​Игорь Пушкарев: «Я докажу свою невиновность»

Как Владивосток переживает годовщину ареста главы города Игоря Пушкарева

7 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4143 (82) от 7 июнь 2017
bd4737a7f99e97b4122bb34939481308.jpg

Прошло 12 месяцев с того момента, как мэру приморской столицы Игорю Пушкареву предъявили обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе. Эксперты называют этот год «временем упущенных возможностей».

Город временно лишился мощной политической и управленческой фигуры, чье слово за восемь лет руководства (с 2008-го по 2016-й) обрело немалый вес и служило гарантией для бизнеса, инвесторов, общественников и горожан.

В то же время за целый год расследования уголовного дела против Игоря Пушкарева сторона обвинения не вскрыла каких-то новых фактов и обстоятельств, указывающих на его вину. По сути, к финалу расследования уголовное дело подошло со стартовыми материалами, большая часть которых – бухгалтерская отчетность и данные из открытых источников. Более того, под конец расследования в деле поменяли потерпевшую сторону. Теперь вместо администрации Владивостока потерпевшей стороной объявлено МУП «Дороги Владивостока». Об этом сообщил сам Игорь Пушкарев. Соответствующие документы были размещены в Интернете на сайте Игоря Пушкарева igor-pushkarev.com.

Открытая позиция

Чем больше подробностей дела просачивается в публичное пространство, тем более зыбкими и притянутыми за уши кажутся обвинения. Показательно, что выкладывает материалы в открытый доступ сам обвиняемый. Как отметили эксперты авторской передачи «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма», такое поведение свойственно человеку, которому нечего скрывать.

– Подробности дела против Игоря Пушкарева и Андрея Лушникова (директор МУП «Дороги Владивостока». – Прим. авт.) мы узнавали дозированно, раз в три месяца, то есть каждый раз, когда суд в Москве продлевал им меру пресечения и у Игоря Пушкарева возникала возможность выступить с речью, – подчеркнул Андрей Калачинский. – Недавно глава Владивостока начал выкладывать в открытый доступ материалы обвинения. Так поступает человек, который уверен в своей невиновности и стремится к одному – добиться правосудия.

– Позиция Игоря Пушкарева показывает, что ему скрывать нечего, – считает Алексей Клецкин, юрист. – Этим он пытается сказать: пять лет правоохранительные органы слушали мои звонки, следили за мной, ходили шаг за шагом. И вот все, что они за эти пять лет нашли. Подчеркну, что обвинение базируется на совершенно законных с правовой точки зрения официальных документах. В частности, на документации по торгам и закупкам стройматериалов. Ну не совершаются преступления вот так, через легитимные процедуры. Все это находилось в открытом доступе, никто ничего не скрывал. Потом приходит следователь и говорит: мне кажется, что тонна цемента должна стоить не столько, должна быть какая-то другая сумма. И начинается расследование.

Шоу прошло – осадок остался

При этом именно старт расследования оказался самой яркой и насыщенной его частью. Не по информативности, а по картинке, будто специально поставленной для представителей СМИ.

– Благодаря СМИ мы все стали невольными свидетелями того, как Игоря Пушкарева и Андрея Лушникова ведут на борт самолета, словно опасных преступников, заломив руки за спину так, что они оказались выше головы, – напомнил Андрей Калачинский. – Эти кадры прошли по всем федеральным телеканалам, их невозможно было не увидеть. У жителей Владивостока такое жесткое этапирование вызвало настоящий шок: с людьми, которые обвиняются в хозяйственном преступлении, обращаются хуже, чем с опасными рецидивистами. Хотели показать, какие ужасные злодеи, но в итоге добились обратной реакции.

По мнению политолога Павла Наливайко, такими шокирующими кадрами представители СМИ пытались демонизировать главу Владивостока и одновременно прикрыть недостаток «коррупционной» фактуры:

– При задержании Пушкарева, при обысках в домах его семьи, при выемке документов в администрации и других действиях силовиков не было найдено ни миллионов рублей, рассованных по коробкам из-под обуви, ни дорогих украшений, ни золотых ручек – ничего впечатляющего, – отметил он. – Картинки для СМИ не было. Надо было подстроить хоть какое-то показательное шоу. Скорее всего, таким шоу и стала демонстрация Игоря Пушкарева с заломленными руками. Главу Владивостока изначально пытались демонизировать. Его арест был на руку ряду заинтересованных сторон как в силовых структурах, которые пытались сделать из главы Владивостока важный трофей, так и, скорее всего, в региональной власти. Между губернатором и Игорем Пушкаревым в течение последних нескольких лет развивался скрытый конфликт. С точки зрения устранения политического конкурента, задержание мэра Владивостока было выгодно региональной власти.

Но вся эта картинка работала от силы один день. Как только Игорю Пушкареву были предъявлены обвинения и стали вскрываться детали следствия, возникло огромное количество вопросов. Картинка эта оказалась невыгодна государству, потому что из Пушкарева не удалось слепить классического мздоимца, который, осознавая свою вину, помалкивает и кивает следователю. Он открыто заявляет, что невиновен, что готов сотрудничать со следствием, чтобы доказать свою невиновность, представлять все факты и так далее. Попросту говоря, не удалось его сломать, сделать из него трофей, обнулить его политический рейтинг.

Действия силовиков и других заинтересованных в данном аресте, по моему мнению, вполне вписываются в определение «шоу», которое дал в прошлом году президент России Владимир Путин. Глава государства дал понять, что борьба с коррупцией приобрела изощренный формат и подобные пещерные методы не входят в ту систему, которую он выстраивал в течение долгих лет. Не этого требует народ. Также президент напомнил, что никто не может быть назван виновным до решения суда. Подчеркну, что примерно в то же время лишился своего поста официальный представитель Следственного комитета господин Маркин, который любил давать скоропалительные комментарии и характеристики всем, кто еще не был осужден. Главе Владивостока официальный представитель СК РФ год назад посвятил неуместное четверостишие.

Политический штиль

Эксперты отметили, что после ареста главы Владивостока многие представители политической элиты Приморского края решили отмолчаться по этому поводу. Вследствие чего молчание в определенном роде вошло у них в привычку.

– Когда местная элита, многие представители которой обязаны своей политической карьерой Игорю Пушкареву, заняла отстраненную позицию и игнорировала волну его поддержки, она показала свою незрелость, – считает Павел Наливайко. – Потому что, когда элита объединена, ее сложнее сломить. Когда же она рассыпается от призрачных угроз, то это мгновенно считывается не только экспертами, но и населением.

– Элита стала осторожничать настолько, что практически устранила себя с политического поля, – подчеркнул Андрей Калачинский. – И на это политическое поле неожиданно выступили представители тех сфер влияния, которые мы уже не надеялись встретить. Или даже надеялись не встречать.

– Накануне выборов в Думу Владивостока в городе ведется банальная политическая спекуляция, – уверен Павел Наливайко. – Избирателей пытаются расположить к себе дешевыми приемами родом из 90-х годов. Люди опять выступают разменной монетой. В городе нет политического лидера. И нужно отдать должное действующей администрации Владивостока, которая в таких тяжелых условиях сумела отстоять свою самостоятельность. Хаос миновал хозяйственную жизнь приморской столицы.

Жизнь течет, но без развития?

После ареста мэра Владивостока многие ожидали, что заместители главы администрации начнут быстро покидать свои места. Однако команда Игоря Пушкарева работает практически в том же составе.

– Опыт Владивостока показывает, что Игорь Пушкарев смог создать систему, которая способна функционировать в кризисных условиях его отсутствия, – отметил Алексей Клецкин. – Его команда выдержала важный жизненный экзамен.

– Команде Пушкарева удалось консолидироваться вокруг городских проблем, сосредоточиться на эффективности, отбросить политические моменты, – констатирует Павел Наливайко. – Администрация Владивостока не была парализована путем захода сторонних людей, которые в дальнейшем, скорее всего, начали бы кадровую перезагрузку и политические действия, не способствующие нормальной жизни города. Более того, мэрия показала, что является эффективным органом и готова включаться в такие проблемы, как борьба за сквер на Бестужева, когда спокойно, в правовом поле, был решен сложный вопрос и жители остались довольны.

– Ситуация в городе нормальная и стабильная, – подтвердил Константин Межонов, исполняющий обязанности главы Владивостока, которому дозвонились авторы программы. – Работа планомерно ведется по всем направлениям. Из крупных мероприятий – подготовка к предстоящему отопительному сезону, испытание теплотрасс. Также готовимся отметить День России и День города. Большой пласт работы связан с подготовкой к III Восточному экономическому форуму. В основном она нацелена на благоустройство приморской столицы. В середине июля начнутся масштабные работы по приведению дорог в хорошее состояние. По социальным направлениям сейчас первоочередные задачи – провести ЕГЭ, также мы начали летнюю оздоровительную кампанию для детей, продолжается подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. И так далее.

Иными словами, город живет спокойно. Однако, по мнению предпринимателей, с арестом Игоря Пушкарева серьезно затормозилось развитие Владивостока.

– Как любому предпринимателю, мне бы хотелось активно участвовать в развитии приморской столицы, – заметил еще один участник прямого эфира Дмитрий Алексеев, гендиректор компьютерного центра DNS. – Несмотря на то что город продолжает жить стабильно, говорить о его развитии в отсутствие мэра достаточно тяжело. Не хватает первого лица, который бы координировал все направления деятельности администрации. Мы пребываем в ситуации неопределенности. О ходе следствия над Игорем Пушкаревым знаем очень мало. Пока, насколько могу судить, ничего нового не обнаружили. Мы знали, что семья Игоря Пушкарева занимается цементным бизнесом, еще девять лет назад, когда избирали его главой.

– Главная задача власти – создание условий для развития. А для этого нужен человек с государственным мышлением, – считает Александр Юртаев, депутат Думы Владивостока. – Программ и проектов, которые у нас сегодня запущены или реализованы, просто бы не существовало, если бы не убедительная позиция Игоря Пушкарева.

– Дело в том, что глава Владивостока Игорь Пушкарев являлся гарантом и для инвесторов, и для местных предпринимателей – для всех, – полагает Павел Наливайко. – Ситуация с мэром и компанией «Востокцемент» показала инвесторам, что с гарантиями бизнесу на данной территории существуют серьезные проблемы, от которых никто не застрахован. Однако спустя год с момента ареста Игоря Пушкарева можно сказать, что та стратегия поведения, которую он выбрал, достойна настоящего политика. Глава Владивостока показал, что он настоящий и эффективный управленец и отстаивает не только свои интересы, но и интересы города. Уже доказано, что администрации приморской столицы и самому городу не был причинен ущерб.

Напомним, что свою вину временно отстраненный от должности глава Владивостока не признает и с предъявленными обвинениями не согласен. Вместе с тем Игорь Пушкарев уже неоднократно заявлял следствию о готовности сотрудничать, чтобы доказать свою невиновность.

 

Автор: Евгений СИДОРОВ