ВЭФ сориентирует бизнес на экспорт и транзит

Для успешного развития в этом направлении пока не хватает предпринимательской культуры

24 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4135 (74) от 24 май 2017

Президент России Владимир Путин на минувшей неделе принял участие в международной евроазиатской конференции «Один пояс – один путь» в Пекине. Как это водится в последние годы во время визитов главы российского государства в столицу Поднебесной, он не обошел вниманием Владивосток. Путин пригласил участников конференции на третий Восточный экономический форум, который пройдет 6–7 сентября.

«Очевидно, что идеи, инициативы участников нынешнего форума потребуют дальнейшего обсуждения, и мы, безусловно, готовы принимать участие в таких дискуссиях. Это можно сделать на площадке ВЭФ-2017 на острове Русском, – отметил президент РФ. – Позвольте пригласить представителей политической сферы, общественных, деловых кругов посетить в сентябре ВЭФ во Владивостоке. Сегодня для реализации масштабных совместных проектов в инфраструктуре, энергетике, на транспорте, в современных высокотехнологичных отраслях необходимо создавать комфортные условия для привлечения частных инвестиций. Важно создать удобные, понятные, комфортные и предсказуемые условия для работы инвесторов, наладить обмен лучшими практиками. Например, мы использовали опыт стран АТР при разработке льготных условий для инвесторов в территориях опережающего развития на Дальнем Востоке Российской Федерации».

Похоже, вовлечение тихоокеанской части России в строительство нового Шелкового пути от Тихого океана до Атлантики станет еще одной темой для дискуссий и конкретных переговоров в рамках предстоящего Восточного экономического форума.

Произвести...

Опереться новый проект должен на дальневосточные ТОР, основой для которых стал опыт специальных экономических зон в Китае, Японии, Сингапуре и Республике Корея. Об этом в Пекине заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В настоящий момент на 16 территориях опережающего развития уже работают 125 инвесторов. Объем инвестиций в их проекты составляет 483 млрд рублей.

– Мы собрали в одном законе лучшие решения в части налоговых преференций, упрощенных административных процедур, создания инфраструктуры за счет государства, – пояснил Александр Галушка. – ТОР не единственная мера, в течение последних трех лет проводилась масштабная работа по привлечению частных инвестиций на Дальний Восток. Растет потенциал свободного порта Владивосток, режим порто-франко распространен на все крупные торговые гавани региона. С их учетом сегодня мы можем видеть первые результаты этой работы. В общей сложности на Дальний Восток привлечено более 2 трлн рублей инвестиций от российского и зарубежного бизнеса. Это большие инвестиции для региона. И сегодня уже создаются первые предприятия, открываются новые заводы. Выпускаемая продукция будет ориентирована не столько на внутреннее потребление, сколько на экспорт товаров в страны АТР.

Остается добавить, что в столице КНР были подписаны документы по новым ориентированным на экспортную продукцию проектам. Так, китайский бизнес готов вложиться в несколько новых производств. К примеру, компания China Chengtong Holdings Group за 1 млрд долларов построит целлюлозно-бумажный завод на Дальнем Востоке. О старте этого проекта объявят во время работы ВЭФ-2017. Вся продукция предприятия будет поставляться в Китай. Будущий комбинат – это производство нескольких видов целлюлозы для различных видов бумаги и картона. Это тот самый случай, когда на экспорт пойдет не древесина, но на 100 процентов продукция с высокой добавленной стоимостью.

Вывоз готовых изделий предполагается осуществлять через открытые международные транспортные коридоры в Приморье.

...и вывезти

Компании и финансовые институты КНР также готовы инвестировать в реализацию проектов международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». Об этом китайские бизнесмены заявили в ходе рабочей встречи с главой Минвостокразвития Александром ГалушкоЙ 15 мая в Пекине.

В ней приняли участие представители таких крупных китайских компаний, как China Communications Construction Company (СССС), Glencore, New Development Bank, Silk Road Fund, Joybay Agricultural Holdings Limited, China Merchants Group, China Development Bank.

Принято решение сделать коридоры «бесшовными» посредством строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры, а также снижения административных контрольных процедур. Уже сегодня многие пункты пропуска на российской стороне работают в режиме 24/7 – круглосуточно и семь дней в неделю. Для перевозчика действуют принцип «одного окна», электронное декларирование грузов и имеется возможность таможенного оформления транзитных грузов в портах, а не на границе.

На уровне правительства РФ принято решение о создании российско-китайской управляющей компании для управления транспортными коридорами.

В ходе встречи генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов презентовал китайскому бизнесу транспортно-логистический потенциал международных транспортных коридоров. По его словам, необходимая сумма инвестиций в МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» составляет порядка 6 млрд долларов. При этом доходность инвесторов может достигать 15 процентов. По итогам 2016 года МТК грузооборот увеличился в пять раз.

В настоящее время предлагается несколько объектов для инвестирования. Это строительство четвертого этапа автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный, строительство автодорог Уссурийск – Пограничный – госграница, Полтавка – Уссурийск – Пограничный – госграница, реконструкция дороги Зарубино – Краскино, а также строительство совмещенной железнодорожной колеи Хуньчунь – Малахино – Зарубино и строительство железнодорожных путей общего пользования Зарубино – Малахино. По многим объектам проектные и земляные работы начинаются в этом году.

В эту же тематику вписывается и возведение зернового терминала в Зарубино.

Компетентное мнение

О перспективах экспортного потенциала Приморья «В» попросил высказаться президента ассоциации «Бизнес-клуб «Авангард», эксперта по проблемам экономики Валерия Калюжного:

– Развитие российского экспорта в страны АТР тесно связано с культурой российского бизнеса. На сегодняшний день на высшем государственном уровне поставлена задача обеспечить увеличение доли внешнеэкономического оборота России со странами АТР. Это глобальная, сложная задача, и одним из ее аспектов является необходимость повышения уровня деловой культуры российского бизнеса, его соответствия тем стандартам в работе предпринимательского сообщества, которые сегодня приняты в мире.

Одной из составляющих является социальная ответственность бизнеса, то есть его активное участие в социально значимых проектах, государственно-частном партнерстве, вопросах развития территории, социальных программах и так далее. Многие ныне сильные экономики АТР – Южная Корея, Сингапур, отчасти Китай – пошли по этому пути и добились успехов, показав своим партнерам на международных рынках всю степень собственной ответственности не просто за тот сектор, в котором они работают, но и за устойчивое развитие экономики в целом.

По нашим расчетам, существует несколько секторов производства и услуг, которые могут быть вполне конкурентоспособными в рамках внешнеэкономической деятельности. Это продукты питания, биологически активные добавки с применением дальневосточных дикоросов, водные биологические ресурсы. Это вдобавок к уже традиционным энергоресурсам, пиломатериалам и необработанному лесу, минтаю и крабу. Услуги – конечно же, туризм, в том числе экологический, игорный бизнес. И как раз тут, как нигде, мы должны демонстрировать высокие стандарты работы и ориентированность на работу с зарубежными гостями, что пока еще у нас организовано достаточно слабо...

Мне кажется, что созданные в области внешнеэкономической деятельности механизмы – прежде всего свободный порт, территории опережающего развития – это большой шаг вперед в направлении развития экономического сотрудничества со странами АТР. Члены нашей ассоциации работают с азиатскими партнерами, и мы можем делать свои выводы относительно возможностей расширения экспорта. Но помимо самих товаров нужна культура – культура производства, работы с партнерами, презентации нашей продукции, наконец.

Давайте возьмем простой пример: работу с нашим основным азиатским партнером – Китаем. В этом сегменте активно работают туризм, торговля продуктами питания и ювелирными изделиями. Однако есть и другие потенциально перспективные области – это производственные технологии, фармацевтика. Тут нужно больше общаться, искать взаимовыгодные модели и возможности реализации таких бизнес-производств.

Полагаю, что важнейшей задачей сегодня является создание четкого позитивного образа российского бизнеса в АТР. Думаю, что решение обозначенной проблемы во многом зависит не только от отечественного бизнеса, но и от органов власти. Мы имеем соответствующий опыт и работаем с властями нескольких регионов, проводим совместные мероприятия: встречи, круглые столы и так далее. Яркий пример – Владивосток, где уже есть ряд решений о проведении мероприятий по развитию территории и даже бизнес-топонимике с участием социально ответственного бизнеса. И эту работу надо продолжать.

Справка «В»

Международные транспортные коридоры соединяют северо-восточные провинции Китая с портами Приморья и позволяют существенно снизить издержки китайских грузоотправителей. По оценкам международных экспертов, грузовая база коридоров может достигать 45 млн тонн ежегодно. По МТК «Приморье-1» – 7 млн тонн контейнерных грузов, по МТК «Приморье-2» – 23 млн тонн зерновых (пшеница, соя, рис) и 15 млн тонн контейнерных грузов. Совокупная экономия китайских грузоотправителей при этом может достигать 7 млрд юаней в год.

Привлечение данного объема позволит максимально эффективно развить инфраструктуру перевалочных мощностей российских портов Дальневосточного бассейна, а также железнодорожную и иную логистическую инфраструктуру.


Автор: Николай КУТЕНКИХ