Шахтерам нечего терять, кроме зарплаты

Неделю назад, требуя кровно заработанное, в здании городского шахтоуправления начали голодовку горняки Партизанска, вместе с ними был вынужден остаться генеральный директор Виктор Трухин. Благодаря центральному телевидению весть об очередной акции протеста партизанских шахтеров стала известна всей стране, но осталась в стороне одна важная деталь: все три с половиной тысячи работников на четырех шахтах сокращены, и сегодня они требуют возврата долгов, компенсаций и социальных гарантий.

5 авг. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №428 от 5 авг. 1998

Неделю назад, требуя кровно заработанное, в здании городского шахтоуправления начали голодовку горняки Партизанска, вместе с ними был вынужден остаться генеральный директор Виктор Трухин. Благодаря центральному телевидению весть об очередной акции протеста партизанских шахтеров стала известна всей стране, но осталась в стороне одна важная деталь: все три с половиной тысячи работников на четырех шахтах сокращены, и сегодня они требуют возврата долгов, компенсаций и социальных гарантий.

...Настроение большинства людей в Партизанске мрачное. Кажется, высеки искру - и, как в забое с накопившимся метаном, грянет взрыв. Спустя 3 месяца после закрытия шахт “Центральная”, “Нагорная”, “Авангард” первыми не выдержали углекаменцы, не получающие заработную плату с ноября прошлого года. Безысходность заставила их последовать проверенному ранее на “Центральной” сценарию - расположиться в кабинетах управления, “захватить” начальника, объявить голодовку и тем самым хоть как-то привлечь к себе внимание. Покинув поселок Углекаменск, 28 июля 11 шахтеров зашли в кабинет Трухина и заявили: “Все, баста, начинаем голодовку. Оставайтесь с нами”. Поставили во дворе палатки, расстелили в кабинете матрасы и начали ждать.

В минувшую пятницу голодающих шахтеров, которые держатся на чае да воде, посетили корреспонденты “В”. Картина у здания управления и внутри него сумрачно-ожидающая: курящие и кучкующиеся мужики, то и дело докладывающие об обстановке по телефону начальники. В момент нашего приезда в поселках Углекаменск и Авангард проходили собрания, на которых присутствовало несколько сот человек. Митингующие поддержали требования инициаторов. Их нам обозначил председатель забастовочного комитета, бывший начальник участка шахты “Углекаменская” Виктор Губарь:

- Мы ждем выплаты задолженностей за 6 месяцев, пособий по ликвидации, за выслугу лет, социальных гарантий дальнейшего трудоустройства.

В последние дни количество голодающих перевалило за 60 человек. Поскольку требования касаются не только одной “Углекаменской”, в их числе уже представители всех шахт и вспомогательных производств. В том числе две женщины, работницы ЦЭМа - центральных электромеханических мастерских.

- 70 лет мастерские работали на шахты, а теперь даже под ликвидацию не попадают. Людей выкинули за ворота, и деваться им некуда. Зарплату не получаем с декабря. Я уволена 13 апреля, выходное пособие не выплатили. На бирже труда на учет не ставят - ЦЭМ не имеет технико-экономического обоснования о ликвидации, - сказала нам Людмила Овчинникова, начальник планово-экономического отдела ЦЭМа. - А как жить дальше без денег? Моя дочь не работает, у нее ребенок маленький, за все коммунальные услуги платить нужно, не говоря уже о повседневном питании.

Сотрудница отдела кадров ЦЭМа Галина Бережная готова привести к себе дочь - все равно дома питается одной картошкой да зеленью с огорода. Еще хуже настроение у мужчин, волею обстоятельств не способных прокормить свои семейства.

- Работы в Партизанске, а тем более в поселке нет, - констатирует проходчик Игорь Фадеев из Углекаменска. - Я на шахте с 92-го года, после армии. Что делать дальше - не знаю.

По словам гендиректора шахтоуправления Виктора Трухина, на базе закрываемых шахт “Авангард” и “Углекаменская” создаются ООО “Белопадинское” и “Правобережное”, “Центральная” переходит в муниципальную собственность. Из трех с половиной тысяч шахтеров работу найдут человек 700, однако будущее этих угольных предприятий, судя по нынешней ситуации, неясное.

Партизанцам могла помочь заграница, но предложения о создании новых производств с помощью Международного валютного фонда отвергли после их изучения. Оказалось, с 1998 года фонд финансирует создание только непрофильных рабочих мест, причем на драконовских условиях - каждый проект проходит инвестиционную проверку, половина средств должна быть российской, а заемные даются на определенный срок под проценты. Местной власти и предпринимателям в такой ситуации легче и проще взять кредит на родной российской территории.

Но это планы, а шахтеров в данный момент интересует зарплата. Их успокаивают, что согласно телеграмме, полученной от руководителя государственной компании “Росуголь” Владимира Попова, на текущей неделе на шахту “Центральная” поступят 793 тысячи, “Углекаменская” - 1 миллион 7 тысяч, “Авангард” и “Нагорная” - по 100 тысяч. Всего шахтерам Партизанска должны 43 миллиона. По информации Виктора Трухина, дебиторы должны гораздо больше - 82 миллиона, из них 53 - “Дальэнерго”. С должниками помогают разбираться местная прокуратура и налоговая полиция края.

В случае невыполнения своих требований шахтеры намерены прибегнуть к более решительным действиям. Можно догадаться, каким, судя по прошедшей в России на прошлой неделе волне шахтерского протеста. В лучшем случае шахтерам Партизанска, как и другим в угольной отрасли, выплатят зарплату за месяц-два. Похоже, денежные станки штампуют купюры круглосуточно, но очередь до Партизанска еще не дошла.

P.S. Во время подготовки материала к печати в мэрии Партизанска представители администрации и силовых структур вели переговоры с бастующими шахтерами. Как стало известно, переговоры закончились безрезультатно - шахтеры заявили, что в 12 часов 4 августа они выйдут на перекрытие железнодорожной магистрали на Находку.

Автор: Валерий БЕЛЬЦОВ, Георгий ПАКИН (фото), "Владивосток"