Мгновения раскрывают суть вещей

Жизнь большого города – в объективе фотокора «В» Алексея Воронина

28 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4154 (93) от 28 июнь 2017
c9c2edc10f15fb29538e605adc3b4bb2.jpg

Мастерство приходит с годами, но нужны желание учиться и любовь к работе

День рождения газеты (а «Владивостоку» 1 июля исполняется 28 лет) и 157-летие нашего любимого города мы решили отметить персональной выставкой редактора отдела фотоинформации Алексея Воронина «Объектив «Владивостока».

Приглашаем жителей и гостей приморской столицы в центр современного искусства «Артэтаж»: с 1 по 12 июля здесь будет представлено около 40 снимков Алексея Воронина. На них – жизнь Владивостока. Поэтому вполне возможно, что именно вы или ваши друзья попали в объектив фотокорреспондента «В».

В архиве Воронина тысячи фотографий. И выбрать для первой персональной выставки из них всего 40, полагаем, задача была не из легких.

– Подготовка к выставке оказалась на редкость трудной, – подтвердил наши предположения Алексей. – Уж слишком тема широкая – жизнь нашего города. Это ведь не галерею портретов собирать, хотя и там непросто. Хорошо, что ограничились периодом моей работы в газете «Владивосток» – а это всего пять лет. Но все равно пришлось перелопачивать множество кадров.

Вот тут-то я и столкнулся с минусами компьютерной архивации: в Интернете снимок есть, а из моей базы исчез. В Сети, конечно, снимки смотрятся хорошо, но для выставки нужны оригиналы с высоким разрешением для широкоформатной печати. Причем вроде бы недавно я в архиве эти работы видел, а стал специально искать – нет их!

Или вот уже сделал подборку, как вдруг вспоминаешь, что где-то есть еще один кадр, который отлично сюда подходит. И начинаешь разгребать архив заново. И так до бесконечности.

Загорелся с третьей попытки

– Почему ты увлекся фотографией?

– Потому что на день рождения мне подарили фотоаппарат. Я учился во втором или третьем классе, когда родители вручили мне «Смену-6» – очень простой прибор, у которого даже обратная перемотка пленки не была предусмотрена. На радостях я отснял несколько пленок, но проявляли и печатали их взрослые. Правда, хороших кадров получилось очень мало. Еще несколько удачных снимков я принес с парада Победы.

Во второй раз взялся за фотоаппарат в пятом классе – тогда мне даже доверили помогать при фотопечати. А вот через год, когда мы переехали на Камчатку, меня, что называется, накрыло. Я стал снимать много, в разных жанрах, используя разную пленку и снимая в разное время суток. Вот этот «зуд» не прошел у меня до сих пор. Я редко выхожу из дома без фотоаппарата и уже давно смотрю на мир с точки зрения света, композиции и выбора точки съемки. Если это профессиональная деформация, то она у меня очень глубокая.

– Многим из нас дарили в детстве фотоаппараты, но не все стали фотохудожниками.

– Азам обращения с фотоаппаратом меня научили взрослые, а затем я стал читать полезные книжки и даже выписывал журнал «Советское фото». Перечитал все, что было в библиотеках и что удавалось купить в книжных магазинах.

Моя увлеченность фотографией мне потом пригодилась в армии – там я выпускал стенгазету, и у меня даже была своя фотолаборатория.

Художник с техническим взглядом

– Поделись секретом с читателями, как стать хорошим фотографом.

– Лучше всего быть художником с техническим складом ума. Мастера кисти уже знают, что такое композиция кадра, им нужно лишь технику освоить. Правда, не все этого хотят и предпочитают «мыльницы»: навел, щелкнул – вот тебе и фото. Хотя, конечно, есть отличные фотографы, которые никогда художниками не были. Главное – это желание учиться и любить это искусство. Сам я с детства любил рисовать. Но постепенно техническая сторона создания прекрасного у меня вытеснила классическую. Мне намного интереснее получить изображение с помощью технических средств, чем кистью и красками.

– И когда ты пришел к такому выводу?

– Во время учебы в ДВПИ в начале 80-х. Специальность «архитектура» как раз и подразумевала, что нужно быть художником с техническим складом ума. Правда, я, наплевав на практику по живописи, бегал по городу с фотоаппаратом. И в моем отчете было больше фотографий, чем рисунков, хотя требовалось с точностью до наоборот.

Но это все было баловство, профессионально я стал работать фотокорреспондентом только во второй половине 90-х, придя в редакцию газеты «Утро России». Затем я надолго осел в «Ежедневных новостях». Тогда же в нашу жизнь достаточно энергично стали входить цифровые фотоаппараты. Сначала простенькие «мыльницы», причем за вполне весомые деньги. Затем товарная линейка стала расширяться, и сейчас уже пленочный фотоаппарат очень сложно найти.

Успех – в долях секунды

– Работая в газете, тебе приходится снимать то, что требует редакторское задание. А какой вид фотографии интереснее для тебя лично?

– Больше всего нравится жанровая фотография, вроде бы тот же репортаж, но не привязан к событию. Фото получаются эмоциональные, сюжетные. Даже портреты мне нравится делать не постановочные, а живые, когда удается подловить объект, пока он тебя не видит. Получаются совершенно два разных человека: один – позирующий, а другой – живой. Камера выхватывает буквально тысячную долю секунды, которую человек не успевает осознать. Но зачастую именно она передает его истинную сущность.

– Спортивные соревнования фотографируют все кому не лень, включая фанатов. Но жанровые снимки – особо, как говорится, вкусные – в основном получаются только у профессионалов. Как удается подловить эти мгновения?

– Чаще всего по наитию. Нажимая на кнопку спуска затвора, ты даже не видишь движения, просто угадываешь, что сейчас что-то интересное может произойти. Хотя бывает, что сюжет проскакивает в промежутке между двумя нажатиями подряд. Казалось бы, секунда, а кадра уже нет: то герой отвернулся, то кто-то его перекрыл, то вообще солнце за тучей скрылось. И вроде бы ты все правильно сделал, но результата нет. А чтобы и момент поймать, и кадр получился, это с опытом приходит, срабатывает тот самый закон перехода количества в новое качество.

– Разве той же «Сменой» можно добиться таких же снимков, которые ты сейчас делаешь на Canon?

– Можно снять шедевр и на телефон. Правда, мобильник ограничивает фотографа в жанрах, он не такой быстрый, как зеркальный фотоаппарат, хотя сейчас даже полнометражное кино на смартфон умудряются снимать. У меня тоже есть кадры, снятые на телефон. Кстати, снимок для афиши на выставку (см. на стр. 31. – Прим. авт.) тоже с телефона.

– Наверняка у тебя есть не только тысячи фотографий, но и не меньше историй, с ними связанных. Поделись хотя бы одной.

– Этот случай не столько интересный, сколько незабываемый для меня. Уже сколько лет прошло, а каждый раз вспоминаю о нем с содроганием. Лихие 90-е. Газета «Новости». Меня и корреспондента отправили на интервью с каким-то важным иностранцем. Приехали мы вовремя, переводчик тоже не подвел. Одним словом, ничто не предвещало беды… Пока журналист опрашивал нашего визави, я добросовестно отщелкал все 36 кадров, если верить счетчику. На обратном пути я заехал в фотолабораторию, так как пленка была цветная и только там гарантировали качество. Достаю фотоаппарат, начинаю перематывать… а ничего не происходит! Я просто забыл вставить пленку в фотоаппарат, и у меня нет ни одного кадра! А интервью должно выйти в завтрашней газете. Прибегаю в редакцию, рассказываю. Коллеги ржут, редактор бледнеет, начальник отдела рекламы в предобморочном состоянии, журналист, который пишет текст, вообще дар речи потерял. Выкрутились, конечно, но каждый раз, когда я вспоминаю этот случай, у меня все внутри обрывается, будто это произошло со мной только вчера. 

     

Автор: Вадим КОЧУГОВ