Валерий Бакшин: Государственное телевидение и радиовещание должны проводить политику государства

Изменения в руководстве телерадиокомпании “Владивосток” привлекли внимание многих приморских средств массовой информации. Для газеты “Владивосток” эти изменения интересны вдвойне, ведь Валерий Бакшин не только стоял у истоков нашей газеты, но почти 10 лет возглавлял редакционный коллектив. Сегодня бывший главный редактор газеты “Владивосток”, а ныне генеральный директор телерадиокомпании “Владивосток” Валерий Бакшин отвечает на вопросы корреспондента “В”.

29 сент. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №464 от 29 сент. 1998

Изменения в руководстве телерадиокомпании “Владивосток” привлекли внимание многих приморских средств массовой информации. Для газеты “Владивосток” эти изменения интересны вдвойне, ведь Валерий Бакшин не только стоял у истоков нашей газеты, но почти 10 лет возглавлял редакционный коллектив. Сегодня бывший главный редактор газеты “Владивосток”, а ныне генеральный директор телерадиокомпании “Владивосток” Валерий Бакшин отвечает на вопросы корреспондента “В”.

- Прежде всего, Валерий Викторович, чем были вызваны изменения в руководстве телерадиокомпании?

- Это вопрос не ко мне, а к руководству Всероссийской телерадиокомпании. Как мне объяснили в Москве, изменения в руководстве ряда региональных телерадиокомпаний (в этой ситуации оказалась не только ТГТРК “Владивосток”) вызваны прежде всего новыми, более ответственными задачами, которые поставлены перед государственными электронными СМИ президентом Российской Федерации.

8 мая Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым на базе ВГТРК создается мощнейшая сеть государственного телевидения и радиовещания – в структуру ВГТРК включены все региональные телерадиокомпании. Если раньше ТГТРК “Владивосток” находилась в двойном подчинении – Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию и администрации Приморского края, то сейчас она полностью подчинена Москве как дочернее предприятие ВГТРК.

28 июля у меня состоялась беседа с председателем ВГТРК Михаилом Швыдким и руководителем ФСТР Михаилом Сеславинским, по окончании которой мне было предложено возглавить ТГТРК “Владивосток”. Кстати, я был не единственным кандидатом.

К сожалению, процесс назначения затянулся – как по объективным, так и по субъективным причинам. К примеру, буквально накануне, 27 июля, было подписано постановление правительства о реорганизации ВГТРК. И только недавно был опубликован устав ВГТРК, который определяет полномочия дочерних предприятий.

Второй раз я был приглашен в Москву 17 сентября, и мне была вручена доверенность на проведение реорганизации ТГТРК “Владивосток”. Как мне объяснили во ВГТРК, доверенности вполне достаточно на все необходимые действия, и такие доверенности получили руководители всех региональных телерадиокомпаний – как старые, так и новые. К сожалению, Владивосток и в этом вопросе оказался особым городом.

- Почему?

- Когда я, предварительно договорившись с находящейся на больничном Инной Лебедевой, что временно буду работать в ее кабинете, пришел в телерадиокомпанию, меня попытались не пустить в этот кабинет. Было даже заявлено, что мне не рекомендуется появляться в здании телерадиокомпании.

- Об этих силовых методах говорил в своем интервью телекомпании “Восток-ТВ” председатель краевой думы Сергей Дудник?

- Нет, скорее всего господин Дудник с одобрением отнесся к таким противозаконным действиям. Он даже начал собирать подписи депутатов краевой думы о якобы неправомерности такого решения кадрового вопроса с руководителем ТГТРК Борисом Максименко.

- Не очень похоже на Сергея Александровича, человека в общем-то довольно осторожного…

- Когда мы обсуждали эту ситуацию в редакции, большинство журналистов пришли к выводу, что это, скажем так, реакция господина Дудника на то, что именно газета “Владивосток” первой рассказала приморцам и о шикарном коттедже, и о неизвестно куда исчезнувших 400 миллиардах рублей, и об отношении нынешнего председателя краевой думы к президенту Ельцину. Да и мои неоднократные напоминания господину Дуднику о 136 тысячах рублей, которые дума задолжала газете, по-моему, сыграли свою роль в том ожесточении, с которым он воспринял мое назначение.

- Но это же очень мелко?

- Мелко – это мягко сказано…

- А господина Дудника не было на том собрании, что состоялось в четверг в телерадиокомпании “Владивосток”?

- Нет, господина Дудника на том собрании не было, но его вполне замещали депутаты краевой думы Соловьев, Брюханов, Полозова, Сиротенко, Роговой, а также главный редактор газеты “Завтра России из Владивостока” Соловьенко. Кстати, о том, что Борис Максименко решил собрать часть коллектива на собрание, я, как и некоторые сотрудники телерадиокомпании, узнал случайно. И тон на собрании задавали люди чуждые, которые решали свои, сугубо политические задачи. Уверен, им совершенно безразличны проблемы телерадиокомпании. Главное – как можно скорее распустить сплетни, самые грязные слухи. От грязи ведь всегда тяжело отмываться…

Кстати, в тот же вечер в прямом телеэфире нашей телерадиокомпании одним из депутатов краевой думы было заявлено, что с приходом Бакшина на приморском телевидении покончено с гласностью, что закрыта программа Брюханова, снят с эфира репортаж Медведевой, предложено уйти Литусу. Но тот господин даже не мог представить, что как раз перед этим добрых полчаса мы вместе с Галиной Михайловной Медведевой работали над тем, чтобы выпустить ее репортаж в эфир, а во время “откровений” депутата рядом со мной стоял Сергей Андреевич Литус. И я сказал ему: неужели вы являетесь сторонником таких грязных методов? Сплетни же про всевозможные холдинги и слияние газет с телевидением просто смехотворны. Люди, их распространяющие, либо делают это сознательно, либо не знают элементарных норм российского законодательства.

- Так кто же сейчас руководит телерадиокомпанией “Владивосток”?

- В дополнение к доверенности ВГТРК от 17 сентября я приказом по ВГТРК с 23 сентября назначен генеральным директором телерадиокомпании “Владивосток”. Борис Максименко сейчас в отпуске, но уже есть приказ ФСТР об его увольнении с 5 октября – после окончания отпуска.

- Говорят, телерадиокомпанию “Владивосток” ждут большие кадровые изменения?

- Самые большие кадровые изменения уже произошли. Сейчас мне и моим заместителям Анатолию Злобину, Георгию Климову и Инне Лебедевой необходимо определить структуру реорганизующейся компании и концепцию вещания – естественно, с учетом наших финансовых возможностей. Очень надеюсь в этом на помощь и советы всех сотрудников ТГТРК “Владивосток” – как молодых, так и ветеранов. Только не надо сразу же кричать о гигантском сокращении, как это сейчас кое-кто делает. Да, сокращение будет, оно неизбежно – у государства просто нет денег для содержания такой махины, как ТГТРК “Владивосток”, но надо сделать все возможное, чтобы сокращение было минимальным. А это значит, что надо учиться работать на компанию, зарабатывать для нее деньги.

Но, честно говоря, меня больше волнуют не финансовые вопросы, а психологическая обстановка в коллективе, когда журналисты государственного телевидения и радио считают возможным работать не на государство, а на политические амбиции некоторых приморских и столичных деятелей. Вместо спокойной, объективной информации в эфир иногда несется откровенная ложь, зрителям и слушателям навязываются далекие от реальности оценки. Вместо рассказа о том, какими проблемами живут города и районы Приморского края, какие задачи решают их администрации, представительные органы, предприятия и организации, в эфир идут мелкие владивостокские дрязги. Собираются, к примеру, на площади человек 30 с заранее приготовленными плакатами – и об этом сразу же репортаж в “Местном времени”. А почему не пригласить в эфир районного или городского депутата из отдаленных районов Приморья? Уверен, ему будет что сказать с экрана телевизора.

Государственное телевидение и радио просто обязаны проводить политику государства.

- А если журналист не согласен с этой политикой?

- Но кто мешает ему высказать это свое несогласие в эфире частной телерадиокомпании, которых, кстати, во Владивостоке предостаточно? Но раз мы на государственном телевидении и радиовещании, то и должны работать на государство.

- Последний вопрос: с газетой “Владивосток” прощаетесь навсегда?

- Это невозможно. “Владивосток” слишком много значит в моей жизни, чтобы с ним прощаться. Да, сейчас и у газеты, и у компании новые, более молодые руководители, но я надеюсь, что еще смогу им помочь хотя бы советами. А потом, в редакции остались друзья, которые ни разу меня не предавали.