Законность ликвидации ПХФЗ поставлена под сомнение

Если верить официальным органам, отвечающим за судьбу Партизанского химико-фармацевтического завода (ПХФЗ), ликвидация предприятия прошла с триумфом, и новый собственник готов вдохнуть в него новую жизнь. Однако триумфаторы предпочитают умалчивать о некоторых странных обстоятельствах самого процесса ликвидации.

20 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №42 от 20 дек. 1996

Если верить официальным органам, отвечающим за судьбу Партизанского химико-фармацевтического завода (ПХФЗ), ликвидация предприятия прошла с триумфом, и новый собственник готов вдохнуть в него новую жизнь. Однако триумфаторы предпочитают умалчивать о некоторых странных обстоятельствах самого процесса ликвидации.

В статье “Банкротство” (“В” от 17.09.96 г.) в качестве далеко не блестящего примера осуществления одноименной процедуры мне пришлось остановиться именно на практике ликвидации ПХФЗ, поскольку там, по моему мнению, с самого начала и речи не шло даже о попытке спасения оказавшегося в “долговой яме” государственного предприятия, а поставленный на ПХФЗ председатель ликвидационной комиссии Ю. Музалев показывал чудеса “менеджмента”.

С тех пор прошло 3 месяца, и воз далеко ушел. Но в каком направлении? Вот факты.

Балансовая стоимость ПХФЗ на начало 1994 года составляла 20,7 млрд. рублей, кредиторская задолженность достигла к моменту продажи не менее 5,5 млрд. рублей. Продан же был завод всего за 4,5 млрд. рублей, что не может удовлетворить требования кредиторов.

Единственным покупателем основного имущества ПХФЗ стало открытое акционерное общество “СЭЗ-Фармгород”, созданное примерно через полгода после принятия решения о ликвидации завода. Генеральным директором ОАО “СЭЗ-Фармгород” трое его учредителей назначили... Ю. Музалева, председателя ликвидационной комиссии ПХФЗ.

Получается, что как бы одна половина Ю. Музалева (в качестве председателя ликвидационной комиссии ПХФЗ) переоценила государственное имущество с 20 млрд. рублей до 5 млрд. (хотя по существующей методике оценки подлежащих приватизации госпредприятий стоимость имущества могла быть снижена лишь до 70 процентов, то есть не менее чем 14,4 млрд. рублей), а другая (в качестве генерального директора “СЭЗ-Фармгород”) купила это уцененное имущество за 4,5 млрд. Есть вопрос?

Любопытно еще и то, что накануне аукциона вместо внесения залога деньгами - как это положено, покупатель “рассчитался”... ценными бумагами других организаций.

Кредиторы ликвидированного предприятия, в частности “Дальэнерго”, сочли, что права их ущемлены. “Дальэнерго” прокурору Партизанска отправило заявление, в котором говорится: “В результате этой незаконной продажи мы, как кредиторы, не получили денежных средств для покрытия задолженности. Учитывая сложнейшую социальную обстановку в период энергетического кризиса Приморья, которая возникла из-за неплатежей, считаем такие действия преступными...”. В заявлении содержится просьба “восстановить законность и пресечь разворовывание имущества”, а также “обратиться в арбитражный суд с иском о признании результатов торгов недействительными”.

Но самым удивительным в истории ликвидации ПХФЗ может оказаться то, что решение о самой ликвидации было принято... незаконно. Один из кредиторов откопал законодательные акты, согласно которым принимать решение о ликвидации государственных предприятий с балансовой стоимостью основных фондов более 20 млрд. рублей может чуть ли не правительство РФ, а уж никак не территориальное агентство по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий. И заявление на этот счет также направлено в правоохранительные органы.

Так что говорить о триумфальной ликвидации Партизанского химико-фармацевтического завода пока рано. Безусловно, законность восторжествует. Обидно только, что заложниками подобных финансовых упражнений уже который год остаются сотни лишившихся работы людей.

Автор: Андрей ХОЛЕНКО, специально для “В”