На “Ландыше” радиацией и не пахнет

Разрабатывая документы при строительстве установки по очистке жидких радиоактивных отходов, специалисты США не учли самого главного - ответственности и щепетильности специалистов России, в частности завода “Звезда”, для которого и предназначен данный объект. А может, полагались американцы на русское “авось”, ставя нас в период российских экономических передряг в ряд стран третьего мира?

4 авг. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №427 от 4 авг. 1998

Разрабатывая документы при строительстве установки по очистке жидких радиоактивных отходов, специалисты США не учли самого главного - ответственности и щепетильности специалистов России, в частности завода “Звезда”, для которого и предназначен данный объект. А может, полагались американцы на русское “авось”, ставя нас в период российских экономических передряг в ряд стран третьего мира?

Специалистами завода “Звезда” пока не изучена последняя “запятая” в проектных документах установки по переработке ЖРО
Показания дозиметра у борта ПЗО “Ландыш” - 10 микрорентгенчас при естественном фоне 10-15 мкрчас.

- Да, подобная позиция иногда проглядывала, - сказал корреспонденту “В” заместитель начальника отдела ядерной и радиационной безопасности завода “Звезда” Дмитрий Лобанов. - Но наше отношение к данному проекту все поставило на свои места. Самое главное, у нас и США разные школы подхода к приему заказов. Мы много лет работаем с военной техникой, по нашим строгим правилам проработка документов требует особой тщательности, буквально до каждой запятой.

Кроме того, плавучий завод по переработке ЖРО (ПЗО “Ландыш”) - единичный объект (в России нет аналога), управление которым производится дистанционно, при помощи компьютерной системы. Отрабатывается роботизация технологического процесса. С нашей стороны необходимы большая внимательность и ответственность.

На заводе создана группа приемки плавучего завода по утилизации ЖРО.

Понимая важность строящегося объекта в плане экологии, безопасности производства, мы задавали специалистам США во главе с руководителем проекта установки Лари Девисом такие вопросы, ответы на которые требовали от них дополнительной проработки.

Швартовые испытания ПЗО явно затянулись. Корреспонденту “В” назывались различные сроки сдачи строящегося объекта: сентябрь 1997, январь 1998. Теперь новая дата - ноябрь этого года. А пока ПЗО по-прежнему находится у пирса АО “Восток” г. Большой Камень.

На сегодняшний день завершены испытания двух блоков из 12. Проводятся они в соответствии с программой, согласованной с заводом “Звезда”, надзорными органами и утвержденной министерством экономики, согласно методике, разработанной коллективами специалистов России и американской компании “Бэбкок и Уилкокс”.

Испытания проводят работники АО “Амурский судостроительный завод” из Комсомольска-на-Амуре: они строили судовые системы на своем заводе, им и сдавать экзамен на их прочность.

- В очередной раз заверяю, - говорит Д. Лобанов, - что ПЗО в части экологии в несколько раз безопаснее списанных АПЛ, в которых до сих пор находятся ядерные реакторы. Технология переработки жидких радиоактивных отходов разработана настолько, что очищенная вода по радионуклидному составу чище питьевой воды. Ее смело можно использовать в технических целях, ведутся расчеты предельно допустимых сбросов в море, которые будут анализироваться и подписываться на уровне краевых и центральных надзорных служб.

Место прописки ПЗО - ДВЗ “Звезда”, и стоять он будет у отдельной причальной стенки, оснащенной специальными техническими средствами на подачу элетропитания, пресной воды и так далее непосредственно на установку, без промежуточных перевалочных баз, с учетом безопасности передачи ЖРО.

Вопрос о том, чтобы отвести ПЗО подальше от берегов Большого Камня, упирается в серьезную проблему: дополнительная транспортная перевалка жидких радиоактивных отходов со “Звезды” на установку увеличивает степень риска и ответственности: невозможно избежать различных случайностей при перевозке данного груза.

ПЗО - плавучий комплекс, но не самоходный. При необходимости его можно пришвартовать к любому военному объекту. Если нет условий для получения питания с берега, подключается собственная дизельная электростанция, способная автономно вырабатывать энергию в течение 30 суток.

На “Ландыше” будут работать специалисты, прошедшие специальный курс обучения и аттестованные для работы с ЖРО. После проведения швартовых испытаний к работе приступит государственная комиссия в составе более чем 20 человек: представители Минздрава РФ, Минтруда, Морского Регистра, других ведомств России и, конечно, представители завода “Звезда” и думы ЗАТО г. Большой Камень.

Автор: Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"