Евгений Наздратенко: Правительство опоздало на четыре года

На минувшей неделе губернатор Приморского края Евгений Наздратенко принял участие в программе Приморского телевидения “Губернаторский час”. Предлагаем вам выдержки из этой программы.

10 июль 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №413 от 10 июль 1998

На минувшей неделе губернатор Приморского края Евгений Наздратенко принял участие в программе Приморского телевидения “Губернаторский час”. Предлагаем вам выдержки из этой программы.

Об экономическом курсе правительства

Меры, которые принимает правительство, к сожалению, сильно запоздали. Четыре года назад они были бы к месту. Практически все ключевые моменты, которые задумал осуществить кабинет министров, были в программе администрации Приморского края. Мы в течение всех этих лет говорили: “Государство рано ушло из сектора экономики, необходимо снизить тарифы”. Теперь это записано в программе правительства. Все то, за что меня избивала центральная пресса, за что навесили ярлык “антирыночника” и “консерватора”.

Давайте вспомним, как энергетики и шахтеры выходили к зданию администрации и призывали к отставке Наздратенко. А я просил их понять, что приватизация ТЭКа - ошибка, преступление, в первую очередь - против них самих. Что следом остановится промышленность, упадет сбор налогов, не будет зарплаты бюджетникам. Что, сегодня всего этого нет? Вообще мы уникальная страна: чтобы выйти из этой ситуации, ввели должность просителя кредитов. Посмотрите, сегодня каждая программа на центральном телевидении с какой-то непонятной радостью вещает: “Вы знаете, нам дали 600 миллионов долларов, ура, у нас будет что кушать на неделю”. Страшно, когда огромное, великое государство ставит своей идеологией попрошайничество.

Я же считаю, что правительство основной упор в своей деятельности должно сделать на другом. Во-первых, это вопросы цен и ценообразования. Контроль государства в этой сфере нужен, только так мы сможем постепенно вывести страну из кризиса. Во-вторых, социальные гарантии ветеранам, пенсионерам и молодежи. И, наконец, поддержка армии, офицерского корпуса, нашей “оборонки”. Вот три направления, все остальное в ближайшие годы при любом развитии событий попадает в очень тяжелые условия - это нужно признать.

О ситуации на предприятиях угольной отрасли

Давайте вспомним. Четыре года назад я стоял перед собранием шахтеров в Артеме и просил угольщиков: нельзя бросаться с головой в приватизацию отрасли, давайте оставим шахты государственными. Но людей тогда попросту одурачивали, буквально вели на приватизацию кого кнутом, кого пряником. Дали акции, а сегодня говорят, что это бумажки. Несколько сотен тысяч человек по всей Российской Федерации таким образом обворовано. А сегодня к тому же и шахты начали закрывать.

Мы бились и будем биться за шахты Партизанска. Как можно закрыть предприятие, если на него завязана вся городская инфраструктура? Что делать с 60-тысячным населением? Я считаю, что правительство просто обязано выполнить свои обязательства перед угольщиками Приморья. В конце концов, в советское время ведь тоже шахты закрывали, но тогда и новые строились. Система, которую наши “реформаторы” все время пытались опорочить, прекрасно понимала, что уголь - это и рабочие места, и налоги в бюджет, и энергетическая безопасность государства, наконец. И хотя угольная отрасль себя окупала, она всегда требовала государственных затрат. На рубль от проданного угля 80 копеек приходилось на дотации: это затраты на поддержание техники безопасности, внедрение новых технологий, закупку спецодежды и массу других вещей, которые всегда сопутствуют добыче “черного золота”.

Министерство угольной промышленности развалили, создали какой-то комитет, потом несколько концернов и что получили? Невиданное количество смертей на предприятиях, люди гибнут десятками. Такого нет ни в одной другой стране мира! Последних погибших в Воркуте даже не стали поднимать из-под земли: у государства нет средств даже на это. Что это за кошмар? И я уверен: те, кто все развалил, рано или поздно будут вынуждены вновь создавать нормальную угольную промышленность и вкладывать в нее государственные средства. Закупать уголь за границей нельзя, его ведь у нас очень и очень много.

Об отношении к акциям протеста

Я считаю, что люди абсолютно правильно выходят на улицу. Главная причина происходящего - невыплата федеральных долгов. Поймите: я не киваю в сторону центра, я требую выполнения правительством своих обязанностей. Мы не можем финансировать армию, суды, государственный заказ “оборонке” - это ведь прерогатива исключительно федеральной власти. Военные сегодня должны краю десятки миллионов новых рублей за продукты питания. Почему мы должны выполнять свою работу, а центр - нет? Ведь Приморье, как бы ни было тяжело, регулярно и вовремя платит пенсии - это, кстати, сегодня делают только восемь субъектов федерации. Я еще раз подчеркиваю: правительство должно вспомнить о своих прямых обязанностях. Иначе может произойти катастрофа. Акции протеста - они происходят сегодня повсюду, это проблемы всей страны: посмотрите, восстала “оборонка” Нижнего Новгорода, Урала, шахтеры. Везде одно и то же: невыплата зарплаты, долги центра. Людей просто лишают возможности нормально жить. Именно с этими мыслями я поеду на Совет федерации. Нам нужно консолидировать усилия губернаторов и, сказав правду о ситуации в государстве, вместе с правительством выработать действительно эффективную программу по выходу из сложившейся ситуации.

Аграрная реформа и положение в сельском хозяйстве края

Сегодня совершенно не стоит заниматься вопросом о купле-продаже земли, о преимуществах и недостатках частной формы собственности на нее. Должна продаваться и покупаться земля или нет, это не главное. Главное - как на ней работать, какие налоги платить, какова стоимость техники, запчастей, горюче-смазочных материалов, куда сбывать продукцию. Вот о чем надо думать. И именно эти моменты должны стать содержанием аграрной реформы, о которой мы подчас так горячо спорим.

Что касается нынешней посевной кампании в Приморье, то мы ее очень неплохо провели. Результаты почти такие же, как в 1989 году, который в этом отношении был очень удачным. Так что, судя по всему, осенью будем с хорошим урожаем. И я благодарен тем руководителям, которые помогли селу с ГСМ, которые, по сути, не дали сорваться всей весенней посевной. Вообще у нас есть надежда на то, что приморское село будет нормально жить и работать, давать прекрасную, экологически чистую продукцию. Я недавно был в Лесозаводске, посмотрел хозяйство “Марковское” - прекрасное, современное предприятие. Так что поддерживать наших селян будем. Совместно с думой Приморского края постепенно примем законы, ограничивающие ввоз на территорию Приморья некачественных продуктов питания из других стран, в первую очередь - из соседнего Китая. Продовольственная политика - это ведь и вопрос нашей безопасности. К сожалению, в целом по стране этому вопросу сегодня уделяется явно недостаточное внимание.

О государственной политике в сфере образования и науки

То, что в правительстве возобладала точка зрения о необходимости сокращения расходов на науку и образование, - огромная беда. Порой создается впечатление, что идеи эти выдвигают либо необразованные люди, либо попросту вредители. Ведь те, кто ратует за применение подобных мер, не могут не понимать: сиюминутная экономическая выгода, будь то уменьшение бюджетного дефицита или что-то еще, уже завтра обернется невосполнимыми потерями для страны. Уедут за рубеж те, кто сегодня еще работает в науке, исчезнут уникальные научные школы. Что, правительство собирается поднимать экономику на морально и физически устаревших технологиях и неквалифицированных кадрах? Это же полный абсурд!

То же самое и с образованием. Атака на него уже началась. Пошло сокращение учебных мест в вузах края, уменьшение финансирования - это коснулось ДВГУ, ДВГТУ, ДВГМА. Уссурийскому высшему военному автомобильному училищу четкая задача поставлена - в 1998 году ни одного мальчишки не принимать. Да нам гордиться надо, что в Приморье столько институтов и университетов.

Наша позиция четкая: то, что предлагает правительство - неприемлемо. Идет фактическое уничтожение интеллектуального потенциала нации, преступление против государства. Поэтому сейчас администрация края, комитет по науке и высшей школе проводит конференции, заседания с ректорами - вместе работаем над программой действий, как спасти академическую и вузовскую науку хотя бы в масштабах региона. Считаю, что и краевая дума должна определить свою позицию. Потому как, повторю, ситуация в этой сфере очень и очень тревожная.

Но, как бы ни было трудно, мы будем помогать и науке, и образованию, и детским программам. Скажу так: все, что касается наших детей, нашего будущего - будем держать до последнего. Только в этом году мы построили в крае 11 школ. Буквально неделю назад открыли прекрасную школу в Кировском районе, в селе Большие Ключи. Это же большая радость, когда в сентябре наши ребятишки придут учиться в новое, современное здание. 9 миллионов новых рублей краевая администрация потратит на летний отдых и оздоровление детей. Согласитесь, это немало. 130 тысяч детей смогут отдохнуть и поправить здоровье. Так что летнюю оздоровительную кампанию мы не сорвем, деньги на нее будут. В конце концов, политика, экономика, проблемы - пусть останется между нами, взрослыми, а малышня пусть радуется детству.

О ситуации в краевой думе

Дума работоспособна - и руководитель, и депутаты. Я считаю, что вокруг Сергея Александровича Дудника может объединиться здоровое ядро депутатского корпуса. Те, кто пришел в думу не взрывать ситуацию разного рода демаршами, а принимать законы. Их очень много, и они нужны краю. Но нужна и более тщательная проработка законопроектов. Вот приняли недавно закон о цветных металлах, а губернатор его не подписал: юристы нашли в нем ряд серьезных расхождений с действующим федеральным законодательством. Так что политики здесь никакой нет - только необходимость соблюдения правовых норм.

О 60-летии хасанских событий

Мы написали письмо в Государственную думу, много поработали наши депутаты Горячева, Гришуков, Большаков. По этому поводу вышло постановление Госдумы, в котором правительству предписано выделить соответствующие средства. Но, судя по всему, ни рубля из центра мы не получим. И все равно эту дату мы в Приморье отмечать будем. Пусть даже скромно, но будем. Хасан - это ведь символ нашего края, это наша история. Вспомните, какую битву за нашу землю выстояли мы в последние годы. Выстояли и сохранили российскую землю, которую некоторые деятели в Москве упорно пытались отдать нашим соседям. Сколько сил ушло на то, чтобы доказать преступность выполнения соглашения о демаркации границы с Китаем в том виде, в каком оно было совершено в 1991 году. Думаю, приморцы вправе сказать: дело отцов и дедов, защищавших 60 лет назад хасанскую землю, мы не предали. И наш долг сегодня - еще раз вспомнить эти события, отдать дань уважения их участникам.