Общественники усомнились в доступности медпомощи для стариков

Ежегодное число посещений врача пожилыми людьми сократилось на четверть. При этом количество стариков, которые оказываются в стационаре, напротив, выросло на 7,5 %. К такому выводу пришли эксперты фонда независимого мониторинга «Здоровье», проанализировав данные Росстата.

21 февр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4086 (25) от 21 февр. 2017

Директор фонда, член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов считает, что сложившаяся ситуация стала следствием оптимизации сети медицинских учреждений. Часть поликлиник и больниц была ликвидирована без учета возрастного состава населения и транспортной инфраструктуры.

– До медицинских учреждений пожилым людям часто просто не под силу добраться, врачи-специалисты принимают далеко от дома. В результате заболевания выявляются несвоевременно и в более запущенной форме, когда амбулаторное лечение не помогает. Поэтому требуется госпитализация с оказанием специализированной, более дорогой медпомощи, – рассказал газете «Известия» Эдуард Гаврилов.

Отметим, что в ходе проверки Счетной палаты РФ в 2014 году выяснилось: 17,5 тыс. населенных пунктов в России не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км до ближайшего врача. При этом объем платных медуслуг в том же году вырос более чем на 20 %.

– Доступность медицинской помощи в России серьезно снижается. Пожилые люди не могут сами дойти до врача или не хотят сидеть в очередях, которые сохраняются, несмотря на запись. При этом у них нет возможности оплатить медуслуги. Поэтому все больше стариков попадают в больницы уже в тяжелом состоянии, – подтверждает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

Однако главный гериатр Минздрава, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Ольга Ткачева уверена, что рост госпитализаций говорит о повышении доступности медицинской помощи для пожилых. Им оказывается любая специализированная и высокотехнологичная помощь в любом государственном лечебном учреждении страны.

– В настоящее время доля пожилых пациентов среди госпитализированных больных достаточно высока и составляет 32 %. При этом значительно увеличивается количество оперативных, в том числе высокотехнологичных вмешательств (с 24 % в 2011 году до 29 % в 2015-м). Возможность подготовить пациента любого возраста к самой сложной операции появилась благодаря повышению качества медицинской помощи, – считает Ольга Ткачева.

Она отметила, что в 2016 году продолжительность жизни в стране достигла исторического максимума и составила 71,4 года.

– Пожилых людей становится больше, но вместе с тем мы не видим каких-либо специальных мер для поддержания активного и здорового долголетия у россиян, – высказал свою точку зрения Эдуард Гаврилов.

Он отметил, что для сохранения качества жизни и трудоспособности пожилых людей Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует регулярно проводить их полную диспансеризацию и создавать медицинские службы рядом с местами их проживания. Но такие мероприятия не предусмотрены в принятой в феврале прошлого года Стратегии действий в интересах старшего поколения в РФ до 2025 года.

По данным фонда «Здоровье», в 2015 году из 36 млн пожилых людей профилактические медицинские осмотры прошли только 6,1 млн (16,9 %). В то время как норматив по охвату населения диспансеризацией составлял 23 %.

Статистика главного гериатра

Минздрава еще скромней. По словам Ольги Ткачевой, диспансеризацию ежегодно проходит около 5,5 млн пожилых людей (25 % от общего числа прошедших диспансеризацию).

Ольга Ткачева рассказала «Известиям», что в рамках Стратегии действий в интересах старшего поколения в стране создается единая гериатрическая служба. Она предполагает взаимодействие Минздрава и Минтруда и направлена на то, чтобы максимальный объем медико-социальной помощи пожилым людям оказывался по месту жительства.

– Планируется, что при выписке пациента из стационара информация о нем будет передаваться участковому врачу и социальному работнику. Таким образом человек попадет под долговременное наблюдение, – объяснила Ольга Ткачева.

Такая же схема будет работать и в случае, если при диспансеризации у пожилого человека выявится патология.

Одновременно с развитием помощи по месту жительства в государственных многопрофильных больницах создаются гериатрические отделения, где оказывается помощь людям, которые в силу возраста страдают сразу от нескольких заболеваний. А в районных поликлиниках открываются гериатрические кабинеты. Отметим, что, по данным фонда «Здоровье», в 2015 году в России работало всего 122 таких кабинета.

– В соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю гериатрия у нас должен быть один гериатр на 20 тыс. населения. Мы не можем достичь этого результата за один день, но движемся к нему стремительно, – сказала Ольга Ткачева.

Александр Саверский согласен с тем, что меры, предусмотренные стратегией, в перспективе могут сделать медицинскую помощь более доступной для стариков. Однако, по его мнению, есть опасность подмены необходимой врачебной помощи сестринским уходом.

– Сейчас мало кто из врачей знает, что такое гериатрическая помощь. Мы рискуем оказаться в положении, когда вместо врача на дом к пожилым людям будут ходить медсестры, которые могут вовремя не заметить серьезное заболевание, – опасается Александр Саверский. 

Автор: Евгений СИДОРОВ