, элиты военно-промышленного комплекса и служб безопасности. Первым делом они примутся (и уже принялись) спасать свои карманные банки”. Это не устраивает западных кредиторов. Поэтому в ближайшие дни следует ожидать в наших политических кругах и в нашей прессе массированной кампании против зарубежных банков и вообще против иностранного капитала.

Мы услышим много хороших и правильных слов о патриотизме, о финансовой независимости России, о “вредительской деятельности” западных финансовых спекулянтов. Под эти разговоры очень удобно перекачивать государственные деньги в собственные финансовые структуры. Под эти разговоры очень удобно банкротить недружественные банки (например, “Инкомбанк”), а их активы вливать в дружественные. Под эти разговоры очень удобно создавать систему финансирования будущих президентских выборов. То, что от этого пострадает репутация всей страны, соискателей политических должностей волнует мало.

В заключение небольшое отступление. Как видим, репутация России в мировом финансовом мире и без того низка, а мы еще и сами ее разрушаем. Мне очень хорошо известно, что не все в порядке в СЭЗ “Находка”. Но известно и другое - как пугливы иностранные инвесторы, как внимательно сортируют они информацию. Наверное, поэтому ни в одном из тех регионов России, где уже закончилась плановая прокурорская проверка деятельности свободных экономических зон, ни в одном из этих регионов не началась массированная информационная кампания против СЭЗ. Ни в Калининграде, ни в Калмыкии. Мне кажется, было бы разумно дождаться результатов проверки, а уж потом делать выводы и тем более писать о них. В свое время много говорили о каких-то злоупотреблениях на арсеньевском заводе “Прогресс”, одного за другим отправили в отставку двух директоров. Судебная точка в этой истории так и не поставлена, а вот конкуренты арсеньевских вертолетостроителей вовсю оперировали этими сообщениями при подготовке поручения правительства от 13.09.97 о графике выплаты заработной платы за выполненный оборонный заказ. И кто пострадал в результате?

Сейчас каждая крупица информации о России (и о Приморье) может привести к самым неожиданным и неприятным финансовым последствиям. Будем помнить об этом.

Автор: Герман ЗВЕРЕВ, директор "Центра управленческого консультирования"