Южная Корея: за скобками Олимпиады

Что посмотреть российскому туристу в часе езды от зимнего Пхенчхана?

4 окт. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4210 (149) от 4 окт. 2017

Южная Корея сегодня живет в предвкушении зимних Олимпийских игр в Пхенчхане. В разных городах и в разных местах здесь можно встретить таймеры, отчитывающие секунды до открытия Олимпиады. Февраль уже близко.

В прошлом номере «В» мы написали обо всем, что связано с олимпийскими объектами, билетами и т.д. Но чем заняться туристу в промежутках между спортивными соревнованиями? Что ж, здесь Корее есть что предложить.

Огромным плюсом государства является его компактность. Передвигаться из города в город можно быстро и удобно: на автобусах, поездах или арендованном авто (если позволяют финансы, потому как снять машину здесь дорого, а все скоростные трассы платные). За день можно объехать два-три крупных города с осмотром достопримечательностей. Но советую все-таки не мчаться галопом. Иначе упустите небольшие мелочи, на которых, как правило, держится все очарование страны.

Вот это Силла!

Кенджу – один из старейших городов Кореи, столица древнего государства Силла. Именем этого древнего государства названо множество корейских гостиниц и ресторанов, в том числе и во Владивостоке.

Сам город небольшой. В нем около 300 тысяч жителей. Зато концентрация исторических объектов на квадратный километр, наверное, самая высокая в стране. Золотая жила для ценителей культурного досуга с походами по музеям, дворцам и гробницам.

В Кенджу находятся 152 могильных кургана. Они расположены на большой территории в предместьях города. Издали местность напоминает изобретательный природный ландшафт (а природа в своих творениях иногда дает человеку фору): поле с аккуратно расставленными холмиками. Все имеют высоту около 15 метров и покрыты зеленой травкой оттенка безмятежности. Только холмики эти рукодельные. И под каждым – чьи-то останки.

Несмотря на то что изучение данного объекта началось еще в 70-е годы прошлого столетия, известно о нем чуть более чем ничего. Археологи до сих пор не могут сказать, кто именно там захоронен. Единственное, в чем они уверены, что здесь покоятся точно не простолюдины. Но, чтобы сделать такое умозаключение, и семи классов образования иметь не нужно.

Причина столь скудного объема информации заключается не в компетентности местных историков, а в делах чисто технических. Изучать археологический памятник начали в 70-е годы. В то время наука – генетика, радиоуглеродный анализ – была не такой продвинутой. Да и экономика Кореи не могла потянуть масштабных археологических исследований. В итоге из 152 курганов вскрыли только три. А остальные оставили на будущее. Сегодня вроде бы с экономикой и наукой все хорошо, но, пока ждали, кенджинские курганы успели объявить национальным достоянием и раскапывать их теперь запрещает закон. Кто, зачем и как там захоронен, остается тайной, покрытой законодательством и бюрократией.

Туристов запускают только в один курган под названием Чхонмачхон – гробница воздушного дракона. Название пошло от берестяной картинки, найденной в кургане, с изображением этого мифологического зверя. Остальные же курганы здесь просто пронумерованы.

Корейцы даже умудрились часть захоронений превратить в парк с прогулочными зонами и беседками. На фоне курганов молодежь делает модные селфи, вставая в различные позы.

Сейчас, конечно, богатые и знатные корейцы предпочитают курганам кремацию. Как, в принципе, и все население страны. За определенную плату капсулу с прахом можно поместить в специальную ячейку в храме и не переживать, что некому будет преклонить перед вашими останками голову.

Кстати, раньше в Корее воздавать почести предкам могли только мужчины. Если в семье рождались одни девочки, то родителям сочувствовали: никто, дескать, не сможет почтить вашу память. Сегодня это рудиментарное правило потеряло действие. И слава богу, признаются местные жители, ведь женщины гораздо лучше ухаживают за могилками.

В остальном же общество здесь во многом остается патриархальным. Так, например, при разводе дети остаются у отца, а не у матери. Потому что именно отец считается кормильцем априори. Если же отец тунеядец и не способен содержать семью, то жене, чтобы забрать детей, нужно доказать это через суд.

Иностранцы в ханбоках

В Кенджу есть своя традиционная деревня, демонстрирующая жизненный уклад и быт обычных людей в старину (понять, какой именно век здесь воспроизведен, трудно, но, по словам местных граждан, где-то между XIV и XIX). Домохозяйства построены в традиционном стиле: одноэтажные, с деревянными балками и настилами, с черепичными крышами, с колодцами и горшками, в которых когда-то давно жители Кенджу консервировали кимчхи.

Бурно кипит торговля. Почти в каждом домике устроен магазинчик, лавка древностей, костюмная. Здесь вы можете приодеться, нарядиться в ханбок – традиционный корейский наряд. Для девушек – юбка, платье и украшение для прически. Для парней – рубашка с жилеткой, штаны и крайне неудобная шляпа. С узкой и высокой тульей, которая не дает убору налезть на голову, широкими полями и шнурками, что завязываются на подбородке и не дают этому предмету улететь, пропасть, исчезнуть вон.

В ханбоках в деревне я видел только иностранцев и детей, которых свезли сюда из школ и детсадов на экскурсию.

Образование в Корее – это испытание длиною в 12 лет. Первые шесть лет все малыши занимаются в начальной школе. Потом три года – в средней. И три года – в колледже. Начальная и средняя школы бесплатные, за колледж же надо отдавать деньги.

Если в наших школах (по крайней мере, во время обучения автора этих строк) двоечники с прогульщиками издевались над «ботаниками», то в корейских школах все наоборот. Если какой-нибудь ребенок начинает отставать в дисциплинах, то ему навешивают ярлык неудачника, с ним стараются не общаться и порой даже обижают – не делом, так словом.

Причем если в России совершается какая-никакая карма – отличник, отстрадав школьные годы, достигает успеха в жизни и смеется над бывшими хулиганами, подорвавшими себе здоровье курением и ранней половой жизнью, то в Корее высшая справедливость не действует. Отличники и двоечники сразу идут своими дорогами. Одни достигают успеха и лучших жен, а другие – плохую работу и сомнительные матримониальные перспективы.

Такой порядок вещей прекрасно мотивирует детей на занятия, а их родителей – на подтягивание своих чад репетиторами и т.д. Более того, само общество придает образованию почти ритуальный статус. В день сдачи единого государственного экзамена действует негласное правило: все взрослые приходят на работу на час позже, чтобы не создавать пробок на дорогах. Не дай бог какому-нибудь школьнику опоздать на ЕГЭ.

Дальше – больше. Во время аудирования (экзамена, который преподается выпускникам на слух) ни один самолет не взлетает в небо над Южной Кореей. Целый час в стране царствует почти полная тишина.

Вечером – после посещения городского музея, девятиярусной пагоды и прочих достопримечательностей – в Кенджу стоит отправиться к Восточному дворцу (Тонгуну), где есть пруд Ампчи. Благодаря художественной подсветке именно ночью, как говорят знатоки, здесь неописуемо красиво. Как мне кажется, днем здесь не менее интересно, а вся разница заключается в фотографиях: днем сфотографировать дворцовые павильоны так, чтобы у них был брат-близнец в отражении пруда, не получится. По крайней мере, не будет такой яркости и контраста.

Китовый Ульсан

Из Кенджу можно быстро добраться в Ульсан – город, где находится один из самых крупных нефтеперерабатывающих заводов и один из самых крупных судостроительных заводов. Неудивительно, что местное население признано первым по размеру среднедушевого заработка, который составляет, если перевести на американские доллары, около 4 тысяч ежемесячно (для сравнения: в Приморье – около 600 долларов). Причем население Ульсана совсем немаленькое – более 1,2 миллиона человек.

Путь в город лежит по знаменитому ульсанскому мосту, пересекающему реку Тхэхваган. Его длина – 8,4 километра. Смотрится, конечно, очень красиво. Но у нашего моста на остров Русский и ванты повыше, и длина пролета почти в два раза больше.

В Ульсане вас постоянно будут преследовать киты. Они смотрят на вас с вывесок и рекламных плакатов, они изображены на ливневках, запечатлены в многочисленных памятниках и статуях. Дело в том, что когда-то местное население занималось китобойным промыслом. Китобойцы обеспечивали провизией огромное количество людей в самые голодные годы. На морском побережье существовала целая деревня, вся жизнь которой строилась на добыче мяса этого морского млекопитающего.

Сосредоточением китовой темы является территория местного океанариума. Вокруг него находятся музей китов, памятник китобойцам, исполненный в виде морского судна с гарпунной пушкой на носу. К входу в океанариум ведет шеренга статуй: вот девочка целует дельфина в заостренное рыльце, вот какой-то маугли оседлал кита. Некоторые арт-объекты выполнены в авангардном стиле или стиле модерн и могут символизировать все что угодно. В Корее вообще очень любят обтекаемое и странное искусство. Рядом с гостиницами часто можно встретить замысловатые безликие фигуры со сломанными пропорциями, искривленными формами. Чем богаче район, чем больше в нем небоскребов, тем причудливее выглядят эти арт-объекты.

Местный океанариум, конечно, нельзя сравнивать с пусанским или владивостокским. Он слишком мал для честного сравнения. Главные его обитатели – четыре дельфина. Зато на верхней площадке расположен небольшой зверинец. Что-то типа нашей станции юного натуралиста: загончик с кроликами и морскими свинками, две огромные черепахи, ящерица шахматного окраса с синим языком, попугайчики и т.д.

В Ульсане вдоль реки Тхэхваган расположился бамбуковый лесной парк. Длина прогулочной зоны более километра. При наличии экскурсовода этого пути вам хватит ровно на то, чтобы узнать о бамбуке все, что только можно узнать. Например, что он за сутки может вырасти до 120 сантиметров и что в древности людей пытали, сажая на засеянную бамбуком землю.

В пригороде Ульсана находится гончарная деревня Онгги. Здесь можно встретить, пожалуй, самые выдающиеся ремесленные произведения, проследить за процессом изготовления продукции от глины до горшка и т.д. А также узнать, что существует такая вещь, как всемирное гончарное ЭКСПО.

Опьяняющий Пусан

От Ульсана до Пусана можно добраться менее чем за час. Пусан среди мегаполисов Южной Кореи стоит на втором месте в рейтинге must see (должны увидеть. – Прим. авт.). Причем здесь намного теплее, чем в Сеуле. Люди, которые прожили долгое время и в Сеуле, и в Пусане, отдают предпочтение именно Пусану. По их словам, здесь более уютно и комфортно.

Пусан, на мой взгляд, имеет много общего с Владивостоком. Холмистый рельеф, огромный вантовый мост (здесь он называется Бриллиантовый), пляжи и море, катера в бухтах, чайки, порт, океанариум. Здесь также проходил саммит АТЭС. Мероприятие состоялось в 2005 году.

Во время морской прогулки вообще создалось впечатление, что мы путешествуем по Амурскому или Уссурийскому заливу. Только морской фасад города, конечно, отличался. Небоскребы, небоскребы, небоскребы… Владивосток, умноженный в десять раз.

Из-за плотного графика удалось посетить не так много мест. Во-первых, океанариум Пусана, который считается одним из лучших в мире. Скажу сразу, что он довольно сильно отличается от владивостокского. Наш океанариум со всеми его свисающими с потолка касатками и разевающими механическую пасть чудищами выглядит как научно-образовательное учреждение. Пусанский же постоянно хочет вас развлечь. Здесь все посвящено детям и создано для детей. На стенах нарисованы морские животные, рыбки, кальмары, коньки. Все они обладают огромными глазами диснеевских персонажей и голливудскими улыбками.

Очень много интерактивных объектов. Хотите поиграть с пингвином (точнее его видеопроекцией на стене) – пожалуйста. Встаньте на определенную точку на полу и играйте в свое удовольствие.

Самое впечатляющее зрелище – это песочные тигровые акулы. Их в аквариуме три. Хищники свободно плавают вместе с черепахами и мелкой рыбешкой. Надпись на информационном стенде говорит, что данный вид акул, как правило, не опасен для человека. Но вид у троицы был угрожающий.

Во-вторых, обязателен к посещению храм воздушного дракона Хэдон-Егнунса. Это один из самых красивых храмов, в котором мне довелось побывать. Расположен он на морском живописном скалистом берегу.

Как принято в Азии, путь к храму лежит через рынок, где можно подкрепиться, съесть жареных шелкопрядов или кальмаров, а также прикупить безделиц вроде чесалки для труднодоступных мест или спинного массажера.

Храм воздушного дракона в Пусане – один из самых удобных и специализированных храмовых комплексов на моей памяти. Здесь, например, есть отдельная пагода для автомобилистов. Можно сделать пожертвование и зажечь палочку, чтобы с вами ничего не случилось в дороге. Есть пагода образования, куда несут пожертвования школьники, студенты и их родители. Есть святой, потерев пузо которого, вы повышаете вероятность зачатия ребенка. По-моему, есть даже пагода предпринимательства – на удачное ведение бизнеса.

Есть здесь свой фонтан, куда кидают монетки. В нем две чаши: одна поближе, другая подальше. Кто не может попасть в дальнюю, переключается на ближнюю. И наоборот: кто попал в ближнюю, старается попасть и в дальнюю. Каменное дно фонтана блестит от металла. Потолок центрального павильона в храме, где проводят религиозные службы, занимают сотни бумажных фонариков. К каждому фонарику привязан листок с именем. Прихожане могут написать на листке свое имя или имя своего родственника, которому желают здоровья и процветания. Считается, что благодать от монашеских молитв будет доходить до них быстрее. Другой вид фонариков – для людей, уже ушедших из жизни. Чтобы поместить такие фонарики под потолок, нужно также оставить небольшое пожертвование.

Отдав должное внимание культовым объектам, можно со спокойной совестью погрузиться в ночную жизнь Пусана. Как и Сеул, этот город никогда не спит. Рестораны, бары и клубы работают до самого утра. И если есть желание оторваться на полную катушку, то лучше места, наверное, не найти. Здесь пьяный человек может чувствовать себя в полной безопасности. Здесь никто не посмотрит на вас косо или с осуждением, если вы еле держитесь на ногах. Даже полицейские. Сами корейцы пьют так, как будто делают это в последний раз. А если к вам и пристанет пьяная компания, то только для того, чтобы спросить, не мешают ли они вашему отдыху и не вести ли им себя потише.

        

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ