Жизнь – боль, а танец – счастье

Творческий коллектив из Америки гастролирует по миру, чтобы сказать всем: любите и поддерживайте друг друга

2 авг. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4174 (113) от 2 авг. 2017

Они буквально взорвали зал, заставляя зрителей изумленно выдыхать: «Не может быть!». Они танцевали так, как это делают люди, не просто влюбленные в хореографию, а живущие и дышащие ею… И никто даже не замечал, глядя на сцену, что в ансамбле REVolutions Dance вместе с профессиональными танцорами на сцену выходят инвалиды…

Во Владивостоке, где коллектив побывал с гастролями, участники REVolutions Dance не только выступили на сцене театра имени Горького, но и провели своего рода акцию – мастер-класс для людей с ограниченными возможностями, а также посетили несколько реабилитационных центров для детей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах…

Более 20 лет назад Дуэйн Шенеман, создатель и руководитель REVolutions Dance, оказался прикованным к инвалидному креслу. Тяжелое испытание не только не сломило его, но и дало новый стимул к жизни.

– Именно тогда передо мной открылся путь творчества, путь добра, – говорит он.

REVolutions Dance, созданный Шенеманом в 2005 году, объединяет профессиональных танцоров и специалистов, которые работают с людьми вне зависимости от их возраста и ограничений, – инвалидов-колясочников, детей с аутизмом, слабовидящих и незрячих. И везде, даже в «школе для хулиганов», как назвали Дуэйн и его команда центр в Уссурийске, их выступления вызывали восторг. Потому что REVolutions Dance доказали: не существует ограниченных возможностей для тех, кто верит в мечту.

– Дуйэн, почему хореография, почему вы выбрали ее?

– Сначала я выбрал спорт и много им занимался. А затем решил попробовать хореографию как дополнение к тому, чем уже занимаюсь. И буквально сразу понял: если спорт – всегда соревнование, то танец – это когда ты находишь точку соприкосновения с людьми и вы работаете вместе, не соревнуясь с ними. Танец позволил мне стать настолько близко к другим людям, что я и представить раньше такого не мог. Он стал частью моей жизни.

– Считается, что военные – люди закрытые, держащие свои эмоции при себе. Танец же, наоборот, требует эмоциональности… Легко ли вам было научиться этому?

– Да, вначале я был абсолютно не готов к тому, что придется проявлять свои чувства. С другой стороны, мне этого хотелось, меня это вдохновляло. Я так старался стать более открытым миру, что буквально крылья за спиной вырастали.

– Когда решили заняться танцами, с чего начинали: стали искать хореографов или отправились в какую-то студию?

– Как оказалось, в моем городе не было никаких студий для танцоров с ограниченными возможностями. И я понял: все надо делать самому – создавать свой коллектив, учиться взаимодействовать с людьми и учить их… И чем больше я продолжал продвигать свою идею в общество, тем больше людей проявляли к ней интерес и присоединялись к нам…

– Неужели никто не задал вопрос: а зачем инвалидам танцы?

– Когда я только начал танцевать, мне действительно встречались люди, искренне непонимающие этого. Был ли я обескуражен? Да. Но я всегда считал, что сердиться на мир, что-то требовать от него – не самое умное в этой жизни. И я продолжал искать единомышленников, танцевать…

– И как скоро вы стали выезжать на гастроли?

– Поездки по США начались вскоре после образования REVolutions Dance. А вот за границу мы впервые поехали три года назад по приглашению энтузиастов из Палестины. Они узнали о нашем коллективе и попросили поработать с людьми с ограниченными возможностями. Вскоре посольство США в Москве пригласило нас в Россию. В итоге мы оказались во Владивостоке. А после Владивостока едем в Китай. И это очень интересно!

– Сложно ли вам продумывать хореографию для ваших коллег?

– Никакой специальной хореографии я и мои соратники не выдумываем. Все наши движения идут от души, и неважно, в инвалидной коляске мы или нет.

– Ваши соратники не боятся боли? Ведь танцы – это немалая нагрузка, а физические возможности участников вашего коллектива ограниченны.

– Если вы заботитесь о своем теле, делаете разминку, боли можно избежать. Да, во время тренировок я ломал лодыжку, у меня были вывихи, было больно… Танцы – тяжелая работа, это всегда труд, но не более того.

Да и сломал я себе шею не на танцах, а в аварии. А уж это была боль так боль… Жизнь – вообще боль, но танец – счастье.

– Какова миссия вашего коллектива?

– Сказать миру: любите и поддерживайте друг друга. Ведь самое главное, что мы делаем на сцене, – поддерживаем друг друга. И у нас получаются прекрасные танцы, которые восхищают людей. Так что поддерживайте друг друга всегда, и вы сможете сделать так много!

– Во времена СССР инвалиды считались чем-то, что не соответствует картине счастливого общества. Понятия «доступная среда» тогда просто не существовало. Представить себе на улице человека на коляске, который бы отправлялся по своим делам, было просто невозможно. Инвалиды должны были сидеть дома и не портить общий вид. Этот стереотип въелся в сознание, к сожалению. Даже сегодня многие уверены, что увечье – это некрасиво, что с ним лучше не выходить на улицу…

– Общаясь с владивостокцами, с теми из них, чьи физические возможности ограниченны, я не почувствовал в них никакой особой зажатости или стеснения, и это меня очень порадовало. Как можно стесняться себя, если ты ни в чем не виноват? Я даже больше скажу: раньше я слышал, что русские сильные, но теперь знаю точно, что среди русских людей с ограниченными возможностями сильных личностей очень много! Они пытаются сделать свою жизнь достойной, нормальной, и это можно только поддерживать.

Что же касается доступной среды в России, то да, тут вам есть над чем работать. Знаете, по сути, у вас вообще нет доступной среды. Между прочим, не инвалиды сами себе ограничивают возможности, а всевозможные бордюры, лестницы без пандусов, здания без лифтов и многое другое. Сама среда делает их возможности ограниченными, вот что я вам скажу!

– К сожалению, в нашем обществе есть те, кто уверен: инвалид должен сидеть дома, а не шокировать публику в общественных местах. Что бы вы сказали таким людям?

– Ничего. А зачем? Я отказываюсь воспринимать такие заявления как что-то, что должно на меня влиять, поэтому и сказать мне им нечего. Я пойду своей дорогой.

Кстати

Вместе с Дуйэном на вопросы корреспондента «В» отвечали участники коллектива REVolutions Dance Бенджамин Хау и Саншери Джайлз.

– Когда вас пригласили в коллектив, для вас это была неожиданность или вы что-то слышали о нем?

Саншери: – Я знакома с Дуэйном с 2006 года. Так что влиться в коллектив было для меня чем-то естественным.

Бенджамин: – Я с 2012 года в коллективе, мы познакомились, когда коллектив был на гастролях во Флориде.

– Что вам показалось самым интересным в этом проекте?

Бенджамен: – Мы часто посещаем детские дома, интернаты, вот и в Приморье побывали в реабилитационном центре для подростков в Уссурийске. Это мне кажется если не интересным, то очень важным. Мы показываем им, что люди с ограниченными возможностями не хрупкие цветочки, а такие же, как все другие. Я, например, поднимал Дуйэна, бросал его, ездил на его коляске, а он проделывал то же самое со мной. И когда мы показываем свои номера, это разрушает барьеры в голове у многих людей.

– А какие ваши собственные стереотипы были разрушены?

Бенджамен: – Когда я начал танцевать с человеком, сидящим в инвалидной коляске, то стал больше думать о том, какие интересные движения он может выполнить, как нам построить гармоничную программу…

Саншери: – Еще до прихода в коллектив я работала в танцах в стиле постмодерн, и мне всегда было интересно, что могут делать люди, чье тело отличается от моего. Так что я изучала этот вопрос. Но я никогда не считала людей с ограниченными возможностями какими-то другими, потому меня нисколько не удивило, что они умеют танцевать.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ