Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Экономика, финансы

ПЗО "Ландыш" ждет своего подписания. На этот раз в ноябре

Проведены швартовные испытания 2 блоков из 12 на плавучем заводе по переработке ЖРО "Ландыш", стоящем у причала завода АО "Восток". В соответствии с приказом министерства экономики, являющегося заказчиком строительства ПЗО, обязанности по осуществлению приемки плавзавода в период швартовных испытаний возложены на ДВЗ "Звезда". Создана группа приемки в составе специалистов завода. К одному из них - заместителю начальника отдела по ядерной и радиационной безопасности Дмитрию Лобанову обратился корреспондент "В".

Проведены швартовные испытания 2 блоков из 12 на плавучем заводе по переработке ЖРО "Ландыш", стоящем у причала завода АО "Восток". В соответствии с приказом министерства экономики, являющегося заказчиком строительства ПЗО, обязанности по осуществлению приемки плавзавода в период швартовных испытаний возложены на ДВЗ "Звезда". Создана группа приемки в составе специалистов завода. К одному из них - заместителю начальника отдела по ядерной и радиационной безопасности Дмитрию Лобанову обратился корреспондент "В".

- Швартовные испытания отдельных блоков и узлов установки по утилизации ЖРО проводятся в соответствии с программой, согласованной с заводом "Звезда", надзорными органами и утвержденной министерством экономики. Испытания проходят согласно методике, разработанной коллективами специалистов России и компании США "Бэбкок и Уилкокс".

- Дмитрий Иванович, швартовные испытания проводят специалисты АО "Амурский судостроительный завод" из Комсомольска-на-Амуре. Почему?

- Судовые системы, которые испытываются сейчас, строили они на своем заводе, они и сдают свой экзамен на прочность и надежность.

- Срок завершения экзамена не единожды передвигался на более поздние сроки. Почему и какова новая дата сдачи ПЗО?

- Ориентировочно - ноябрь этого года. В очередной раз говорим о примерной дате, потому что американские менеджеры, ученые и специалисты, разрабатывая проект установки, просчитались.

- В каком смысле просчитались?

- Расчет делали на страну третьего мира.

- То есть с надеждой, что в малоразвитой (с их точки зрения) стране России проект пройдет "на ура", без заминки?

- Именно так. Но у нас разные школы подхода к приемке объектов. Мы привыкли работать с военной техникой, проверяя документы буквально до последней запятой. С нашей стороны возникло много таких вопросов, которых американские специалисты во главе с руководителем проекта ПЗО Лари Девисом не ожидали.

Управление установкой производится дистанционно, при помощи компьютерной системы. Непосредственного участия личного состава в переработке ЖРО не предусмотрено. Отрабатывается роботизация технологического процесса, приходится перенастраивать, поправлять программу.

- Как преодолевается языковой барьер?

- Документация была переведена на русский язык. В нашей группе работают переводчики из Владивостока и Большого Камня.

- В нашем городе по-прежнему пугают установкой по переработке жидких радиоактивных отходов как черным смерчем, нависшим над акваторией залива.

- Хочу в очередной раз заверить, что ПЗО в части экологии во много раз безопаснее списанных АПЛ, в которых до сих пор находятся ядерные реакторы. Технология переработки ЖРО разработана настолько, что очищенная вода по радионуклидному составу будет чище питьевой, ее смело можно использовать в технических целях.

- Или сливать в море...

- Сейчас ведут расчеты предельно допустимых сбросов в море, которые будут анализироваться и подписываться на уровне краевых и центральных надзорных служб.

- Установка плавучая, предполагает ли это вариант ее загрузки у причала "Звезды" и отправки в море для проведения операции переработки?

- Нет. Она будет стоять у причальной заводской стенки. Некоторые депутаты городской думы настаивают на том, чтобы она была поставлена в любом месте, только не в Большом Камне. Когда я прошу, покажите где, мне отвечают: вот вы специалисты, вы и решайте. Так вот я, как специалист, говорю: ПЗО необходимо разместить на заводе, который располагает достаточной технической базой для ее безопасного обслуживания.

- Поставили его, допустим, на мысе Сысоева...

- Дополнительная транспортная перевалка ЖРО со "Звезды" на установку увеличивает степень риска и ответственности: вдруг на пирсе кабель оборвется, кран зависнет с бочкой, заполненной ЖРО, - да и мало ли какие опасные случайности могут возникнуть при перевозке данного груза.

- Какой смысл в "плавучести" ПЗО? И как же заверения, что он может работать автономно в течение 30 суток?

- Он не самоходный. Бытовые условия не позволяют ему находиться в отрыве от берега: из всех благ здесь только кают-компания и камбуз, где можно вскипятить чай. Хотя при необходимости ПЗО может подойти к военному объекту - заводу "Чажма", например. Если нет условий для подключения питания с берега, подключается собственная дизельная электростанция, способная вырабатывать энергию в течение 30 суток.

- Для ПЗО необходима специальная причальная стенка. Вокруг нее тоже ходит немало споров.

- Причальная стенка - это комплекс гидротехнических сооружений, оснащенный специальными техническими средствами для подачи электропитания, пресной воды... непосредственно на установку, без промежуточных перевалочных баз, с учетом безопасности передачи ЖРО.

- Чем не угодила заводу "Пинега", несколько лет перерабатывающая радиоактивные отходы?

- Это судно старого проекта. Технология переработки ЖРО устарела. Кроме того, матросский экипаж "Пинеги" обеспечивает только исправное техническое состояние судна. Здесь нет специалистов не только по переработке ЖРО, но и таких, которые могли бы следить за безопасностью ее работы.

Никакого сравнения "Пинеги" с ПЗО и быть не может. В этом могут убедиться депутаты городской думы М. Кириенко и С. Никитин, входящие в состав государственной комиссии по приемке плавучего завода. Всего в комиссии более 20 человек, в том числе представители завода "Звезда", Минздрава РФ, Минтруда, Морского Регистра и других ведомств России.

Автор : Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток-Большой Камень"

В этом номере:
В “Дальэнерго” внешнее руководство

Решением государственного арбитражного суда Приморья в ОАО “Дальэнерго” введено внешнее управление, а временным управляющим назначен Виктор Коршунов. Вопрос о признании акционерного общества банкротом будет рассматриваться во второй половине октября.

Тепло в неразберихе

По сообщению пресс-службы АО “Дальэнерго”, “неразбериха во власти обернулась для энергетического акционерного общества колоссальными убытками”. В 1996 году они составили 313 миллионов деноминированных рублей, а в прошлом - 495 миллионов. В этом году “планируется” увеличить эту сумму еще на 512 миллионов.

Поезд-завод пошел без электровоза? Директор остался на платформе...

Дмитрий МОРАВСКИЙ: "Я могу работать только с человеком, которому доверяю, зная, что он ничего не украдет..."

ПЗО "Ландыш" ждет своего подписания. На этот раз в ноябре

Проведены швартовные испытания 2 блоков из 12 на плавучем заводе по переработке ЖРО "Ландыш", стоящем у причала завода АО "Восток". В соответствии с приказом министерства экономики, являющегося заказчиком строительства ПЗО, обязанности по осуществлению приемки плавзавода в период швартовных испытаний возложены на ДВЗ "Звезда". Создана группа приемки в составе специалистов завода. К одному из них - заместителю начальника отдела по ядерной и радиационной безопасности Дмитрию Лобанову обратился корреспондент "В".

Против лома нет приема, окромя другого лома

Самым полезным ископаемым на территории многострадального Отечества нашего ныне считается цветной металл. Административная территория Фокино не является исключением - запасы цветных металлов здесь еще велики, растет число и тех, кто старательно добывает металл, не гнушаясь телефонными кабелями, атрибутами коммунальных коммуникаций, надгробиями усопших соотечественников...

Последние номера