Когда человек человеку – конкурент

Почему история из провинциальной жизни, созданная полвека назад, до сих пор не утратила актуальности

22 март 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4101 (40) от 22 март 2017
cd9ca2e484e735d481ac031c2639fca8.jpg

Чулимск – городишко, каких, как известно, в России хоть ведром черпай. Как там классик писал? Хоть сто дней скачи, ни до одной границы не доскачешь. Так и есть. Маленький городок, тихий, сонный – кажется, из советского времени в нынешнее он не перешел, а переполз: ничего, считай, не изменилось. Казалось бы, и что в таком городишке может случиться? А меж тем страсти и беды человеческие-то повсюду одинаковые. И любят, страдают, верят и предают в Чулимске так же, как и везде...

Премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова, написанной им в 1971-м, состоится 24 и 25 марта, в преддверии Международного дня театра, на сцене Приморского краевого академического театра имени Горького. Это первая из целой серии постановок, которой театр решил отметить свой праздник.

Над спектаклем «Прошлым летом в Чулимске» художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий пригласил поработать Виктора Бусаренко, главного режиссера Приморского театра кукол.

– Как только прозвучало название «Прошлым летом в Чулимске», я с восторгом согласился, – рассказывает Виктор Бусаренко. – Ведь у меня с пьесой особые отношения: 40 лет тому назад спектакль по этому произведению Вампилова стал моим режиссерским дебютом, он прошел на сцене Театра юного зрителя. И вернуться к пьесе «Прошлым летом в Чулимске» снова, прочесть ее чуть иначе было очень интересно. Кроме того, хотелось поработать в жанре русского психологического театра, уходящего корнями в творчество великих русских классиков. Вместе с актерами, разбирая пьесу, мы нашли аллюзии и цитаты из Чехова, Лермонтова, Пушкина, Достоевского...

– Виктор Васильевич, в этом году пьесы Вампилова ставят многие театры Владивостока. Вот совсем недавно, например, театр ТОФ показал «Утиную охоту». Его пьесы и по сей день настолько актуальны?

– Ну, во-первых, в этом году отмечается 80-летие Александра Вампилова, кроме того, он погиб 45 лет назад, вот так сошлись в 2017-м две даты его биографии.

Но главное в другом: пьесы Вампилова, в отличие от работ многих его современников-драматургов, остаются сегодня актуальными и будут оставаться таковыми еще долго. Так же, как потрясающе актуальными остаются чеховские произведения...

Вампилов всегда брался за долгосрочные проблемы и конфликты, которые за прошедшие с того времени, когда он работал, 50 лет не исчезли из нашей жизни. Более того, что касается пьесы «Прошлым летом в Чулимске», то основной конфликт и сверхзадача пьесы сегодня даже больше актуальны, чем в то время, когда она была написана. К большому сожалению...

Вместе с актерами еще в начале работы над спектаклем мы определили основной конфликт в пьесе и постановке как «борьба за человеческое в человеке». И вот совсем недавно, перечитывая записные книжки Александра Вампилова, я нашел эту самую формулу. В одной из записей Вампилов обозначает главную цель своей жизни, своего творчества, ту самую сверхзадачу – хранить и приумножить человеческое в человеке. Меня это чрезвычайно вдохновило!

– Чем же так актуальна история, рассказанная в пьесе?

– Увы, именно сегодня идет расчеловечивание людей, уровень хамства, жестокости, агрессивности достиг в нашем обществе запредельных величин. Более того, если раньше хотя бы на официальном уровне декларировалось, что человек человеку друг, товарищ и брат, то сегодня человек человеку лишь конкурент. Достаточно включить телевизор и посмотреть любое ток-шоу, где люди доходят до вершин низости, цинизма и пошлости в открытом эфире.

Так что сегодня пьеса, которая показывает, что может быть с людьми, если они начинают жить, поставив во главу угла свой эгоизм, очень актуальна. Отступление от своих принципов может грозно аукнуться.

И к тому же Чулимск... Разве делись куда-то из нашей жизни такие Чулимски? Нет! Они такими и остались. Ну разве что мобильные телефоны появились да глухие железные заборы выросли вокруг домов вместо хлипких деревянных. А по сути все то же самое. Вот потому мы и не стали сильно осовременивать пьесу, лишь перенесли действие в нулевые годы. Мне не хотелось ставить «советское ретро», чтобы зритель сказал: это было тогда, сейчас все по-другому. Нет! Сегодня ничего не изменилось.

Поэтому на сцене нет никакой архаики, да и в тексте пьесы нам пришлось заменить буквально несколько реплик. Ну и одного из персонажей, Мечеткина, я перевел из бухгалтеров в делового человека. Вообще, этот герой у Вампилова был традиционно комедийным, а у нас приобретает некую лирическую нагрузку, он не скучный зануда, у него своя боль в душе.

– Как известно, у этой пьесы два финала. Какой вы выбрали?

– Мы отказались от финала, в котором главная героиня кончает жизнь самоубийством. Между прочим, сам Вампилов тоже счел в свое время его неудачным и написал другой. Я считаю, что это правильно.

– Виктор Васильевич, в спектакле заняты как мэтры (например народный артист России Владимир Сергияков), так и молодые актеры...

– Да, и выбирая актеров, я советовался с Ефимом Семеновичем, поскольку он лучше знает возможности труппы. Мне кажется, что состав очень удачный: Зинаида – Ольга Налитова, Анна – Яна Мялк, Валентина – Елена Пономаренко, Павел – Константин Суворин, эвенк Илья – Владимир Сергияков, Мечеткин – Денис Неделько, Шаманов – Леонид Смагин, Дергачев – Сергей Миллер, отец Валентины – Сергей Симоненко. У нас получился сильный и яркий ансамбль. Вместе с актерами мы определили жанр спектакля как «провинциальный романс» и постарались выдержать его. Романс – это некий лиризм, флер воспоминаний, меланхоличность, пронзительность, нежность. А хороший романс западает в душу надолго.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ