Кто и зачем кошмарит бизнес Дальнего Востока?

Чрезмерное давление контрольно-надзорных органов на предпринимателей стало реальной проблемой форсированного развития экономики региона

12 июль 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4162 (101) от 12 июль 2017

Вице-премьер и полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев 29 июня выступил на заседании совместной коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока и Генеральной прокуратуры РФ. Главной темой его выступления стала необходимость принятия кардинальных мер по изменению объема контрольно-надзорных мероприятий в отношении представителей бизнеса.

По словам полпреда, за последние несколько лет на Дальнем Востоке было организовано более 130 тысяч (!) проверок, не считая так называемых доследственных мероприятий, проведенных в рамках оперативно-разыскной деятельности.

– Давайте ответим себе на вопрос: такое ли количество проверок необходимо? – предложил Трутнев. – Давайте разберемся, сколько времени занимают контрольно-проверочные процедуры и почему зачастую они приводят к убыткам предприятия, а иногда и их разорению.

Итоговые предложения Юрия Трутнева касались необходимости учета показателей экономического развития субъектов в оценке эффективности деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов, сокращения сроков проверок, их количества, да и количества самих надзорных органов. Вице-премьер также затронул достаточно неудобные для многих ведомств темы ответственности за необоснованные проверки и длительность нахождения госслужащих на одних и тех же должностях.

Объективная необходимость

Проблема чрезмерного контроля над бизнесом, зачастую переходящего в постоянное давление, актуальна, пожалуй, с самого момента зарождения рыночной экономики в России. За прошедшие несколько десятилетий подобное положение дел стало обыденностью для всех предпринимателей и инвесторов. В бизнес-среде никто особо не скрывает, что зачастую легче договориться с проверяющим, чем пытаться представить картинку без нарушений.

Вместе с тем недавние дуновения кризиса, побудившие государство усилить работу по созданию комфортной бизнес-среды и условий для инвесторов, заставили подключиться к ситуации президента РФ Владимира Путина. В декабре прошлого года, выступая с ежегодным обращением к Федеральному собранию Российской Федерации, глава государства отметил, что в работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков, которые позволят существенно снизить количество проверок, но повысят их результативность.

«Надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой не формально, а содержательно, и – это очень важно – оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает свое дело», – отметил в своем обращении Владимир Путин.

Курс, обозначенный президентом, явно был услышан, но оперативная реакция последовала не от всех. Помимо вице-премьера Юрия Трутнева одним из тех ведомств, которые признали наличие проблемы и призвали с ней бороться, стала Генеральная прокуратура РФ. Генпрокурор России Юрий Чайка, выступая в апреле с докладом в Совете Федерации, заявил о сокращении количества проверок бизнеса.

– В 2016 году прокурорами устранено 170 тысяч нарушений прав предпринимателей. Помимо сокращения числа проверок контролирующих органов пресекались случаи установления чиновниками не предусмотренных законами процедур, запретов, взимания платежей, – довел до сведения сенаторов неутешительную статистику Юрий Чайка.

Начнут с тихоокеанской окраины

Так получилось, что именно Дальний Восток запустил тот самый маховик перезагрузки системы контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса.

Реализация политики восточного вектора, провозглашенной Владимиром Путиным в 2012 году, после проведения саммита АТЭС во Владивостоке, поставила перед регионом совершенно иные задачи, связанные с формированием качественно новых подходов к территориальному развитию. Несмотря на всеобщий скепсис, полпреду Юрию Трутневу и его команде удалось сделать этот рывок и пролоббировать ключевые законы о территориях опережающего развития, свободном порте Владивосток, дальневосточном гектаре. При этом законодательное закрепление новых механизмов развития Дальнего Востока позволило уже в первые годы начать двигаться в практическом направлении, повышая интерес со стороны российских и зарубежных инвесторов.

Вместе с тем, казалось бы, уникальные преференции, которые должны привлекать инвесторов и способствовать развитию бизнеса, стали буксовать в путах укоренившейся системы административных барьеров и контрольно-надзорных мероприятий.

И если ситуация с административными проволочками в том или ином виде сдвигается с мертвой точки через внедрение системы одного окна, создание профильных структур типа Корпорации развития Дальнего Востока, то с ревизорами проблема намного сложнее. И усугубляет ее тот факт, что зачастую деятельность надзорных органов переплетается с деятельностью силовых структур, которая практически не предается огласке.

Пожалуй, наиболее резонансным примером подобной внезапной масштабной проверки с элементами «маски-шоу» стали обыски в головном офисе группы компаний «Доброфлот» и на КРКПБ «Всеволод Сибирцев», после которых была изъята часть документов и электронных носителей информации. Тогда инициаторами проверки выступили Дальневосточная таможня и Управление ФСБ России по Приморскому краю, а компания впоследствии столкнулась с рядом внутренних проблем по причине изъятия информации.

Еще одним случаем, который также упомянул Юрий Трутнев 29 июня на совместной коллегии Минвостокразвития и Генпрокуратуры РФ, стала череда проверок аквапарка «Чудо-остров» в Камчатском крае, которые якобы проводятся по заявлению посетителей, но пока не исправляют ситуацию. Кстати, аналогичная ситуация наблюдается и в Приморском океанариуме, где, несмотря на бесконечное множество проверок, по-прежнему происходят странные казусы с обитателями океанариума, зачастую приводящие к гибели животных.

Не стала исключением и ситуация вокруг компаний братьев Пушкаревых. В тени потока новостей об уголовном деле мэра Владивостока Игоря Пушкарева осталась тема многолетнего давления на бизнес его родственников.

В период с 2012 по 2016 год в ООО «Востокцемент» и сбытовую организацию ООО «ДВ-Цемент» из государственных органов поступило 417 запросов (то есть в среднем по 100 запросов в год) о представлении документов и информации, в том числе в рамках проводимых проверок.

Особенно интересно складывалась ситуация вокруг АО «Владивостокский бутощебеночный завод», где с конца 2015-го по середину 2016 года были проведены две внеплановые проверки департаментом природных ресурсов и окружающей среды Приморского края. В результате этих проверок было выдано около 20 предписаний, местами носивших один и тот же характер, также завод был вынужден останавливать производство для устранения нарушений.

Столь пристальное внимание к предприятию, работающему более 55 лет и являющемуся крупнейшим налогоплательщиком региона, было не случайно. По некоторым данным, попытки парализовать работу завода со стороны природоохранного департамента краевой администрации были связаны с открытием карьера в поселке Заводском, который, как оказалось, начал работы без разрешительных документов («В» подробно рассказывал об этой ситуации в номере за 5 июля – см. материал «Природа – мать. Пока нельзя ее продать?»).

Хватит ли сил?

На днях министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в интервью газете «Золотой Рог» еще раз акцентировал внимание на том, что ведется усиленная работа по устранению проблем с административными барьерами и контрольно-надзорными органами.

– Сегодня мы работаем над тем, чтобы создать специальный режим работы контрольно-надзорных органов на территории свободного порта Владивосток и ТОР. И процесс снижения административных барьеров непрерывный. Иначе и быть не может. Сегодня мы не только совершенствуем действующие инструменты, но и создаем новые. Например, в ближайшее время мы планируем внедрить современную информационную систему сопровождения инвестиционных проектов. Больше не нужно будет бегать по различным инстанциям, – заявил Александр Галушка.

Стоит сказать, что тема все-таки небезнадежна. 5 июля в Москве прошло селекторное совещание по вопросам реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Его проводил лично премьер-министр Дмитрий Медведев для двух тысяч руководителей контрольных органов, их территориальных управлений, представителей региональных общественных палат и предпринимательских объединений, а также глав субъектов Федерации.

Кроме того, уже известны некоторые направления грядущей реформы, которые будут основываться на четырех постулатах:

1. Новый формат взаимодействия бизнеса и власти: «Партнерство взамен репрессий».

2. Контроль – это профилактика, а не сбор штрафов.

3. Масштабная реформа обязательных требований.

4. Цифровизация контроля – переход к технологическому дистанционному умному контролю с помощью датчиков и Интернета.

По мнению политолога Павла Наливайко, начинания со снижением проверок и давления на бизнес так или иначе будут доведены до логического завершения.

– Тема развития Дальнего Востока – это долгосрочный проект, который только набирает обороты. Однако действительно сложно говорить об ускоренном росте, инвестициях, прорывах, когда есть проблемы со стороны проверяющих органов. К сожалению, это связано с тем, что в последние годы данные структуры работали не на качество, а на количество проверок, – считает Павел Наливайко. – Формирование запроса на реформу сложившейся системы – своевременный шаг. Однако с учетом того, что к ситуации подключился вице-премьер Юрий Трутнев, можно рассчитывать, что пилотные варианты реформы могут опробовать именно на Дальнем Востоке.

Автор: Евгений СИДОРОВ