Когда эффективность измеряется в комфорте для горожан

Администрация Владивостока продолжает активную борьбу за возвращение земель в муниципальную собственность

31 авг. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4191 (130) от 31 авг. 2017
09d0e2522d9d88a505e8e6d1fd1d1c2e.jpg

Один из последних примеров – мол Северный на набережной Спортивной гавани, который вернулся в ведение города по решению суда. Как мэрия собирается использовать данный объект, об особенностях земельных тяжб в приморской столице, а также о том, насколько сильно противодействие экс-собственников муниципальных объектов, – на эти вопросы попытались ответить эксперты авторской программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».

Почему гавань Спортивная?

– Все мы знаем про мол на набережной Спортивной гавани, где сегодня находится небольшой яхт-клуб и где построен комплекс ресторанчиков, – начал разговор Андрей Калачинский. – Недавно администрация Владивостока через суд сумела доказать, что эта земля и объект на ней принадлежат приморской столице. Судебное решение вступило в силу, но владельцы ресторана не дают это решение исполнить и продолжают вести себя как ни в чем не бывало. Полиция также не стала принимать какие-либо меры. В итоге одни пытаются закрыть проезд на мол блоками, имея на то законное основание, другие эти блоки раздвигают, ставят машины, чтобы проезд оставался открытым. Что происходит с земельными отношениями во Владивостоке?

Александр Татьков, начальник отдела управления и распоряжения муниципальной собственностью администрации Владивостока, рассказал о том, как происходила смена собственников объекта на набережной Спортивной гавани.

Объектом недвижимости является сложное гидротехническое сооружение, состоящее из двух частей. Первая – это непосредственно мол. Вторая часть – пирсы.

По словам представителя администрации, мол был отсыпан и введен в эксплуатацию в 1972 году. В 2001 году он был оформлен в собственность муниципалитета, но уже через пять лет – в 2006 году – выведен из муниципальной собственности и передан коммерческим структурам.

– Причем эта передача была реализована в результате подделки документов, – отметил Александр Татьков. – Симптоматично, что человек, совершивший мошеннические действия и получивший за это обвинительный приговор суда, работал юристом в другой компании, связанной с точечной застройкой в районе дома Элеоноры Прей.

19 сентября 2014 года постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда мол на набережной Спортивной гавани был истребован из незаконного коммерческого владения в собственность муниципалитета. Однако в течение трех лет, пока шло исполнительное производство, администрация города фактически не могла его получить.

– Исполнительное производство завершилось 7 июля 2017 года, – сообщил Александр Татьков. – Нам фактически передали данный объект во владение. Но даже сейчас мы не можем его полноправно использовать. Кафе, которое находится на территории мола, открыто и активно работает. Хозяева кафе говорят, что имеют права аренды на 30 лет. Хотя эти права получены в 2015 году, когда судебное решение уже вступило в силу. Полиция также не принимает активных действий и никак не ограничивает деятельность арендатора, хотя у нас есть все документы и решение суда. Тем не менее до настоящего времени стражи порядка в администрацию Владивостока за представлением каких-либо документов не обращались. По стечению обстоятельств они руководствуются исключительно документами, которые представляют им на месте неустановленные лица.

– Этот объект знаком жителям Владивостока с давних пор, – отметил Николай Смирнов, известный приморский блогер. – Раньше там был расположен яхт-клуб, где обучались дети. Мой сын, кстати, также там занимался. Кроме того, объект служил причалом для яхт спортсменов, которые приходили в город на соревнования. Спортивная гавань была так названа, по сути, из-за данного спортклуба. А что сейчас? Сейчас фактически причалы заняты дорогими яхтами, которые к спорту имеют отдаленное отношение, а остальная территория предоставлена кафешкам: пиво, шашлыки и т.д. Часть мола, где раньше стоял павильон с живой рыбой, сейчас находится в перерытом состоянии. Туда вообще ограничен доступ людей.

Андрей Калачинский, в свою очередь, поинтересовался, что администрация Владивостока может предложить взамен работающего на территории ресторанного комплекса и стоянки для яхт.

– Город хочет использовать этот участок в согласии с законом и его целевым – спортивным – назначением, – отметил Александр Татьков. – В настоящее время объявлен аукцион на право аренды объекта. Аукцион должен состояться 31 августа. Это то, что касается сооружения. Земельные участки, которые находятся под сооружением, будут предоставлены для размещения объектов физической культуры и спорта, а не ресторана.

Эффект заключается в комфорте

Возвращение объекта на набережной Спортивной гавани – только один из примеров работы администрации Владивостока в данном направлении. Около сотни земельных участков зарегистрировано администрацией города в качестве скверов и парков за последние несколько лет. Работа по защите зеленых территорий от застройки продолжается. Однако за парки и скверы приходится бороться. Резонансной оказалась земельная тяжба по скверу на улице Бестужева.

Более 10 лет эта территория являлась для коммерческой структуры тихим активом – она им владела, но ничего не возводила. Может быть, ожидая благоприятной экономической ситуации. Может быть, опасаясь острастки жителей и местных властей. В прошлом году на территорию сквера заехала строительная техника. Возмущение горожан привело к тому, что объект был оформлен в муниципальную собственность. А на днях, как уже писал «В», городская комиссия по топонимике приняла решение дать этому скверу имя первого главы Владивостока – Михаила Федорова.

Также в собственность муниципалитета – не без борьбы – был возвращен Игнатьевский сквер. Иными словами, администрация Владивостока собирает земли, которые были отданы предпринимателям в начале 2000-х годов.

В то время городская администрация еще могла распоряжаться землей и ее назначением (соответствующих полномочий муниципалитет лишился в 2007 году, их передали на уровень региона). Например, многострадальный сквер Игнатьева был сдан в аренду под застройку в 2004 году. Позже земля и вовсе ушла в собственность частной компании.

– Город проводит серьезную кампанию по возврату земель, которые были когда-то утеряны, – резюмировал Андрей Калачинский. – Насколько эффективно отдавать землю городу?

Александр Юртаев, депутат Думы Владивостока, сообщил, что проблема эффективного распоряжения муниципальными объектами заявила о себе в 2007 году.

– Арендные ставки прежняя администрация подняла в 12 раз, – сообщил народный избранник. – Предприниматели были поставлены просто в непреодолимые условия. Все это делалось под лозунгом «наполним городскую казну». Но, по моим подсчетам, до повышения ставок мы собирали 250 миллионов рублей с аренды. После повышения сумма поступлений по данной статье составила 30 миллионов рублей. Выгоду от всего этого получил не бюджет, а вполне конкретные личности.

Однако, по мнению Александра Юртаева, все прибрежные территории и зеленые зоны должны оставаться в ведении муниципалитета.

– Нужно выстраивать нормальные отношения с бизнесом и инвесторами, – отметил он. – Но и отстаивать интересы жителей Владивостока.

– Море – это наше все, – согласился Николай Смирнов. – Люди приезжают к нам из соседних регионов только ради того, чтобы его увидеть. А у нас прибрежные территории используются уже какими-то частными или иными структурами. Например, эффективность использования мола на набережной Спортивной гавани у меня сегодня вызывает сомнение. Пиво и шашлык не красят центр города и не повышают привлекательности. У причала 20 больших дорогих катеров. Но если вместо них поставить 30–50 детских лодок и проводить соревнования, как раньше, это было бы правильно и для жителей, и для имиджа.

Проблема больших городов

Неудивительно, что в разговоре возникла тема точечной застройки и противостояния местных жителей и застройщиков. Первые желают сохранить свободное пространство, вторые – возвести объект как можно быстрее. Последний резонансный случай произошел недавно. Местом столкновения интересов оказалась территория по адресу: улица Станюковича, 39.

– Люди стали бояться, что застройщик, обещавший построить многоуровневую парковку (и имеющий разрешительные документы именно на данный объект), вместо нее возведет здесь многоквартирный дом, – сообщил Андрей Калачинский. – С одной стороны, жители отстаивают свои интересы, и это правильно. С другой – они забывают, что их дома ведь тоже построены не в чистом поле, что на их месте были другие домики. И те люди, которые в этих домиках жили, также не хотели никуда переселяться, переезжать, не хотели, чтобы рядом появлялись какие-то девятиэтажки.

Николай Смирнов не согласился с данной точкой зрения.

– Если мы говорим про ситуацию на улице Станюковича, то там наблюдается уже классическая схема, когда застройщик публично заявляет о строительстве одного объекта, а намеревается строить совсем другой, – считает блогер. – Застройщик изначально планировал построить там многоэтажку, а не парковку. Но ему не согласовали проект дома. Тогда застройщик принял решение строить на данной территории многоуровневую стоянку. Но, на мой взгляд, имеются признаки, что строительство идет с учетом того, чтобы на этом месте в дальнейшем построить многоэтажный дом. По крайней мере, все инженерные коммуникации подводят с серьезным запасом. Более того, жители близстоящих домов встречались с застройщиком. И он им лично сказал, что будет добиваться строительства дома, который хотел ранее построить. На данный момент у него разрешения нет, но кто знает, что ждет нас в будущем.

Андрей Калачинский подчеркнул, что принцип уплотненной застройки в центре характерен для всех больших городов.

– Любой застройщик увеличивает деловую активность в городе, – считает журналист. – Лежащая втуне земля, когда на ней просто выгуливают собак (если только это не неудобный косогор), омертвляет деловую активность. Интересно, что в Хабаровске жильцы пытались протестовать против застройщиков, но приехала полиция и объяснила, что закон на стороне бизнеса, что у застройщика все разрешительные документы на руках и что пикетчики мешают строителям. Там такой проблемы уже не возникает. Мне кажется, если проект застройщика не нарушает требования и правила, регулирующие отрасль, то он имеет право на реализацию. 

Автор: Евгений СИДОРОВ