Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика, финансы

Завод “Звезда” - моя судьба

Последние годы выдвинули перед российскими производственниками массу новых, неведомых прежде проблем. Не явились в этом плане исключением и предприятия ВПК, которые до известных политических, экономических и социальных перемен в стране не могли пожаловаться на отсутствие к ним внимания со стороны государства. В их числе оказалось и одно из крупнейших оборонных предприятий Приморья - дальневосточный завод “Звезда”.

Последние годы выдвинули перед российскими производственниками массу новых, неведомых прежде проблем. Не явились в этом плане исключением и предприятия ВПК, которые до известных политических, экономических и социальных перемен в стране не могли пожаловаться на отсутствие к ним внимания со стороны государства. В их числе оказалось и одно из крупнейших оборонных предприятий Приморья - дальневосточный завод “Звезда”.

Все это время специалисты завода ищут и находят способы жить в сложнейших условиях, просто обязывающих к таким поискам. Сегодня мы выполняем новые для нас виды работ по ремонту и строительству кораблей подводного флота и иных видов плавсредств, а также другого рода оборудования и техники.

Жизнь, наполненная смыслом

Нет в природе более сложного и совершенного творения разума и рук человека, нежели атомная подводная лодка. Ее строительство - дело исключительно непростое. А мы сумели первыми переоборудовать ракетную АПЛ в торпедную, изменив ее тип и вид оружия, что оказалось на порядок сложнее первоначальной постройки лодки.

Примерно по такой же схеме мы осваивали в свое время и новый свой завод. Несмотря на то, что примерно 80 процентов специалистов впервые увидели в глаза и атомную подводную лодку, и цеха со сложным специфичным оборудованием, на предприятии регулярно вводились все новые и новые производственные мощности.

Самым непростым делом оказалось доведение лодки 1-го поколения до технологического уровня 3-го поколения. Атомоходы 1-го поколения имели внушительные габариты, но их начиняли такой массой приборов, агрегатов и устройств, что ходить внутри приходилось боком. Модернизация субмарины представляла собой по сути дела втискивание примерно такого же объема оборудования, и нетрудно себе представить, с чем мы столкнулись в ее процессе.

Так, чтобы смонтировать систему спутникового наведения ракет, пришлось головку схемы, величиной с маленький домик, втискивать внутрь прочного корпуса, чтобы та не оказалась под воздействием громадного давления.

Совершенство этой системы иллюстрирует такой пример: разработчики настроили ее так, что, когда лодка находилась в подводном положении в Японском море, с помощью спутника на экране дисплея удалось сфокусировать настолько детальную картину Берлина, что стали различимыми не только улицы, но и их характерные детали, и операторы даже узнавали Унтер-ден-Линден и Бранденбургские ворота. Без преувеличения, это была техника XXI века.

Да, тогда завод был мощным предприятием с громадным потенциалом, и определяли его уникальное современное оборудование такие же уникальные, бесценные специалисты. Все делалось как надо, и потому у нас сложились хорошие отношения с военной приемкой и родным Тихоокеанским флотом. Не хочу сказать, что у нас отсутствовали проблемы, но мы знали, что делаем общее, нужное стране дело - укрепляем ее рубежи на Дальнем Востоке. Об этом говорила и поддержка предприятия государством, которое, отказывая себе во многом, не считало возможным поступиться собственной обороноспособностью.

Конечно, мы не катались как сыр в масле, зато жизнь была наполнена смыслом - в ней были конкретные цели и задачи, и мы имели возможность работать и жить, чувствуя себя нелишними в этом мире людьми. Мы как бы стали клеточками одного большого организма, имя которому - завод “Звезда”.

Не сгибаться под ударами судьбы

Какой бы неоднозначной и противоречивой ни была история нашей страны, никогда ее народ не чувствовал себя настолько униженным, как сейчас. Идешь утром на завод, а вместе с тобой - сотни угрюмых людей, таких же, как ты, никому не нужных, покинутых, неизвестно на что существующих последние полтора года...

Недавно стал свидетелем того, как обедает мой знакомый рабочий завода, 30-летний отец двоих детей - на столе семьи было 2 картофелины! Но ведь такие, как этот парень, продолжают трудиться на предприятии, да так, что у приемщиков не возникает претензий к качеству их работы! Это показали испытания и практика эксплуатации судов, построенных и отремонтированных в последнее время на “Звезде”.

Чего греха таить, держа в уме свой богатейший опыт работы уникального характера на оборонку, мы поначалу свысока отнеслись к идее заняться ремонтом и постройкой надводных гражданских судов. Однако те же современные рыболовные суда представляют собой безусловно сложные инженерно-технические сооружения - с силовой установкой, навигационным и радиооборудованием, автоматикой, рефрижераторным отделением или заводом по переработке рыбы.

Делать все это нужно как следует, чтобы выдерживало судно дикие штормы высоких широт и было для рыбаков надежным домом и удобным рабочим местом. Взявшись за это дело, заводчане занимались им с полной ответственностью, как в общем-то и привыкли.

Бытует мнение, случившиеся перемены в нашей жизни заставили покинуть завод лучших его работников. Не согласен с этим утверждением! Отвечая за важный участок заводского производства, имею право говорить так. Конечно, немало ценных специалистов ушло, но лучшие из лучших, те, кто по-настоящему любит свое дело и не желает его поменять ни на какие блага, продолжают работать на родном предприятии вопреки всему.

Думаю, что при появлении на заводе настоящей работы немало из ушедших отсюда из-за жизненных обстоятельств вернутся, и “Звезде” вновь станут по плечу любые задачи.

Автор : Борис ВАСИЛЮК, старший строитель ДВЗ “Звезда”, специально для “В”, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), “Владивосток”

comments powered by Disqus
В этом номере:
Завод “Звезда” - моя судьба

Последние годы выдвинули перед российскими производственниками массу новых, неведомых прежде проблем. Не явились в этом плане исключением и предприятия ВПК, которые до известных политических, экономических и социальных перемен в стране не могли пожаловаться на отсутствие к ним внимания со стороны государства. В их числе оказалось и одно из крупнейших оборонных предприятий Приморья - дальневосточный завод “Звезда”.

На голом энтузиазме далеко не уедешь. Но недалеко и с пользой - можно

Пока новое правительство думает, как выводить страну из кризиса, стране, наверное, надо самой пытаться выходить из него. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. ЗАО “Смоляниново-3” - пожалуй, пример такой попытки. Это угледобывающее предприятие образовано на обломках шахты им. Артема нынче. Ведь угля на Шкотовском месторождении еще 160 миллионов тонн, черпать его тут можно лет двести...

Снежная красота побила транспорт

Выпавший вчера ночью снежок приукрасил Владивосток. Жители города, спешащие поутру на работу и учебу, смогли с восходом солнца полюбоваться узорами и гирляндами из снега и инея. Отсутствие ветра и лишь легкий морозец придали краевому центру неповторимые очертания зимнего города средней полосы России.

Новый адрес ДВГТУ: Южная Корея

Всем известно: необязательно жить во Владивостоке, чтобы учиться в ДВГТУ, ведь его филиалы работают в разных городах края, но теперь студенту технического университета и приморцем быть необязательно, поскольку очередной филиал открывается аж за границей, в Республике Корея.

Женщины, защитим себя

На отечественном политическом небосклоне появилось еще одно образование - Российская партия защиты женщин. В учредительном съезде, который буквально на днях состоялся в Москве, приняли участие и делегаты от Приморского края.

Последние номера