Ученые дали урок

В лаборатории академических институтов запустили школьников

14 февр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4082 (21) от 14 февр. 2017
17235499cfb853d0cdb4b4ce4276e4c9.jpg

Почему моря соленые, как работают спутники, а роботы исследуют морское дно, как быстро провести ДНК-тест и еще о многом другом рассказали школьникам на прошедшем во Владивостоке «Дне открытых лабораторий».

Именно такое название носит праздник, посвященный Дню науки, который отмечают по всей стране 8 февраля. В приморской столице познавательные мероприятия для учеников организовали молодые ученые Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН).

Детям дали возможность посетить обычно закрытые от посторонних корпуса ДВО РАН, где их ждали более 30 лекций, экскурсий, мастер-классов. Приглашали ребят из всех уголков края, однако приехать смогли лишь школьники Большого Камня и села Воздвиженка. Вместе с учениками из Владивостока всего посетить храмы науки собралось более ста подростков.

От морского дна до космоса

В мероприятиях «ученого дня» приняли участие десять научных организаций ДВО РАН, среди них Тихоокеанский институт биоорганической химии имени академика Елякова, Дальневосточный геологический институт, Институт химии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока и другие.

Наибольший интерес современные дети проявили к робототехнике. Чудеса науки, выразившейся в технике, продемонстрировал Институт автоматики и процессов управления (ИАПУ). Посмотреть, как работает 3D-принтер и каким образом роботы исследуют морское дно, выразили желание большинство юных экскурсантов.

Одна из групп школьников, оккупировавших лаборатории ИАПУ, оказалась из села Воздвиженка. Как они рассказали, чтобы эта экскурсия состоялась, их родителями пришлось взять на себя все транспортные расходы.

– Дети очень хотели посетить академию наук, посмотреть, в каких условиях трудятся ученые, чем занимаются, узнать какие-то необыкновенные научные факты, своими руками потрогать новейшие изобретения, – объясняет Анна Иванова – учитель, сопровождавший ребят из села Воздвиженка. – Однако школьного автобуса у нас нет, пришлось собирать деньги с родителей и заказывать транспорт в частной компании. Хорошо, что желающих было много, экскурсия получилась бюджетной. Чтобы не толпиться всем на одном мастер-классе, мы разделились на группы. Часть ребят пришла сюда, а остальные отправились на лекцию по нанотехнологиям.

Аспирант лаборатории технических систем ИАПУ Александр Новицкий продемонстрировал работу подводного беспилотного аппарата. Конечно, в океан робота не пустили, пришлось ему показывать свои возможности в бочке с водой. Но школяров ограниченные рамки водного пространства не смутили, они с удовольствием наблюдали за изобретением и попутно слушали лекцию ученого.

– Попытался вкратце обрисовать общие тенденции развития робототехники, как устроены умные машины, в каких сферах науки их применяют, – объясняет Александр Новицкий. – Сейчас робототехника активно популяризируется, открываются специализированные кружки и секции, проводятся различные соревнования. Видно, что школьники живо интересуются этой областью науки, они задавали конкретные, грамотно сформулированные вопросы. К слову, некоторые из них и сами занимаются изобретательством и получают неплохие для их возраста результаты.

Получив ответы на все свои вопросы, школьники полюбопытствовали у аспиранта, как устроиться на работу в научное учреждение. А вот какова заработная плата научного сотрудника, тактично решили не уточнять.

В завершение встречи, к полному восторгу школяров, им дали возможность управлять роботом. Столько внимания подводник-автомат, наверное, никогда не получал с момента своего изобретения.

Еще один мастер-класс от сотрудников Института автоматики и процессов управления был посвящен спутниковому мониторингу. С помощью современной техники ученые могут следить за многими процессами, происходящими в Мировом океане. Эти исследования востребованы во многих отраслях народного хозяйства: морском транспорте, рыбопромысловой отрасли, геологии и многих других.

Могут ли мандарины заменить батарейку

В других научных корпусах в это время тоже кипела просветительская работа. Например, в Дальневосточном геологическом институте гостям рассказывали о последствиях изменения климата Земли и запасах воды на планете. Особенно юных геологов интересовало, можно ли создать воду искусственно, почему океаны и моря соленые, можно ли обойтись опресненной водой, если иссякнут источники пресной воды на Земле.

Затем детям предложили поиграть в интерактивные игры «Что? Где? Когда?» и «Геологическое лото» и посетить с экскурсией геолого-минералогический музей ДВО РАН. Ребята узнали, какие минералы они, сами того не подозревая, используют в своей повседневной жизни, из чего состоят наждачная бумага, спички и простые карандаши, для чего в часах кварц и из каких камней производят натуральные красители.

В Институте химии шли опыты. К всеобщему удивлению, пробирок с реактивами на столах ученых не было совсем, вместо них – сложное испытательное оборудование. Школьникам показали, как получают масла для двигателей внутреннего сгорания, также ребята смогли рассмотреть уникальную и единственную на территории Дальнего Востока установку – генератор фтора, который позволяет получить чистый фтор в газообразном состоянии.

Однако наибольший интерес у ребят вызвали опыты, связанные с аккумуляторами энергии – источниками питания ноутбуков, смартфонов и других устройств. Ученые рассказали, почему взрываются популярные модели телефонов и как несколько долек мандаринов и проволока способны заменить батарейку.

– Мы старались выбрать такие темы лекций, которые были бы действительно интересны школьникам, – рассказывает заместитель председателя Совета молодых ученых ДВО РАН Денис Опра. – Уже не первый год наш совет организует День науки, потому что мы видим, какая отдача идет, насколько детям интересна наша работа. Ребята живо всем интересуются, стараются поучаствовать в опытах, потрогать все, до чего могут добраться, – от роботов до оборудования. Мы, в свою очередь, рады удовлетворить их любопытство и зажечь интерес в их глазах.

Как объяснили сами школьники, возможностей побывать в академии наук не так много, к тому же такая экскурсия очень полезна в плане профориентации.

– Сегодня мы узнали много о том, как получают покрытия, защищающие металлы от коррозии, из каких материалов и предметов можно получить энергию и многое другое, – делится впечатлениями ученица одной из школ Большого Камня Дарья Толстикова. – Хоть на экскурсию вместе с дорогой пришлось потратить целый день, я ни на минуту не пожалела, что поехала. Здесь очень интересно.

Завуч по воспитательной работе большекаменской школы Светлана Валерьевна отметила, что на День науки в ДВО РАН хотело попасть намного больше ребят, чем смог уместить школьный автобус. В следующий раз они постараются взять всех, кто интересуется наукой и собирается поступать в профильные вузы.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА