Край медуз, клеща и тайфунов

Владивосток - туманный ветреный порт, разбросавший свои красоты по сопкам. Немного похож на Сан-Франциско. Здесь сумасшедшее движение, обшарпанные старые дома, нет урн и туалетов, а одна сувенирная булавка стоит 7 долларов (да-да, здесь безумные цены!), полно бандитов и профессиональных проституток. Люди хорошо одеты и добры, но не улыбаются. Здесь можно купить прекрасные картины и насладиться концертами классической музыки. Таким видится Владивосток приезжающим за русской экзотикой иностранцам.

19 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №41 от 19 дек. 1996

 Владивосток - туманный ветреный порт, разбросавший свои красоты по сопкам. Немного похож на Сан-Франциско. Здесь сумасшедшее движение, обшарпанные старые дома, нет урн и туалетов, а одна сувенирная булавка стоит 7 долларов (да-да, здесь безумные цены!), полно бандитов и профессиональных проституток. Люди хорошо одеты и добры, но не улыбаются. Здесь можно купить прекрасные картины и насладиться концертами классической музыки. Таким видится Владивосток приезжающим за русской экзотикой иностранцам.

Владивосток - туманный ветреный порт, разбросавший свои красоты по сопкам. Немного похож на Сан-Франциско. Здесь сумасшедшее движение, обшарпанные старые дома, нет урн и туалетов, а одна сувенирная булавка стоит 7 долларов (да-да, здесь безумные цены!), полно бандитов и профессиональных проституток. Люди хорошо одеты и добры, но не улыбаются. Здесь можно купить прекрасные картины и насладиться концертами классической музыки. Таким видится Владивосток приезжающим за русской экзотикой иностранцам.

В начале 90-х город переживал нашествие иностранных туристов. Объяснялся подобный интерес просто: в 1991 году закрытый город Владивосток был открыт для посещения. На Корабельной набережной иностранцы превращались в соляные столбы, видя так близко запретные русские военные корабли. Тогда же они открывали для себя матрешек и пельмени. Сегодня владивостокские турфирмы признают: поток иностранных туристов медленно, но верно иссякает.

Причин много: политическая, экономическая и социальная нестабильность, невысокий уровень обслуживания. Но главное, наверное, не в этом: нет уникального предложения, не найдена изюминка, способная потрясти и заставить сюда вернуться. Судите сами - вот стандартный набор предлагаемых иностранцам экскурсий: обзорная экскурсия по городу, заезд на видовые площадки, посещение океанариума и дельфинария, музея “Подводная лодка С-56” и музея им. В. Арсеньева, экскурсия “Русский сувенир”. У разных турфирм могут быть небольшие дополнения, но, как точно заметила Наталья Калачинская, директор “Гавань-Турцентра”, “ради подводной лодки сюда возвращаться не будешь”. Тем более что русская экзотика обходится иностранцам отнюдь не дешево: один день пребывания в гостинице японцу обойдется в 150 долларов, а американцу в 100 (более дорогие гостиницы их не устраивают), плюс расходы на дорогу. Получается довольно внушительная сумма.

Так кто же к нам едет и зачем? В основном японцы и китайцы (речь идет только о туристах, не о “челноках”), корейцев приезжает мало. Для Юго-Востока мы ближайшая европейская страна, и они сюда едут знакомиться с европейской культурой. Хотя японцев музей им. Арсеньева откровенно утомляет. Больше всего их привлекают секс-туры (эта индустрия работает у нас без перебоев) и шопинг. Но тут они в ожиданиях несколько обманываются, так как и им свойственно желание купить что-то качественное и по низкой цене. Бывает, правда, покупают дорогие шубы, драгоценности, но в основной своей массе удовлетворяются простенькими сувенирами. Для японцев сейчас “Гавань-Турцентр” разрабатывает специальные маршруты по местам, связанным с историей японского народа.

Китайские туристы достаточно требовательны, живо интересуются историей города, ходят в нашу церковь. Корейцы с удовольствием ездят на морской базар, любят смотреть на рыбу и креветок.

Пик туристического сезона приходится на июль-август, дальше идет спад. Летом экскурсионная программа гораздо разнообразнее: устраиваются прогулки на катере по акваториям, выезды на острова.

Помимо жителей Юго-Востока иногда к нам заглядывают американцы и немцы. По словам начальника коммерческого отдела “Акфестурцентра” Михаила Гарусова, западные немцы довольно неприхотливы, и они самые лучшие экскурсанты - всем интересуются. Устраивала турфирма индивидуальные туры (самые дорогие) для датчанина, француза и голландца. С голландцем в городе курьез приключился: отправился он самостоятельно изучать достопримечательности, а одет был, прямо скажем, не “от кутюр”, по этой причине был задержан нарядом милиции - те его приняли за местного бомжа.

Американских туристов сегодня в городе нет, есть лишь визитеры-бизнесмены, приехавшие исключительно с деловыми целями. Вообще американцев интересуют в первую очередь русская культура и все национальное: музеи, концерты, выставки, галереи - они благодарные зрители, и в городе появились места, куда им нравится заглядывать. В последнее время американцы охотно покупают и вывозят картины наших художников. Для них и для европейских туристов турфирмы делают экзотические туры: дикая природа, баня, охота, рыбалка.

И вот здесь следует остановиться. Уж если нет у нас в городе особых архитектурных красот, Домского собора и русского Монмартра, может, стать “изюминкой” претендует хороший, обустроенный, комфортный таежный туризм? К сожалению, немцы признаются, что им дешевле охотиться в баварских лесах.

Между тем Ларри Стамппу, американскому эксперту-консультанту Международного корпуса экспертов по туризму, достался кусочек русской экзотики: он был поражен, увидев впервые в жизни по дороге на охотничью базу следы тигра. Ларри сказал, что запомнит это на всю жизнь.

“У нас нет хороших буклетов, фильмов, их изготовление обходится очень дорого, небогатые турфирмы просто не могут себе этого позволить, - говорит Ирина Ярцева, директор бюро международного молодежного туризма “Спутник”. - Мы не ощущаем никакой государственной поддержки. Так, в некоторых странах турфирмы, занимающиеся въездным туризмом, освобождаются от налогов. У нас налогами давят. Да и других проблем хватает. Я уже не говорю об отсутствии туалетов в городе, порой мы вынуждены ездить по ресторанам, договариваться, чтобы наших туристов пускали в туалет. Сами покупали урны: хотелось приблизить наш сервис к международному стандарту”...

Вместо заключения. На семинаре, который проводил Ларри Стампп для владивостокских турфирм, он привел пример, как маленький городок в Америке, пострадавший от наводнения в самый разгар туристического сезона, сумел извлечь из этого прибыль и увеличить поток туристов. И тут представители турфирм оживились, вспомнив, что Владивосток периодически заливает, штормит, рядом трясет, а еще у нас есть медузы, энцефалитный клещ и тигры. Вот такая русская экзотика.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, “Владивосток”