Дело пахнет не керосином

На состоявшейся в здании главного управления ГО и ЧС Приморья пресс-конференции представители Тихоокеанского флота заявили, что в емкостях, похищенных с территории воинской части в поселке Кневичи, находился не высокотоксичный компонент ракетного топлива - самин, а обыкновенный авиационный керосин.

28 авг. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №443 от 28 авг. 1998

На состоявшейся в здании главного управления ГО и ЧС Приморья пресс-конференции представители Тихоокеанского флота заявили, что в емкостях, похищенных с территории воинской части в поселке Кневичи, находился не высокотоксичный компонент ракетного топлива - самин, а обыкновенный авиационный керосин.

Как уже сообщал “В”, основные события на зараженной в Кневичах территории начали разворачиваться 24 августа, когда в УВД и управление ГО и ЧС Приморья от начальника караула части поступило заявление о пропаже 2 емкостей, сделанных из высоколегированной стали и предназначенных для хранения самина. По данным информированных источников, емкости кубатурой по 1000 литров были похищены 18 августа, а их содержимое здесь же вылито на землю.

Как заявили представители ТОФ - начальник управления воспитательной работы флота капитан 1-го ранга Николай Антрощук и зам. начальника отдела воспитательной работы морской авиации полковник Александр Максимов, “в связи с ординарностью ситуации” командование морской авиации не сочло нужным оповещать представителей МЧС. Сами же командиры флотской авиации, одев бойцов в химкомплекты, начали дегазацию зараженного участка только через 6 дней после разлива. По словам специалистов, керосин полностью выветривается менее чем за двое суток.

Не ясно, почему в части пытались всячески скрыть место разлива, если это был обычный керосин. Прибывших в среду на место происшествия представителей МЧС, комитета природоохраны и журналистов, ссылаясь на распоряжение главного инженера морской авиации ТОФ Сергея Самчелиева, к месту не допускал усиленный караул. Более того, к части несколько раз прибывали самосвалы с землей и шлаком, предназначенными для засыпки места разлива. По решению представителей краевой КЧС, на подъездах к части были выставлены посты ДПС ГИБДД, не пускавшие такие машины на территорию.

Как пояснил корреспонденту “В” заместитель начальника главного управления ГО и ЧС Приморья Александр Сидоренко, по установленным правилам безопасности верхний слой почвы должен быть смешан с керосином и сожжен, а не просто засыпан. Дело в том, что самин (а по всем подозрениям это был именно он) крайне опасен для всего живого. Это вещество аккумулируется в организме и обладает нервно-паралитическими свойствами. При попадании его на кожу человек получает сильный термический ожог. Может быть поражена и дыхательная система.

Один из охранников и рассказал корреспондентам “В”, что сам обходит зараженную территорию седьмой дорогой и меняет место поста в зависимости от направления ветра.

Корреспонденты “В” тоже быстро ощутили, что в районе части “хвост нужно держать по ветру”. После нескольких часов солнечной парилки в нашу сторону так “дыхнуло”, что все ощутили резкое першение в горле, сухость во рту и тошноту. Также почувствовали этот “аромат” и флотские химики, прибывшие для проведения анализа почвы, - более чем за 100 метров был слышен сильный удушливый кашель.

По данным представителей МЧС, эта часть и ранее не славилась отличным содержанием горюче-смазочных материалов - влияние токсинов сказывается на здоровье бойцов отряда ВОХР, обслуживающего часть. 2 женщины-караульные попытались сдать кровь на станции переливания, однако медики не приняли ее из-за крайне плохого состояния.

В данный момент на территории части до сих пор находятся емкости с самином, который хранится без соблюдения герметичности. По словам тех же караульных, в жаркую погоду здесь можно наблюдать оранжевое “облако”. Кроме этого в 50 метрах хранится окислитель меланш, который при соединении с самином “образует” сильнейший взрыв. Хочется верить, что до этого не дойдет.

В среду (в результате встречи представителей МЧС и ТОФ) наконец-то принято решение о создании совместной комиссии, которая определит, чем в течение 8 суток дышали жители поселка Кневичи, а также все жители и гости нашего края, прибывавшие в аэропорт, недалеко от которого и расположена часть.

Автор: Федор ГУРКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), “Владивосток”