Уроки не впрок

Как политика влияет на состояние приморских дорог, а состояние дорог – на приморскую политику

9 авг. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4178 (117) от 9 авг. 2017

В этом, а также в причинах громких задержаний и уголовных дел прошедшего месяца попытались разобраться эксперты авторской программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма»

«Муниципалитет смог привлечь внимание к проблеме – органы власти всех уровней начали действовать»

«Краевые чиновники стали бояться подписывать документы»

Принятые меры неочевидны

Первой темой, которую обсудили эксперты, стала ситуация на дорогах Приморья после проливного дождя, обрушившегося на регион в ночь с 6 на 7 августа. По данным Примгидромета, в некоторых районах края (в частности в Уссурийске) уровень выпавших осадков превысил 200 мм, что вкупе со штормовым ветром привело к разрушительным последствиям.

Эксперты программы – политолог Павел Наливайко и юрист Александр Шемелев – взглянули на ситуацию под иным углом.

– Дороги сегодня становятся инструментом политики, – открыл обсуждение Андрей Калачинский. – Временно отстраненный глава Владивостока Игорь Пушкарев обвиняется, в частности, и в том, что он якобы неправильно проводил ремонт дорог. Сегодня мы наблюдаем, что попытка отремонтировать дороги по-другому, без оглядки на реалии и особенности местного рынка, оборачивается тем, что все делается довольно медленно и вызывает недовольство горожан.

Отдельная тема – прошедшие в воскресенье дожди и то, что они натворили. А именно: нарушили транспортное сообщение в крае. Подтоплены Уссурийск, Надеждинский и Хасанский районы. Разрушены мосты, дорожная инфраструктура. Ситуация повторяется второй год подряд. Мостопад 2016 года тоже повторяется. Причем в прошлом году звучали политические обещания взять ситуацию на контроль.

– Пока какие-то серьезные выводы делать рано, – заметил Александр Шемелев. – Хотя бы потому, что еще неясно, что послужило причиной разрушения мостов – их плохое содержание или невиданный удар стихии. Вопрос, как мне кажется, в другом. Если подтопления наблюдаются из года в год, не пора ли проанализировать ситуацию и принять меры? Насколько я знаю, анализ состояния мостов после прошлогоднего разрушительного тайфуна «Лайонрок» был проведен. По крайней мере, было анонсировано, что он будет проведен. Но результаты этого анализа и принятые меры пока неочевидны.

Софинансирование, которого нет

Что касается ремонта дорог во Владивостоке, то Андрей Калачинский напомнил, как освещается эта тема в СМИ.

– На минувшей неделе посмотрел сюжет одного из местных телеканалов, посвященный ремонту дорог в приморской столице. Я поразился репортеру, который без привлечения каких-либо экспертов знал ответы на все вопросы, – рассказал ведущий. – Есть такие «знатоки» среди журналистов. Репортер брал интервью у недовольных горожан, затем позвонил на личный мобильный телефон исполняющего обязанности главы Владивостока Константина Межонова, который, не поняв, кто и зачем ему звонит, положил трубку. После чего был звонок в администрацию края, где неназванный (то есть анонимный) чиновник сообщил: причина замедления дорожного ремонта во Владивостоке заключается в том, что городские власти затянули подготовку документов для фирм-подрядчиков, которые выиграли аукцион на ремонт и строительство дорог. Что странно, ведь я отлично помню, как Константин Межонов, сидя в этой же студии несколькими месяцами ранее, говорил совсем другие вещи. Так что же происходит и почему затягивается ремонт дорог во Владивостоке?

По мнению Александра Шемелева, вопрос дорог становится все более политизированным.

– На лето у нас приходится разгар строительного сезона, а осенью, как правило, выборы. В итоге ремонт дорог становится темой, на которой все пытаются либо заработать политические дивиденды, либо не растерять их, – отметил он. – Если попробовать разобраться объективно, то начать надо с того, что из отрасли сегодня исключен важный муниципальный игрок – МУП «Дороги Владивостока». Раньше это предприятие наравне со всеми принимало участие в тендерах, теперь же этого нет. А МУП было серьезным участником рынка и выигрывало в среднем треть конкурсов. Иными словами, у администрации Владивостока всегда имелся рычаг оперативного управления ситуацией. Работал крупный и понятный муниципальный подрядчик, способный не только самостоятельно выполнить задание, но и подстраховать в тяжелой ситуации.

Сейчас положение изменилось. Есть федеральная программа, по которой обновляются основные трассы многих крупных городов. Владивосток в их числе. Программа предусматривает софинансирование: часть средств должен вложить муниципалитет, часть – регион, часть – федеральный центр.

– Насколько я понимаю, при составлении конкурсной документации администрация города делала ставку на крупных подрядчиков, обладающих и техническими, и финансовыми ресурсами, чтобы полностью «закрыть» стройку, а затем получить денежные средства за выполненные работы, – заметил Андрей Калачинский. – Проблема была в том, что крупные подрядчики на конкурс не заявились. Ранее роль такого крупного подрядчика могло взять на себя МУП «Дороги Владивостока». Сегодня этого по понятным причинам не происходит. В итоге ряд фирм, победивших в муниципальных конкурсах, затянули ремонты. Причина: они не получили обещанный аванс в размере 30 процентов от общей суммы контракта. Им просто не хватало ресурсов на продолжение ремонта, на закупку стройматериалов и т.д. Причем муниципалитет, как подчеркнул на недавнем пресс-брифинге вице-мэр Леонид Вильчинский, свои финансовые обязательства выполнил. В отличие от региональных коллег.

– После чего и появились критические выпуски в региональных СМИ, – подчеркнул Александр Шемелев. – Это естественная реакция и, в принципе, нормальный процесс. Главное, что муниципалитет смог привлечь внимание к проблеме, благодаря чему органы власти всех уровней начали действовать. И уже на многих участках трасс, которые ремонтируются, можно наблюдать оживление.

Декриминализация в действии

Второй важной темой, затронутой экспертами, стали недавние аресты в администрации Приморского края. И не только. Речь идет о задержании вице-губернатора Евгения Вишнякова, главы Уссурийска Евгения Коржа (являются фигурантами одного дела о нарушениях при газификации микрорайона «Радужный» в Уссурийске), экс-директора департамента здравоохранения Олега Бубнова, бывшего заместителя директора департамента земельных отношений и имущества Ильи Терехова. Большинство задержанных отправлено под арест. И это только за минувший месяц.

– Многие из тех, кто потерял в последние годы свои должности и свободу, либо представители нынешней администрации края, либо выходцы из нее, – подчеркнул Андрей Калачинский. – Я напомню, что Владимир Миклушевский вступил в должность губернатора с лозунгом о декриминализации региона. Цитирую его слова: «Важно создать в Приморском крае прозрачные и понятные процессы, которые позволят бизнесу работать честно и привлекут сюда инвестиции. И моя первоочередная задача в новой должности – декриминализация Приморья и борьба с коррупцией. То, что сегодня вызывает главное недовольство жителей края». Напомню, что с момента, когда это было сказано, прошло пять лет. И количество арестов в администрации Миклушевского превысило количество арестов в администрации его предшественника Сергея Дарькина.

Опасные подписи

По словам Павла Наливайко, такая негативная тенденция имеет несколько особенностей. Во-первых, она касается в основном молодых и амбициозных чиновников. Яркий пример – Евгений Корж.

– Достаточно талантливый бизнесмен и неплохой руководитель, – охарактеризовал его политолог. – До того как стать мэром Уссурийска, несколько лет проработал помощником губернатора, занимался одним из самых сложных вопросов – наделением многодетных семей бесплатными земельными участками. Показал себя в этой области достойно и эффективно. Затем был поднят на более высокий управленческий уровень. И вдруг появляется новость о его задержании.

Мне кажется, в Приморье возникла огромная проблема в области принятия решений. Посмотрите, ведь формальной причиной практически всех задержаний становится подпись под документом или нормативно-правовым актом. Через некоторое время следователи или прокуратура интерпретируют эту подпись как злоупотребление, превышение полномочий либо как махинацию и т.д.

– Все задержанные вице-губернаторы – люди опытные и уважаемые, – отметил Александр Шемелев. – Сергей Сидоренко – один из лучших специалистов края в области экономики сельского хозяйства. Его обвинили в мошенничестве при распределении компенсационных средств во время тайфуна «Лайонрок». Экс-заместитель губернатора Олег Ежов обвинен в том, что подписал акт приемки работ по пожарному депо в Красноармейском районе, которые не были выполнены. Мы не знаем всей ситуации. Вполне возможно, что имел место некий рабочий момент и что подпись нужна была чисто формально, чтобы достроить объект позже.

На мой взгляд, такое повальное заведение уголовных дел на высокопоставленных чиновников, которые что-то не то подписали, является признаком того, что управленческая система дает сбой. Ни в одном другом регионе я такой ситуации не наблюдаю. При этом не считаю, что там правоохранительные органы менее внимательны и бдительны, чем в Приморье.

Была бы воля, были бы на воле?

По словам экспертов, сегодня в администрации края установилась неприятная и тревожная атмосфера.

– Сегодня региональный чиновник перед тем, как поставить подпись под тем или иным документом, еще три раза подумает, нужно ли это ему, – заметил Павел Наливайко. – Это значительно снижает эффективность работы и увеличивает бюрократическую волокиту. Есть также информация, что люди в администрации края начинают писать заявления об уходе по собственному желанию. Добровольно и массово.

Энтузиазма в работе чиновничьего аппарата не прибавляет и отстраненная позиция главы региона, который (по крайней мере в публичном поле) не стремится встать на защиту членов своей команды и подчиненных.

– После каждого ареста мы не видели политической воли губернатора, – подчеркнул Павел Наливайко. – Именно публичной защиты того или иного подчиненного. К примеру, на Сахалине не так давно был задержан один из министров областного правительства. Губернатор Олег Кожемяко вступился за своего соратника, сказал, что его задержание – ошибка. И сейчас его дело развивается совсем в другой плоскости. Подобные случаи не являются исключением. Недавно за своего подчиненного вступился глава Свердловской области. Это только то, что на слуху. В Приморье же какой-то публичной позиции руководство региона не принимает, предпочитая молчание…

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН