Юрий СЕРЕБРЯКОВ: Мэр и политика - две вещи несовместные

Предвыборный марафон к креслу мэра Владивостока стартовал. В газетах, по радио, на экранах ТВ замелькали лица местных политиков - знакомые и не очень. Юрий Михайлович Серебряков относится, скорее, к последним. И в этом есть свой парадокс: практически в каждом доме знают и любят нашу приморскую “Монастырскую” воду, но мало кому известно имя “отца” минералки - основателя и руководителя фирмы “Славда”. Юрий Серебряков - до обидного не публичный политик. Делая дело, он сам как бы остается в тени. И это откровенный минус в горячей, далекой от скромности предвыборной схватке. С этого “слабого” места кандидата на пост мэра Владивостока мы и начали наш разговор.

9 сент. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №450 от 9 сент. 1998

Предвыборный марафон к креслу мэра Владивостока стартовал. В газетах, по радио, на экранах ТВ замелькали лица местных политиков - знакомые и не очень. Юрий Михайлович Серебряков относится, скорее, к последним. И в этом есть свой парадокс: практически в каждом доме знают и любят нашу приморскую “Монастырскую” воду, но мало кому известно имя “отца” минералки - основателя и руководителя фирмы “Славда”.

Юрий Серебряков - до обидного не публичный политик. Делая дело, он сам как бы остается в тени. И это откровенный минус в горячей, далекой от скромности предвыборной схватке. С этого “слабого” места кандидата на пост мэра Владивостока мы и начали наш разговор.

- Вы правы, я не публичный политик. И наверное, не политик вообще. Более того, я убежден, что работа мэра - это не депутатство, здесь политики близко не должно быть.

- И тем не менее жизнь показывает: в нашем приморском климате политическими становятся должности начальников ПЖЭТа, “Водоканала”, “Главлифта” и даже “Спецавтохозяйства”...

- Это наша беда, когда чисто хозяйственные вопросы неминуемо переводятся в политическую плоскость и заканчиваются сражениями. Когда чьи-то “святые” принципы становятся выше интересов сотен (да даже если десятка!) людей. Ведь можно до последнего “биться с мафией”, ни рубля не давая на “Скорую помощь”, но если ценой этой битвы становится жизнь горожан, до которых “скорая” не доехала, то, честное слово, лучше уж принципами поступиться. Повторю, что для мэра главное не амбиции и не принципы. Главное - обеспечить нормальную жизнь для людей. А каким способом это делается - жителей не должно волновать. В идеале труд мэра должен быть незаметен. “Отмечать” же каждый запущенный лифт, каждый заасфальтированный ухаб, каждый лишний кубометр воды в домах мне лично было бы стыдно - это нормальная работа власти.

- По-вашему, мэр и политика - “две вещи несовместные”? А как же классика - мэр первопрестольной Юрий Лужков?

- Это то исключение, которое подтверждает правило. Ведь припомните, что мы слышали о Лужкове два первых года его градоначальства? Немного - чудак такой в кепке, все по стройкам да по канализациям рыщет. Ни в какую политику не лезет. С гордумой своей (а ведь своенравна была!) ладит. Его москвичи между собой “директором овощебазы” звали. В общем, прессе глаз не на чем было остановить. И лишь какое-то время спустя о Лужкове заговорили - но в первую очередь как о хозяине города. И это принципиальный момент - слава впереди него шумя не бежала, он ее за-ра-бо-тал. Делами. Вот от такой доброй славы я бы не отказался. И только после этого мэр Лужков позволил себе заниматься политикой.

- Но, наверное, некорректно было бы сравнивать сытую Москву с Владивостоком. А мэра столицы с мэром нашего города.

- Дело не в городах - дело в людях, руководящих ими. Вспомните мэра столицы (политика, кстати) Гавриила Попова. При нем по Москве пройти стыдно было - “хламушник” и только. Тут одно должно быть - или политикой заниматься, или улицы мести ...

- ...или город любить - или себя во главе города?..

- Можно и так сказать... Второй вариант наиболее опасный для дела. Я, может быть, повторюсь, но в этом случае и город, и его жители являются для политика лишь средством достижения собственной цели - пусть даже красиво и благородно звучащей. В такой ситуации люди просто обречены жить в городе, где самое элементарное (та же вода, тот же свет, фонари на улицах) - не что иное, как подвиги мэра-Геракла. Я так жить устал. А вы?..

- ...

- Я не знаю, кто будет следующим градоначальником Владивостока, но поверьте, если к власти придет нормальный профессионал-хозяйственник, если он без лишних слов начнет заниматься городом, вся эта нынешняя дымовая завеса мэра-мученика, мэра-борца рассеется, а наш сегодняшний день горожане будут вспоминать как кошмарный сон.

- Город любите?

- Не то слово. Я вырос здесь, на Морском кладбище похоронена моя мать. Я помню Владивосток в его лучшие времена - тогда мы, соперничая с Хабаровском, гордились, что у нас носки с бисером продаются, а у них нет, что наши женщины юбки короче носят...Так вот, Владивосток всегда “бил” Хабаровск по чистоте. Сегодня вряд ли кто это скажет. Сегодня мы “бьем” их только славой мировой: в Америку приезжаешь, там спрашивают, как мэр с губернатором уживаются?.. А про соседей и слыхом не слыхивали. Мы ж даже имени хабаровского градоначальника не знаем, какие там у них с Ишаевым отношения - говорят, в теннис вместе играют... Зато есть вода и свет, по вечерам люди спокойно гуляют по улицам города, не опасаясь за свою жизнь. Во Владивостоке об этом забыли.

А спорт? Я помню, раньше приходишь с завода домой - во дворе волейбольная, баскетбольная площадки, есть где в футбол сыграть. А сейчас? Не потому ли Хабаровск имеет сегодня 2-3 команды высшей лиги - чем хуже Владивосток? Почему все дворы буквально залеплены гаражами и нет места, где пацанам мяч гонять, почему в городе нет спорткомитета, почему нет ни одного муниципального стадиона?.. Ведь, согласитесь, жизнь города - это не только вода, свет, тепло, это и его атмосфера.

- Тем более странно, что во время одной из своих встреч с избирателями вы сказали, что у вас нет программы. Первая реакция аудитории - недоумение. Как так? Но потом...

- Действительно, мы приучили людей к тому, что обязательный атрибут кандидата - этакий перечень “добрых дел”. Это чушь. Обо всех обещаниях забывают на следующий день после выборов - и сам соискатель власти, и его избиратели. Ну припомните, сколько расчудесных программ нам озвучили за последние годы - мы с вами уже в процветающем демократическом государстве давно жить должны, а на деле?...

Я считаю, что у каждого руководителя на любом посту есть четко очерченный круг его функциональных обязанностей. И здесь не надо ничего придумывать, никаких программ сочинять. Все проще - обязанности необходимо профессионально исполнять. А вот степень профессионализма претендента - это как раз и должен определить избиратель. Именно он должен решить на выборах, кому можно доверить город. Кто способен сделать Владивосток просто городом, удобным для проживания граждан? Что еще от градоначальника требуется?

Мне кажется, несмотря на все сложности нашего времени, Владивосток вырвется из этой черной полосы жизни в экстремальном режиме. Город устал от политики и политиков. Город должен просто нормально, спокойно жить.

Автор: Марина ЛОБОДА, "Владивосток"