Почему остановилась “Скорая”?

С 4 августа персонал скорой медицинской помощи города Владивостока находится в состоянии бессрочной забастовки. Врачи требуют выплаты заработной платы за четыре месяца и стабильного финансирования.

11 авг. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №431 от 11 авг. 1998

С 4 августа персонал скорой медицинской помощи города Владивостока находится в состоянии бессрочной забастовки. Врачи требуют выплаты заработной платы за четыре месяца и стабильного финансирования.

Заявление пресс-секретаря губернатора Приморья

Это уже вторая в этом году забастовка работников “Скорой помощи”. 17 апреля “Скорой” была объявлена забастовка в связи с полугодовой задержкой заработной платы и отсутствием медикаментов. Она продлилась тогда 2 часа и была приостановлена, так как медики получили от городской администрации деньги для выплаты двухмесячного заработка и приобретения медикаментов и горючего для автомобилей.

Но уже тогда было ясно, что подобная ситуация может возникнуть вновь, если окончательно не будет решен вопрос об источнике финансирования. Вопрос о финансировании городской службы скорой помощи решался и на уровне нашего законодательного органа - краевой думы, которая вынесла вердикт, что медицинские учреждения города, в том числе и служба скорой медицинской помощи, являются муниципальными. Поэтому дума настойчиво рекомендовала мэрии начать их финансирование.

Что же городская администрация? В июле мэрия предоставила станции скорой медицинской помощи ссуду в размере 90 тысяч рублей для приобретения топлива, а перед этим выделила 7 тысяч рублей на оплату медикаментов, которых хватило всего лишь на две недели работы. И “Скорая” встала. Врачи не могут оказывать квалифицированную медицинскую помощь, если у них нет лекарств, перевязочного материала, бензина для машин.

Почему же мэрия отказывается платить за спасение жизни и здоровья жителей своего города? Мэр г. Владивостока Виктор Черепков в своем радиообращении обвинил в создавшейся ситуации медиков, ФОМС, 50-е постановление губернатора, согласно которому финансирование скорой медицинской помощи возложено на муниципалитет.

Но обратимся к документам. Статья 39 закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” (утвержден Верховным советом РФ 22 июля 1993 года) гласит, что скорая медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. Из средств федерального бюджета может осуществляться финансирование федеральных целевых программ, в том числе и программа “Скорая медицинская помощь”. Из краевого бюджета финансируется выполнение территориальной целевой программы в области здравоохранения “Скорая медицинская помощь”. На эти цели законом о краевом бюджете на 1998 год предусмотрено 3 млн. 100 тысяч рублей. Эти средства предполагается направить на приобретение санитарного автотранспорта, медицинского оборудования, медикаментов для скорой медицинской помощи и улучшения материальной базы станций. Также краевым бюджетом финансируется работа санитарной авиации.

Содержание муниципальных станций (отделений) СМП возложено на муниципалитеты согласно постановлению губернатора края № 50 от 11 февраля 1998 года “Об утверждении программы государственных гарантий по обеспечению населения Приморского края бесплатной медицинской и лекарственной помощью на 1998 год”.

Данное постановление составлено с учетом новых требований в формировании программ государственных гарантий, которые были предложены Министерством здравоохранения РФ еще в ноябре 1997 года в соответствии с постановлением правительства № 1387 от 5 ноября 1997 года, утвердившего концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ. Если следовать этим документам, мы не нарушили никаких нормативных актов, издав постановление № 50.

Мэрия Владивостока в судебных инстанциях, в частности в краевом арбитражном суде, оспаривает указанное постановление как не соответствующее действующему законодательству РФ. Суд разбирается. Итоговое заседание еще не состоялось. Но постановление губернатора края от 11.02.98 № 50 определило источники финансирования скорой медицинской помощи. Данный документ является нормативным актом, обязательным для исполнения муниципальными образованиями края, в том числе и мэрией Владивостока.

Однако при формировании бюджета города Владивостока на 1997 и 1998 годы мэрией Владивостока не предусмотрено финансирование и содержание учреждений здравоохранения, в том числе и скорой медицинской помощи. Кстати, по отказу мэрией в финансировании городской станции скорой медицинской помощи прокурором города еще 22.04.98 года в адрес мэрии направлено представление об устранении нарушения законодательства. А воз и ныне там.

Автор: Наталия ВСТОВСКАЯ, пресс-секретарь губернатора Приморского края