Город-космос без новостроя и гламура бухты Федорова

Свои композиции он посылает художнику во сне

20 сент. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4202 (141) от 20 сент. 2017

Синее, нет, не синее, а пронзительно голубое то ли небо, отражающееся в море, то ли море, смотрящееся в небо. Белые, сияющие на летнем солнце старинные дома, дворики с арками. Серо-черные снежные улицы, зеленоватые осенние дождливые сумерки. Домики, карабкающиеся по зелено-желтым сопкам. Казалось бы, знакомые места Владивостока, привычные и в то же время другие, совсем другие. Такими их может увидеть только очень, очень любящий взгляд. Взгляд художника.

В «Новой галерее» 28 сентября заслуженный художник России Сергей Черкасов открывает новую выставку. Акварель и гуашь. Более 30 работ – и только виды Владивостока, только наш город, воспетый (простите за это пафосное, но в данном случае совершенно уместное слово) художником так, как это умеет только Черкасов.

– Я работал год акварелью. Ничем другим не занимался, – рассказывает Сергей Михайлович. – Делал эскизы, рисовал с натуры. Все любимые места в городе исходил с этюдником. Я люблю выйти рано утром, особенно в субботу и воскресенье, когда совсем пустынно. Пришел, работаешь… Садгород, Моргородок, Эгершельд, Корейская слободка, набережная Спортивной гавани, Корабельная набережная, палуба «Паллады» (специальный допуск получал, чтобы туда попасть), Голубиная падь. Ох, с каким дивным хозяином голубятни я там познакомился. Чудо-мужик, соль земли! Вот так и писал – и осенью, и зимой, и весной, и летом…

Итоги годовой работы – более 70 акварельных листов и гуашей. Часть художник решил показать публике. А вот как выбрать из 70 чуть больше 30? По словам Сергея Михайловича, выбор он делал сам, и на выставке будут представлены работы, в которых есть душа…

– Акварель – это особый настрой, это работа, которую надо делать на одном дыхании, – говорит Черкасов. – Это не масло, не подправишь и не зарисуешь. Помнится, Делакруа сказал: «Перерисованное небо на акварели – испорченное небо»… Когда я работаю с акварелью, это захватывает меня на целый день: бывает, даже ночью снятся композиции. Утром иду с этюдником, днем возвращаюсь, час обязательно сплю, а потом свежим начинаю работать. Сразу, чтобы все срослось. Что-то прямо с натуры, а что-то по наброскам.

Вот сопка и дом старинный на Эгершельде. Я давно все примеривался, как написать. Рисунки делал. А тут пришел, а часть сопки уже срыли! По памяти писал. Или вот вид на сопку в Корейской слободке. Мне много лет эта композиция покоя не давала, все что-то не получалось. А тут раз – и как будто росчерком пера, на одном дыхании…

Владивосток на акварелях Черкасова удивительный. Узнаваемый, но совсем другой. Такой красивый, такой утонченный. Сначала не понимаешь, в чем дело, и только потом приходит озарение: да просто в его работах нет всего этого новостроя, нагло блестящего, нет унылой советской типовой архитектуры. Есть старинные дома, есть уголки, где еще хранится вековой дух города, есть море и небо. А что-то еще разве нужно?

– Я не обращаю внимания на новострой, просто как бы вычленяю его, – объясняет художник. – Ну зачем он мне? В нем нет – пока, возможно, – истории, нет ничего притягательного. То ли дело Миллионка, Голубиная падь… А как люблю Моргородок писать! Там всегда есть что-то жанровое, там такие лодки дивные самодельные. Дух уходящий, дух настоящий. Это тебе не гламур с причалов в бухте Федорова, это совсем другое.

Лиричный Владивосток у меня получается? Ну, это не специально. Просто я его люблю. Владивосток – это космос, неиссякаемый источник вдохновения. Знаете, какая радость, когда на акварелях город получается таким, каким я его вижу? Вообще, я намерен еще год писать акварели и больше, думаю, к ним не вернусь. А пока душа просит – видно, акварельное у меня время…

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ