«А я, Леля, тут в кинишку намылился…»

Кинематограф появился во Владивостоке раньше, чем во многих городах России, но увлек местную публику не сразу

19 июль 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4166 (105) от 19 июль 2017

Кинопрокату в нашем городе в этом году исполняется 120 лет. Новый вид искусства добрался из Европы до тихоокеанской окраины России всего через полтора года после первой в истории демонстрации фильма. Но, к большому сожалению прокатчиков-первопроходцев, сильного впечатления на владивостокцев не произвел. Понадобилось еще десять лет, чтобы народ, что называется, потянулся…

Прибытие Великого немого

Первый кинопоказ в нашем городе состоялся летом 1897 года. Все началось с объявления в одном из июньских номеров газеты «Владивосток»: «Честь имею уведомить уважаемую публику, что в построенном мной павильоне на углу улиц Светланской и Суйфунской при электрическом освещении будет мною демонстрироваться ежедневно с 1 июля кинематограф – движущиеся фотографии и два фонографа. 300 самых новейших пьес, как русских, так и иностранных. Начало демонстрации с 2 часов пополудни до 6 часов вечера. Демонстратор – А. П. Хегберг».

– На самом деле павильон на 100 мест на перекрестке Светланской и Суйфунской (ныне Уборевича) Хегберг не строил, а взял в аренду, – уточняет Дмитрий Рыкунов, старший научный сотрудник музея имени Арсеньева, долгое время изучающий историю кинематографа во Владивостоке. – К слову, сквер, где работал самый первый иллюзион, сохранился поныне (сейчас это площадка за зданием кафе «Мэджик бургер»). Но кино там крутили недолго. Стоимость билета была 1 рубль для взрослого и 50 копеек для ребенка – огромные по тем временам деньги.

Кинематографом, в нашем понимании, это можно назвать с большой натяжкой. Прокатчик совместил фонограф (популярный тогда в Америке и Европе прибор для записи и воспроизведения звука, изобретенный Томасом Эдисоном) и проекционный аппарат инженера Карпантье для демонстрации кинопродукции братьев Люмьер.

Гораздо интереснее был визит во Владивосток коммивояжера Степана Маржецкого, отставшего от Хегберга всего на три недели. Маржецкий выехал из Москвы и преодолел восемь тысяч верст по железной дороге и на лошадях, колеся со своим проектором по Сибири и Дальнему Востоку и останавливаясь в крупных городах: Новониколаевске (ныне Новосибирск), Красноярске, Томске, Иркутске, Хабаровске.

О его прибытии в наш город также сообщало объявление в газете «Владивосток», в разделе «Чудеса науки и изобретений»: «Вновь прибывший аппарат «кинематограф» изобретения Т.Эдисона будет демонстрироваться в павильоне против «Кунст и Альберс», угол Светланской, в продолжение только четырех дней: воскресенье 27-го, понедельник 28-го, вторник 29-го и последний в среду, 30-го июля. Каждый вечер два сеанса. Начало первого в 7 часов вечера, а второго в 9 часов вечера. За отъездом в Америку аппарат продается за треть стоимости. Прошу не смешивать аппарат, который демонстрировался до моего приезда: общего по конструкции не имеют. С. Маржецкий».

Сразу же по окончании кинопоказов господин Маржецкий свернул дела, продал аппарат купцу Александру Иванову, владельцу строившейся тогда гостиницы «Тихий океан» и одноименного театра при ней, и покинул Владивосток (отбыл ли он в Америку, история умалчивает).

А вскоре во «Владивостоке» появилось новое объявление: «В воскресенье 10-го августа в летнем помещении «Тихий океан» будет демонстрирован аппарат «кинематограф». Начало сеанса в 8 часов вечера. Перед началом сеанса и в антрактах будет играть струнный оркестр».

Что мы, «живых картинок» не видели?

– Несмотря на то что Владивосток стал одним из первых городов России, познакомившихся с кинематографом, на первых порах здешняя публика воспринимала его довольно прохладно. Популярность пришла позже. И этому есть объяснение, – говорит Дмитрий Рыкунов. – Гораздо больший интерес тогда вызывали гастроли различных театральных и цирковых трупп, а про «живые картинки» даже не все местные жители знали. К тому же, повторюсь, кино оказалось слишком дорогим развлечением.

Но главное, именно в 1897 году во Владивостоке произошло столько важных и значимых событий, занимавших умы горожан, что поочередное открытие двух иллюзионов осталось малозамеченным. В новый сухой док на берегу бухты Золотой Рог, заложенный за шесть лет до этого самим цесаревичем Николаем и названный его именем, завели для ремонта крейсер «Дмитрий Донской». На Светланской и в саду Морского собрания открылись памятники адмиралу Невельскому и шхуне «Крейсерок». Между Владивостоком и Хабаровском пустили товарные и пассажирские поезда, в Маньчжурии началось строительство КВЖД, а на полуострове Шкота – торгового порта…

Но постепенно популярность Великого немого все же росла. До начала XX века кино демонстрировали в разных местах – в Морском собрании, в театре Иванова и театре Галецкого, но места постоянной прописки ему не находилось. Сказалось то, что как такового кинопроката в то время не существовало. Фильмы попадали сюда случайно, морем (этот путь был самым коротким), хотя именно это обстоятельство позволяло Владивостоку опережать другие города России в знакомстве с киноновинками.

Синема, от тебя мы без ума

– Второе пришествие кинематографа во Владивосток состоялось в 1906 году, – продолжает рассказ Дмитрий Рыкунов. – Тогда на Светланской открылось сразу несколько иллюзионов. В марте в доме Даттана распахнул двери «Электрический театр Эдисона», в декабре – театр-иллюзион «Декаданс» (позже — «Идиллия») в доходном доме Пьянкова, рядом с почтамтом.

В июле 1907-го предприниматель Купер открыл «Гранд-Иллюзион». Этот кинотеатр имел довольно скандальную репутацию, с ним было связано множество историй. К примеру, после показа фильма «Семь смертных грехов» вышло цензурное постановление о том, что все киноленты должны заранее просматриваться помощником полицмейстера. Зато именно в «Гранд-Иллюзионе» впервые запустили оборудование, которое дублировало изображение и звук.

Кинотеатры в то время находились в жесткой конкуренции. В отличие от сегодняшнего проката программа в иллюзионах никогда не совпадала и стремительно менялась. То есть, если вы не успели посмотреть какой-то фильм за два-три дня, что он демонстрировался, шансов увидеть его не было никаких, потому что в других кинотеатрах эту картину просто не показывали.

В 1909 году появилось сразу несколько небольших иллюзионов на Светланской и Корейской улицах: «Модерн», «Мир иллюзий», французский «электробиограф». Тогда же открылся кинотеатр «Золотой Рог», ставший через несколько лет самым шикарным по внутреннему убранству и репертуару.

В 1916 году Владивосток занимал 25-е место из 106 городов Российской империи по количеству иллюзионов – их здесь было шесть (всего же с учетом открывавшихся, но не выдержавших конкуренции, – 13). К тому времени кино стало настолько популярным видом досуга горожан, что даже разразившиеся вскоре революция и Гражданская война не смогли пошатнуть этот интерес. «В кинишку намыливались», как говорил Володя Шарапов из фильма «Место встречи изменить нельзя», и интеллигенция, и купцы, и простой люд, и господа офицеры, в том числе из иностранного экспедиционного корпуса.

К концу 1922 года во Владивостоке продолжали работать семь кинотеатров: «Глобус», «Новый театр», «Золотой Рог», «Прогресс», «Художественный», «Общедоступный», «Акрополис».

Достояние республики

Огромный агитационный потенциал кинематографа быстро осознали большевики. Знаменитая ленинская установка на этот счет осталась в истории в усеченном виде, целиком же она звучит так: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино в условиях абсолютно безграмотной России».

За годы советской власти во Владивостоке, в центре, а потом и почти в каждом спальном районе, были построены кинотеатры, которые становились местными очагами и культуры, и пропаганды. Нынешний год, к слову, юбилейный для старейшего из них – «Уссури». Он открылся 90 лет назад, 29 октября 1927-го (хотя строить его начали еще при царе, в 1914-м).

Вплоть до развала СССР в городе действовало 15 кинотеатров: «Океан», «Уссури», «Комсомолец», «Приморье», «Родина», «Владивосток», «Варяг», «Чайка», «Союз», «Искра», «Бородино», «Москва», «Вымпел», «Маяк» и «Летний» (летом, кстати, работал еще и детский кинотеатр «Буратино» в парке Мингородка).

Только шести из них удалось дожить до эпохи 3D (с учетом двух новых всего сегодня в городе работает восемь кинотеатров). Но это уже совсем другая история…

Справка «В»

Напомним, что французские изобретатели и фабриканты Огюст и Луи Люмьер, получив патент на изобретенный ими съемочно-проекционный аппарат «Синематограф», устроили первый в истории публичный просмотр своих короткометражных фильмов 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок (а не Капуцинов, как считают многие). Программу открыла считающаяся теперь самым первым фильмом документальная лента «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ