Белоброва из племени мастодонтов

Зачем ей дарили колготки, почему она не стала учить украинский и как исчезла из списка «Форбс»

19 апр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4117 (56) от 19 апр. 2017

Заслуженная артистка России Лариса Белоброва прилетала в горячо ею любимый, но все же уже чуть-чуть далекий Владивосток лишь на несколько дней. Она вышла на сцену театра имени Горького в лучших своих ролях: Цейтл в «Поминальной молитве», великая княжна Татьяна в «Tovarich». Как обычно, встретилась с друзьями. А еще стала гостем проекта «Приглашенный спикер», где пообщалась со студентами ВГУЭС и без прикрас и кокетства ответила на все их вопросы.

Как обычно, Лариса Дмитриевна была эмоциональна, ее ответы превращались в своего рода монологи, интересные и откровенные…

О провалах и любви

Буквально за пару дней до приезда Белобровой во Владивосток в театре имени Горького случился казус: сразу после премьеры был изъят из репертуара спектакль «Драки шахтеров с художниками из-за стюардесс». Увы, премьера провалилась…

– Для меня это большое недоумение, – призналась Лариса Дмитриевна. – Пьеса-то смешная и замечательная, в довлатовском стиле. Не скрою, мне хотелось, чтобы она шла у нас в театре, я ее порекомендовала к постановке, но окончательный выбор всегда делает главный режиссер, и он тоже одобрил пьесу. Ставил ее хороший режиссер. А вот спектакль не получился, как мне рассказали, сама я его не видела. Такое бывает, хотя и очень редко. А в нашем театре – вообще крайне редко. Но вот подчас случается…

А свой театр я люблю. Это моя семья, мой дом. Мне очень жаль, что сегодня, судя по всему, дело идет к договорной системе, когда не будет полноценных трупп, а будет собираться коллектив ради конкретного спектакля. Мы пока держимся, как те мастодонты, и будем держаться, я надеюсь. Потому что это непередаваемо – чувство коллектива, труппы, людей, которые работают вместе десятилетиями. А бродвейский вариант или вариант съемочной группы – собрались, сделали вместе проект, кто-то подружился, кто-то телефонами обменялся, и все, разошлись – совсем другое. И для другой истории, не о семье.

В нашем театре очень много достойных спектаклей. Это и «Поминальная молитва», и «Иванов», и «Tovarich». А «Крейсера»? Это же про нас, про Владивосток. Единственная в стране постановка романа Пикуля – уникальная вещь. Я не играю в ней, я в нашем театре мало играю, я здесь не живу. Но дело не в этом. А в том, что этот спектакль в уникальном решении Ефима Звеняцкого стал своего рода музеем старого Владивостока, в нем столько кадров и снимков старого города, что сердце замирает.

Или «Забыть Герострата?». Скажу честно, во время репетиций этого спектакля меня немного подташнивало, когда я смотрела опять же на кадры, которые Ефим Семенович пустил на заднике, на все эти драки в разных парламентах, на грязных политиков. И я понимала: то, о чем говорится в пьесе Горина, как никогда, актуально и сегодня. А мы, артисты, люди очень эмоциональные и уязвимые – с холодным носом и толстой кожей в такую профессию нельзя, вот и затрясло меня от всего увиденного. Я вообще советую сходить на этот спектакль тем, кто хочет пойти в политику, решать судьбы людей. Очень будет полезно.

Но в каком бы спектакле я ни играла, что бы я ни делала в театре, это всегда о любви. Я в театре работаю только в постановках про любовь или ее отсутствие. Для меня однозначно, что все преступления в мире и самые красивые поступки совершаются либо с ненавистью-нелюбовью, либо с любовью. И все.

Да, я люблю театр. Но в Москве на сцену не выхожу. Стараюсь больше времени уделять внукам, мужу, дочкам. Младшей скоро 16, надо дорожить каждым проведенным с нею днем, ведь понемногу она все дальше уходит в самостоятельную жизнь.

О харизме и секрете успеха

Вообще, вместо заявленной встречи-тренинга у Ларисы Белобровой получилась творческая встреча. Она успела в красках рассказать, как ее отец угощал самокрутками из ядреного, им же выращенного самосада юных актрис, а те закатывали глаза: «Какая забойная трава!» – чем насмешила студентов до слез. Успела ответить, что не принимает более участия в жизни кинофестиваля «Меридианы Тихого», но рада, что он стал частью культурной жизни края. Даже про «секрет красоты» ответила искренне.

– Все обычно: в определенном возрасте надо начать ходить к косметологу и покупать хорошую косметику, умно и аккуратно, без фанатизма и стремления к вечной молодости прибегать к легкой пластике. Не надо стремиться назад, к 18 годам, надо стареть красиво. А вообще, когда рядом с вами мужчина, которому все равно, есть у вас морщины или нет, который вас любит, никаких особых ухищрений и не понадобится. В моей жизни именно так.

Секрет успеха? Вот честно, не знаю, есть у меня успех или нет. Да, в театре люди аплодируют. Это, наверное, и есть успех актрисы.

Я в детстве мечтала «выступать». Брала стакан, становилась напротив чешской стенки, в которой было стекло сзади, смотрела туда, прижимала стакан, как микрофон, и пела. Иногда мы так с подружкой дуэтом выдавали. Родители меня поддерживали в стремлении стать актрисой, но всегда требовали хорошей учебы. Папа говорил: «Леля, учись, весь мир увидишь!» Так оно и случилось, театр открыл мне мир, именно с театром я впервые побывала в Чехии, Японии, США.

В школе я училась хорошо, без троек, ходила в цирковую студию, на гимнастику. Когда пришло время поступать, папа с мамой повезли меня в Харьков, где уже год учился в вузе брат. Мол, пусть ребенок под крылом у старшего учится, все ж под присмотром (как я, став матерью, со временем поняла это их желание!). Приехали мы, а в театральном вузе Харькова обязателен второй язык – украинский. Что ж, учить его за месяц? Мы и уехали.

Я поступала в институт искусств в родном Владивостоке. Первый раз не поступила, год отработала курьером на Дальзаводе. Ох, я там выдавала: походку вырабатывала – все документы, которые нужно было разнести, носила на голове, народ помирал со смеху… Потом поступила, выучилась и пришла работать в театр имени Горького, который как раз принял новый главреж – Ефим Звеняцкий. И стал для меня этот театр родным. Здесь мои дети выросли в гримерках, спали там, пока я играла, и памперсы им меняли те, кто не занят был на сцене (и ничего – прекрасными людьми выросли). Вот такая история карьеры…

Харизма как часть залога успеха? Хм… Мои дочери, знаете, все рослые – 178, 180, 176 см, словом, незаметными не останутся. Но я им всегда говорила: фактура фактурой, девочки, харизма харизмой, на вас, конечно, всегда обратят внимание, когда вы где-то появитесь. Но вопрос в том, захотят ли с вами общаться, когда вы откроете рот и начнете говорить. Поэтому учитесь – надо много знать, не бояться общения, все время искать в жизни что-то интересное, какое-то увлечение, а главное, надо любить людей! Вот тогда ты будешь человеком с настоящей харизмой.

О богатстве и списке «Форбс»

Зал ученого совета ВГУЭС, где проходила встреча, был заполнен до отказа. Даже вдоль стен стояли. Студенты слушали доброжелательно и с интересом, но без острых вопросов не обошлось.

– Что я почувствовала, когда не попала в очередной список «самых богатых женщин России», по версии журнала «Форбс»? Не знаю. Я как-то не думала, что должна что-то чувствовать по этому поводу. Это его список, «Форбса», его дела, не мои. Вы же понимаете, я никогда не была бизнесвумен, ой, нет, у меня же был салон красоты… Ну так вот, все понимают: мой муж – бизнесмен, он стал государственным человеком, поэтому вполне логично – перевел бизнес на мое имя. Если этого достаточно, чтобы считать меня самой богатой, ну пожалуйста. Я так никогда не считала.

Вообще, человек богат другим. Вот когда мы стали ездить на гастроли с театром, у меня знаете, как мир расширился! Знакомства, столько интереснейших людей, которые до сих пор живут в моей памяти. Они обогатили меня духовно, подарили столько вдохновения и энергии! Эти встречи – мой багаж, мое сокровище.

Были на гастролях и смешные истории. Первые наши гастроли проходили в Сакаиминато, в Японии. Тепло было, мы, молодые тогда девчонки, приехали в юбочках, в туфлях на босу ногу. А японки не понимали: русские девушки без колготок? Почему? Они такие бедные? И нам дарили эти колготки мешками, мешками…

Мы туда привезли спектакль «Биндюжник и Король». И однажды играли в небольшом зале, где от зрителей требовали снимать обувь на входе. И вот сидят в первом ряду милые японцы, шевелят пальцами босых ног. А мы поем: «Биндюжник! Босяк!» – косимся на эти пальцы и от хохота давимся…

Про выбор и трудный хлеб

Лариса Дмитриевна не скрывает своей религиозности, всегда спокойно рассказывает о том, как научилась жить, принимая волю Божью. По ее словам, она давно уже не задает себе вопрос: «Почему это случилось со мной?» Знает: на все Господня воля.

– Я считаю, что у человека всегда есть выбор, только надо четко понимать, что стоит за ним. Если ты всерьез думаешь: вот я на пять минут сойду с прямой дорожки, а потом снова вернусь и никогда так больше делать не буду, это самый большой самообман. Один раз свернул, второй, а потом уже и прямой дороги-то не видно.

Вот вам пример. Ефим Звеняцкий сумел в лихие 90-е, когда в России закрылось множество театров, сберечь труппу, театр, придумал «Шоу Ефима Звеняцкого», которым мы зарабатывали деньги и не стыдились этого, замечу. Он сделал выбор – пошел по трудной, но честной дороге, спас коллектив. При этом он никогда не опускался до пошлости, до открытой чернухи. И по сей день в театре живет именно этот принцип. И этим можно гордиться. Быть актером – трудный хлеб, но честный… Знаете, ни одна из моих дочек не пошла по моему пути, и я не настаивала никогда. Каждому свой путь.

Вообще, я научилась отпускать от себя детей, еще когда старшая уехала учиться в Москву. Я полгода с ума сходила, а потом сказала и ей, и себе: если я не перестану постоянно думать, где ты, с кем, что делаешь, я сойду с ума. Поэтому буду думать только о хорошем и молиться о тебе. И все будет хорошо.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ