Выучите три правильных глагола

Почему у современных детей очень высокий уровень социального пессимизма

22 март 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4101 (40) от 22 март 2017

По соцсетям бродит фейк, предупреждающий о массовом суициде подростков. Фейк – это фальшивка. На федеральных порталах даже появилось опровержение представителя администрации одного из регионов, который оценивает сообщение как «вброс для создания ажиотажа среди населения и нездоровой обстановки в обществе» и «убедительно просит не поддаваться провокациям и не распространять эти сообщения далее».

Но страна все равно в панике. На заседании Госдумы обсуждают информацию о том, что в прошлом году покончили с жизнью более 700 подростков, а Интернет кишмя кишит так называемыми группами смерти, которые подстрекают их к этому. Масштаб катастрофы подтверждает то, что способы остановить ее ищут уже на самых высоких уровнях. Депутаты планируют ужесточить наказание за склонение подростков к суицидам, в том числе через соцсети. Президент РФ поддержал инициативу.

Это мы проходили

То, что власти принимают подобные меры, можно только приветствовать. Однако основная доля ответственности за ребенка по-прежнему лежит на родителях. Такова правда жизни: поведение подростка, даже несмотря на возрастное буйство гормонов и информационную насыщенность окружающего пространства, – это результат нашего воспитания.

К слову об информационной насыщенности.

– Еще в студенчестве мне в руки попала книга «Очерки детской психиатрии», выпущенная в 1903 году, – рассказывает Анастасия Горохова, главный врач Приморской краевой детской психиатрической больницы. – В ней есть великолепная фраза о «мощном потоке информации, направленном на наших детей». Повторюсь: книга издана в 1903 году!

Давайте откровенно: что, не было несчастной любви в нашем школьном возрасте или наших родителей? Не было конфликтов отцов и детей? Не было проблем в школе? Все это было всегда! Как и суициды подростков. Вспомните популярный у молодежи фильм 1980 года «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Там есть такой эпизод: на угрозу главного героя совершить самоубийство из-за неразделенной любви жестокая девушка заявляет ему, что пошла бы с ним куда угодно, только если бы он действительно был способен совершить то, о чем говорит. В результате друзьям-одноклассникам с трудом удается остановить отчаявшегося парня. Фильм, к слову, получил Государственную премию РСФСР...

Проблемы эти вечные. И к информационному потоку наши дети подготовлены и более или менее удачно в нем адаптируются. Понятно, что спусковой механизм – призыв в соцсетях. Но не все же на него ведутся!

Причин вовлечения детей в группы смерти много, и они друг на друга наслаиваются: это и зависание в Интернете, и потеря контакта с родителями, и просто любопытство, когда ребенок включается в группу сначала из обычного интереса, а потом, уже попавшись на крючок, втягивается в игру полностью. Но самому порвать с ней или попросить помощи у родителей смелости не хватает. Особенно когда кураторы предупреждают: «Хочешь соскочить? Тогда мы сделаем плохо твоим родным!» Многие верят. Ну и, наконец, есть подростки, которые участвуют в игре демонстративно. Но и эта демонстрация не что иное, как крик о помощи. Значит, у ребенка проблемы – если не дома, то в школе.

Воспитывайте эмоции

– Основная проблема современных детей – в неразвитом эмоциональном интеллекте, с помощью которого ребенок может понять эмоции свои и окружающих, – уверена Анастасия Витальевна. – Мы запрещаем детям чувствовать. Замечали, как мамочки одергивают малышей на детских площадках: не плачь, не кричи, не шуми, не приставай?

Обратите внимание: мы сами перестали анализировать свои эмоции – отправляя эсэмэски или сообщения в WhatsApp, мы замещаем эмоции смайликами. Дети поступают так же. Только в отличие от нас у них нет базы, куда входят навыки общения, впечатления от сотен прочитанных книг, просмотренных пьес, картин и просто жизненного опыта. А те эмоции, которые они испытывают, играя в виртуальные игры, бродя по соцсетям, – не настоящие, а виртуальные эмоции, их можно, если что, тут же стереть, заменить на другие...

Причина неразвитого эмоционального интеллекта объясняется просто: мы рушим естественные этапы развития детей, загружая детский разум ненужными знаниями и предъявляя им завышенные требования. Мы радуемся, когда они в два года осваивают гаджеты, не умея при этом еще толком говорить.

– До семи лет у детей идет физическое развитие, – поясняет психиатр. – Я бы здесь провела параллель со строительством дома, в котором, по идее, нужно укреплять фундамент, а мы уже спешно кроем крышу, – считает Анастасия Горохова. – Вот зачем ребенку в три года нужны основы математики и иностранные языки?

Еще одна из причин – наша страсть к модным ныне образовательным программам, которые предлагают элитные детсады и курсы раннего развития. Лидирует среди прочих система Монтессори (слава богу, во многих садах от нее осталось одно название!). Если что, эта программа разработана для особых детей и заканчивает работать ровно тогда, когда они переходят на предметное школьное обучение. В итоге дети, занимавшиеся по этой программе, в пятом классе попадают к нам на прием просто потому, что они ничего в своей жизни не могут сделать без того, чтобы не получить эмоциональное одобрение. И они его получают. В Интернете.

В список причин врач добавляет и обесценивание духовности, потерю традиций. Почему в южных регионах страны, на Кавказе мы не видим такой суицидальной статистики? Потому что там социокультурные отношения другие. Там все еще сохранено уважительное отношение к уходу человека из жизни. Оно и в наших семьях до недавних пор сохранялось. Помните, когда старики готовили себе одежду «на похороны» – специально купленную, новую? Такими, казалось бы, простыми вещами отмечалось особое отношение к смерти, повышенная ответственность перед переходом в иной мир.

Особое место в этом перечне занимают виртуальные игры. Это тоже бомба замедленного действия. Слишком легко геймеры привыкли расставаться с жизнями в играх, зная, что их всегда можно восстановить, вернувшись на прежний уровень.

И, наконец, особенностью психологии подростков является то, что неудачу в одной области он распространяют на всю жизнь. В силу своего максимализма – у них так мозг устроен. Детей ведь в этих группах смерти цепляют за эмоциональную пустоту, за то, что в данный момент, кроме собеседника на сайте, им больше не к кому обратиться за поддержкой!

Попросите своего ребенка записать знакомые ему эмоции. И что вы увидите? Боль, злость, предательство, обида, в лучшем случае на пятом месте радость. Это результаты опросов реальных детей. А как же счастье, любовь, печаль, удовольствие? Полутона и вовсе пропадают. У современных детей очень высокий уровень социального пессимизма...

Обнимайте детей

Обратите внимание: в эти трагедии попадают дети психически здоровые, из благополучных семей, и практически не встречаются случаи суицида детей из маргинальных семей!

– Дети из неблагополучных семей эмоционально более развиты. В том числе и по причине, как ни странно это звучит, более естественного и правильного развития. Во всяком случае, на начальном этапе. Они двигаются вдоволь, и их в этом никто не ограничивает, не грузит с трех лет математикой и языками. А еще у них есть родительская любовь – нарочитая, ярко выраженная: известно, что у пьяных на определенном этапе бывают всплески чувств с объятиями и поцелуями. Такой ребенок, найдя в мусоре шоколадку, не будет помнить мусор, он будет помнить шоколадку. Лично я знаю очень много детей из семей алкоголиков, которые, став взрослыми и успешными, находили своих родителей на помойках, отмывали их и давали им достойную жизнь, – рассказывает Анастасия Горохова. – У них иные приоритеты – им бы выжить, поэтому они по-настоящему ценят жизнь. Еще им помогает держаться на плаву огромная ответственность. Не за результаты конкурсов или отличные оценки. Это ответственность, суть которой они рано осознают, за свою жизнь и жизнь родителей.

Это чистая правда. Пообщайтесь с социальными работниками из реабилитационных центров, они с удовольствием расскажут о том, как полученные на обед яблоки и конфеты дети из неблагополучных семей берегут, чтобы позже отдать их родителям – хотя бы так их подкормить. Разумеется, это ни в коем случае не призыв вести асоциальный образ жизни! А вот позаимствовать полезное у них стоит.

Поверьте, прежде чем сесть за написание этого материала, я выслушала много разных психологов и психотерапевтов. «Любите своих детей!» – советуют они практически хором. Но покажите мне тех родителей, которые не любят своего ребенка.

Может быть, не так любим? Вспомните, как часто за день мы обнимаем наших детей-подростков. Бывает, что ни разу. То-то и оно. Почему-то после определенного возраста мы считаем, что они уже взрослые для подобных нежностей. Но ведь даже взрослым порой без обнимашек не обойтись. Но те, слава богу, получают свою долю тактильных контактов от любящих людей. А что делать детям, которых вдруг почему-то перестала обнимать мама? Отсюда у них ощущение своей ненужности.

Между прочим, ученые давно доказали, что прикосновения уменьшают в организме количество кортизола – гормона стресса, устраняя напряжение и отправляя мозгу успокаивающие сигналы, сводя к минимуму чувство страха. Кроме того, объятия помогают избавиться от чувства одиночества, которое растет по мере того, как человек становится старше.

Поменяйте свою речь

– Мы проводили тестирование в одной из школ города, – Анастасия Витальевна кивает на увесистую стопку бумажных листов. – У меня здесь 800 анкет. Результаты: треть опрошенных в зоне риска!

Есть дети, которые пришли в этот мир уже с решением самовольно уйти из него. Есть дети, которые никогда не пойдут на этот шаг. А есть неопределившиеся – таких 90 процентов. Как понять, в какой группе твой ребенок? Нужно его чувствовать. Как чувствовать? Через общение.

Подросток плохо идет на контакт? Воспользуйтесь тремя глаголами: вижу, слышу, чувствую. Например: я вижу, ты расстроен, я слышу твой голос и понимаю, что у тебя что-то случилось, я чувствую, что с тобой что-то происходит. Каким-то из этих глаголов вы до него достучитесь! И он, пусть и не сразу, а через час, но расскажет о своей боли (только не надо тянуть из него слова клещами).

Чтобы вас понимали, воспринимали, поменяйте свою речь, советует психиатр. Представьте ситуацию: ваш ребенок влюбился и поделился с вами тем, что его любовь – без взаимности. Что мы обычно говорим? «Ой, да у тебя таких Маш (Кать, Вась, Петь и т.д.) еще навалом будет!» Катастрофическая ошибка! У них эти Маши и Пети здесь и сейчас, дети живут нынешним днем, а что будет когда-то, им неизвестно, да и будет ли...

Поэтому обсуждайте с ребенком проблему, не забывая о местоимении «я» и о подтверждении его чувств: «Я знаю, насколько это для тебя важно, я представляю, как и что ты переживаешь». И дальше – те слова, которые вы хотите ему сказать.

Скорая помощь

Однако, говорит доктор Горохова, это все профилактика. На что конкретно нужно обращать внимание, чтобы предотвратить трагедию?

На то, как ребенок встает. Если он лег в нормальное время, а встал невыспавшимся, может быть, его будят посреди ночи?

На то, что ребенок вдруг резко стал приводить свои дела в порядок или, наоборот, ко всему потерял интерес.

На то, что он ходит в рубашке с длинными рукавами и в штанах даже дома. Обязательно найдите способ непрямого сбора информации, например, организуйте УЗИ и попросите врача посмотреть, есть ли у ребенка порезы.

Найдите возможность выяснить, чем наполнены его страницы в социальных сетях. 

Автор: Анжелина ШИЛАН