«Парус» ломает стереотипы

Открытый порт Владивосток любит Высоцкого особенной любовью

2 авг. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4174 (113) от 2 авг. 2017
2680ad3656428609251eedafad387058.jpg

Второй фестиваль имени Владимира Высоцкого «Парус-2017» порадовал Владивосток ярким гала-концертом. Более 20 непрофессиональных артистов разного возраста, прошедших отборочные туры, продемонстрировали свое, особенное, видение песенного творчества знаменитого русского поэта и актера.

Организатором этого замечательного музыкального конкурса с общим призовым фондом в 40 тысяч рублей традиционно выступила администрация Владивостока.

Как тянется народ к Высоцкому

Финальное мероприятие проекта состоялось на набережной Спортивной гавани в амфитеатре под открытым небом.

Режиссер-постановщик фестиваля Татьяна Славская зря переживала за отсутствие публики на гала-концерте: мол, начало в 17 часов, конец рабочего дня, не пойдет народ. К счастью, ошибалась. Народ потянулся, да еще как, едва в динамиках перед началом гала-концерта зазвучали песни Высоцкого. Среди зрителей, кстати, было немало китайских туристов, которые с интересом смотрели конкурсные номера и даже снимали шоу на видеокамеры и фотоаппараты. Трудно сказать, понимали китайцы тексты нашего великого барда или нет, но многие пританцовывали под его музыку.

На гала-концерте прозвучали стихи и песни Высоцкого: «Баллада о любви», «Спасите наши души», «Песня летчика», «Прерванный полет», «Монолог Хлопуши», «Аисты», «Эх, раз, еще раз», «Полчаса перед боем», «Братские могилы» и другие. Оценивала творческие способности артистов судейская коллегия во главе с актером театра и кино, заслуженным деятелем искусств России, профессором кафедры сольного пения и оперной подготовки Дальневосточного государственного института искусств Виктором Галкиным.

Чем был интересен этот проект для членов жюри и прежде всего для зрителей – жителей и гостей Владивостока? Прежде всего тем, что фестиваль «Парус» сломал стереотип восприятия песен Высоцкого. В этом году, как и в прошлом, подавляющее большинство артистов исполняли зонги Владимира Семеновича не традиционно, под гитару, а под «минусовую» оркестровку либо под аккомпанемент рок-группы, струнного квартета и даже скрипки. Почти все номера сопровождались выступлением танцоров и сменой декораций – по большому счету, это были целые мини-спектакли. Например, Михаил Корсаков, исполнив первый куплет песни «Пошли мне, господь, второго» под гитару, в дальнейшем привлек диджея в качестве второго исполнителя. В итоге отнюдь не танцевальная мелодия Высоцкого, пропущенная через диджейскую кухню, трансформировалась в современный ритм, заставивший зрителей энергично хлопать в ладоши и притопывать в такт.

К слову, это был не единственный дуэт на гала-концерте. Зрители и жюри по достоинству оценили выступление Евгении и Полины Маминовых, матери и дочери (обе были в ярко-красных платьях), исполнивших «Балладу о борьбе». Таким же эффектным был дуэт Сергея Игнатенко и Натальи Бухаровой, певших «Спасите наши души». Тепло приняла публика и номер женской вокальной группы «Голубка» с песней «Так случилось, мужчины ушли». Во время исполнения девушки в кумачовых платьях до пола не стояли столбом, как обычно бывает при хоровом выступлении, а слаженно и красиво перемещались по сцене в шахматном порядке. Каждый куплет или половина куплета – перемена дислокации. Это производило впечатление.

Обречены быть смелыми

В этом году самым юным участником фестиваля стал 7-летний Григорий Митрофанов, исполнивший популярную песню Высоцкого «Гимнастика». Помните: «Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три, четыре»? За свое усердие первоклассник получил диплом от организаторов фестиваля и сертификат на 5 тысяч рублей, чему несказанно обрадовался.

Также диплом фестиваля и сертификат на 5 тысяч рублей получил юный житель Владивостока Сергей Рубель за исполнение «Песни летчика». Кроме того, аналогичные денежные сертификаты и дипломы были вручены Наталье Бухаровой, исполнившей песню «Прерванный полет», и Евгении и Полине Маминовым за «Балладу о борьбе». Гран-при фестиваля «Парус» и сертификат на 20 тысяч рублей заместитель главы администрации Владивостока Игорь Ткаченко вручил Надежде Савицкой, покорившей сердца зрителей и жюри исполнением песни «Аисты» из почти забытого кинофильма «Война под крышами».

Как призналась Надежда, победа стала для нее неожиданностью.

– Я благодарна администрации города, которая проводит фестиваль имени Владимира Высоцкого, – сказала она. – Артисты – музыканты, певцы, чтецы – имеют возможность собраться на этой творческой площадке, открыть для себя что-то новое в творчестве Высоцкого и поделиться этим со зрителями. Владимир Семенович отличался смелостью, он всегда был на передовой. И те, кто поет его песни, обречены быть смелыми.

В свою очередь, Игорь Ткаченко поблагодарил всех участников проекта.

– Ваши выступления были по-настоящему искренними – от души и от сердца, – подчеркнул Игорь Викторович. – В этом году состоялся второй фестиваль имени Владимира Высоцкого. Появился он благодаря главе Владивостока Игорю Сергеевичу Пушкареву. У жителей нашего города особое отношение к творчеству Высоцкого. Это еще раз подтверждает высокий интерес к фестивалю «Парус» и то, что к уникальному поющему памятнику легендарному артисту, открытому в 2013 году также по инициативе Игоря Пушкарева, постоянно приходят люди, чтобы послушать его песни…

Приятным сюрпризом для зрителей стало исполнение в финале гала-концерта песен Высоцкого заслуженным работником физкультуры РФ Анатолием Знаменщиковым (он не был заявлен в программе мероприятия). Анатолий Филиппович виртуозно аккомпанировал себе на шестиструнке и хрипел почти как Высоцкий. Публика оценила его бенефис криками «браво!», «бис!» и овациями.

Интересно, что много лет назад Анатолию Знаменщикову посчастливилось спеть пару песен «а-ля Высоцкий» самому Владимиру Семеновичу. В мае 1971 года официально тогда запрещенный, но жутко популярный артист театра и кино дал два концерта во Владивостоке, в зале старого Дворца культуры моряков (ныне Пушкинский театр). Высоцкий и Знаменщиков познакомились после концерта в кабинете директора ДКМ Анатолия Белого. Услышав, с каким надрывом Анатолий Филиппович поет его песни, Владимир Семенович добродушно улыбнулся: «Хрипишь ты громче меня. Можешь петь дальше».

Слова эти, прозвучавшие как благословение, Знаменщиков запомнил на всю жизнь… 

        

Автор: Сергей КОЖИН