Пора начать беречь энергоресурсы

Анализ состояния энергетики Приморья сегодня, к сожалению, не внушает оптимизма. Стоимость электрической и тепловой энергии от энергосистемы превышает среднемировую, ограничения и отключения стали привычными. Несмотря на усилия администрации края стабилизировать обстановку, энергопредприятия постоянно лихорадит, многие из них находятся в перманентном предзабастовочном состоянии. При том, что есть проблема неплатежей, в то же время от самой энергосистемы не прозвучало четких предложений по снижению тарифов. Значит, у наc нет оснований надеяться на чудо - энергия в Приморье в обозримом будущем будет дорогая.

1 июль 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №406 от 1 июль 1998

Анализ состояния энергетики Приморья сегодня, к сожалению, не внушает оптимизма. Стоимость электрической и тепловой энергии от энергосистемы превышает среднемировую, ограничения и отключения стали привычными. Несмотря на усилия администрации края стабилизировать обстановку, энергопредприятия постоянно лихорадит, многие из них находятся в перманентном предзабастовочном состоянии. При том, что есть проблема неплатежей, в то же время от самой энергосистемы не прозвучало четких предложений по снижению тарифов. Значит, у наc нет оснований надеяться на чудо - энергия в Приморье в обозримом будущем будет дорогая.

Надо привыкать и к тому, что энергия (тепловая и электрическая) - товар ценный, а потому и дорогой. А потому - надо его рачительно использовать. Всем. И промышленным предприятиям, и населению. Здесь мы полностью солидарны с руководителем “Дальэнерго” о положительном влиянии высокого тарифа на процесс активизации работ по энергосбережению. Можно утверждать, что повышение эффективности использования энергии является необходимой составляющей комплексного решения практически всех экономических проблем края. На ближайшую перспективу планомерная политика по энергоснабжению позволит отказаться от наращивания потребления и производства энергии или, по меньшей мере, резко сократить масштабы такого наращивания. Мировая энергетическая практика давно занята этой проблемой, рост валового продукта у всех развитых стран значительно опережает рост энергопотребления на его производство. Надо осознать неприятную для нас реальность - Россия тратит на единицу национального продукта энергоносителей в 2-3 раза больше, чем развитые страны. Это обстоятельство и является одной из основных причин того, что продукция таких промышленных гигантов края, как Ярославский ГОК, “Бор”, Спасский цемзавод и др., не выдерживает конкуренции на мировом рынке. В связи с этим надо приветствовать поддержку губернатором края работ по оценке потенциала энергосбережения на Ярославском ГОКе.

Руководители администраций районов и городов края после выхода закона о местном самоуправлении столкнулись с заметным ростом доли затрат на энергоносители в структуре своих бюджетов, но не знают, что следует предпринять в этой ситуации.

Недостаток собственного опыта на фоне нехватки информации о том, что делается на других предприятиях края, в регионах России, в других странах, ограниченность знаний о состоянии рынка энергоэффективного оборудования, который в последние годы очень динамично меняется, приводят к выбору далеко не самых лучших технических решений. Поэтому информационные барьеры на пути энергосбережения не менее значимы, чем финансовые или технические.

Сказать, что статистическая отчетность в сфере энергопотребления по краю оставляет желать лучшего, - ничего не сказать. Даже специалистам Госэнергонадзора такую информацию приходится добывать! В условиях перехода к рынку необходима более систематизированная и надежная информация по энергопотреблению по секторам, отраслям промышленности, процессам и типам технологий и оборудования. Без такой информации невозможно грамотно определить тарифы на тепло и электроэнергию и реакцию потребителей на их изменение. Наш край должен иметь “Энергетический ежегодник”. Во многих регионах России начата работа по созданию собственных баз данных энергоэффективных технологий. В целях избежания непродуктивного дублирования необходимо наладить межрегиональное сотрудничество по инвентаризации таких технологий.

Вероятно, не существует организационное решение по вопросам энергоснабжения, приемлемое для разных регионов России без учета местных условий. Если бы оно было, его непременно представили бы в законе РФ “Об энергоснабжении” или в других последующих постановлениях правительства. В указе президента РФ “Об энергетической стратегии” отмечено, что энергетическая политика РФ предусматривает “сосредоточение основной работы по использованию потенциала энергосбережения в регионах”. Это дает нам свободу действий в работе по энергоснабжению, однако не оставляет больших надежд на получение средств из федерального бюджета для решения своих проблем. Итак, спасение утопающих - дело рук самих утопающих!

Первый ключевой момент - необходимо безотлагательно создавать Приморский центр энергосбережения. Край обладает инициативными коллективами, способными решать проблемы энергосбережения по различным направлениям: техника, образование, пропаганда и т. п. Основная проблема - организационно-финансовая. Создание центра позволит рационально задействовать существующий кадровый потенциал, оборудование лабораторий вузов, научно-исследовательских и проектных учреждений в тесном взаимодействии с органами Госэнергонадзора. Организация центров (отделов, агентств и пр.) по энергосбережению в составе администрации края и крупных городов и сопутствующее этому неизбежное увеличение аппарата при функционировании Госэнергонадзора в нынешнем его виде, по нашему мнению, не оправданы. Одной из основных функций энергонадзора, делегированных ему правительством России, и является контроль за рациональным использованием энергоресурсов. Необходимо уточнить и конкретизировать эту функцию на региональном уровне, увязать с деятельностью других организаций с учетом местной специфики и узаконить через думу или постановления администрации края.

Второй ключевой момент - финансовый. Зажатые ценовыми тисками на энергоносители промышленные предприятия даже в условиях жесточайших финансовых ограничений все же постепенно разворачиваются в сторону энергосбережения. Однако большинство из них не могут найти относительно небольшие свободные средства на реализацию энергосберегающих проектов. Учитывая это, финансирование программ по энергоснабжению можно производить из средств специальных фондов. В некоторых случаях в форме финансового лизинга. Но для этого надо такой фонд организовать и не дать растащить его по мелким кусочкам. Но и это еще половина вопроса.

Третий ключевой момент - налоговый климат для деятельности, связанной с энергосберегающими проектами. Можно привести первый положительный пример в этом роде - закон Приморского края “Об инвестиционной деятельности”. Однако до повышения эффективности использования энергоресурсов как социально поощряемого вида деятельности в краевом экономическом законодательстве очередь еще не дошла. А уже пора.

К первоочередным технологическим направлениям деятельности центра “энергосбережение” можно отнести:

- обеспечение учета, контроля и регулирования расхода топлива, электрической и тепловой энергии, в первую очередь бюджетных организаций, повышение эффективности использования энергии в жилом секторе, изменение системы платежей за энергоносители;

- использование нетрадиционных методов производства энергии, в том числе возобновляемых источников энергии, создание эффективных, экологически чистых технологий сжигания органического топлива, в том числе городских отходов;

- развитие высокоэффективного децентрализованного теплоснабжения в городах и поселках края, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования у потребителей энергии в ЖК секторе, быту, промышленности, строительстве, общественных зданиях, например, внедрение турбогенераторов противодавления в промышленных и отопительных котельных. Непрофессионально противопоставлять “большую” и “малую” энергетику. У них общие задачи.

Первоочередные организационные мероприятия деятельности центра: разработка краевой программы энергосбережения и оценка потенциала энергосбережения. При разработке программы необходимо учесть результаты предыдущей деятельности в области энергосбережения предприятий и научных коллективов края. У науки и практики здесь необъятное поле деятельности. Оценка состояния энергетического хозяйства края и потенциала энергосбережения предполагает проведение широкомасштабного энергетического аудита, главная цель которого состоит в оценке возможных масштабов энергосбережения на предприятиях и в организациях. В первую очередь энергоаудиты должны быть проведены в муниципальных отопительных котельных, в медицинских учреждениях, школах, общественных и служебных зданиях. Работа по энергетическим обследованиям и составлению энергетических паспортов предприятий должна проводиться под контролем территориального управления Госэнергонадзора. Паспорта (с перечнем мероприятий по энергоснабжению), прошедшие регистрацию в Госэнергонадзоре, должны иметь обязательную силу для исполнения предприятиями. Эта работа может послужить основой для формирования одного из возможных источников средств для финансирования энергосберегающих проектов.

Следующий вопрос, который не терпит отлагательства, - разработка, согласование и передача на рассмотрение краевой думы проекта закона “О повышении энергетической эффективности экономики в Приморском крае”. Эта работа будет осуществлена силами ученых, специалистов Госэнергонадзора и энергоснабжающих организаций. Анализ действующих в стране региональных нормативных актов в области повышения эффективности использования энергоресурсов позволяет с учетом федерального закона “Об энергосбережении” сформулировать основные требования, которым должен отвечать закон края о повышении энергетической эффективности экономики.

Это обеспечение условий для вовлечения в процесс рационального использования топлива и энергии всех предприятий и организаций вне зависимости от форм собственности, определение основных задач и методов управления работой по реализации программы повышения энергетической эффективности экономики, создание краевого фонда энергосбережения и определение источников его формирования, установление налоговых и других экономических стимулов при разработке и осуществлении важнейших крупномасштабных энергосберегающих предприятий, определение возможности применения штрафных санкций к энергоснабжающим организациям и энергопотребителям за расточительное использование энергоресурсов и т. д.

Автор: Владимир ПЕШКУН, начальник территориального отделения Госэнергонадзора, Борис МЕЛЬНИКОВ, директор научно-внедренческого предприятия "Турбоблок-сервис"