Купить елку и не разориться

Где и когда можно приобрести лесную красавицу подешевле

21 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4057 (193) от 21 дек. 2016
85928536123f2a772049d48ad3c26d81.jpg

Главный атрибут Нового года – елки (а также пихты) на обочинах владивостокских дорог появились за три недели до праздников, превратив город в один сплошной елочный базар.

Однако одна из самых востребованных новогодних покупок не всем по карману. Дерево стоимостью в 4 тысячи рублей (средняя по городу цена), чье пребывание в вашем доме продлится чуть более 2 недель, – неоправданная роскошь для многих.

Если брать, то утром

Впрочем, как на любом базаре, так и на елочном, действуют правила рынка. Правило первое: торг уместен! Правило второе: сговорчивость продавцов зависит от времени суток. Когда наиболее активно идет торговля? Правильно, с 17.00 до 20.00, когда народ возвращается с работы. Поэтому самое удачное для покупателя время – утро.

Вам, как первому покупателю (конечно, первому – кто в 8-9 утра попрется за елкой?), могут скостить цену раза в два – проверено на себе. Парень южной внешности на елочном развале в районе «1000 мелочей», как и полагается, изначально озвучивая стоимость полуметрового деревца средней пушистости, задрал цену до максимума – 4 тысячи рублей. Поняв, что перестарался, тут же скинул тысячу. Спустя еще полминуты махнул рукой и совершенно по-барски предложил забирать за две. Только куда ж я ее в 8 утра потащу?

Зависит сговорчивость торговцев и от даты. Пока не начались школьные каникулы, продажа идет ни шатко ни валко. В субботу продавец с елочного базара на Некрасовской по имени Камран во второй половине дня радостно доложился корреспонденту «В», что уже продал аж пять (!) деревьев.

– Сейчас покупают все больше для офисов, для дома начнут брать числа с 24-25 декабря, – поделился своими наблюдениями Камран. – Вот тогда цены действительно взлетят, ту, что сейчас за 3 тысячи торгую, продам за все 5.

Впрочем, то, что с 24 по 29 декабря идет пик продаж, истина всем известная.

Проверено прошлым годом

– Да нет! Меньше чем за 3 тысячи вы сейчас елку просто не найдете, а если еще и дальше будете дешевую искать, так вообще без дерева останетесь, – пугал меня в прошлом году мужик с одного из первореченских елочных развалов.

Спорили мы с ним тогда относительно цены на однобокую елку минут, наверное, 30. Елку я выбрала самую что ни на есть траченую, именно однобокую (если б она росла в лесу, по ней, наверное, легко было бы определить, где север, а где юг) – с надеждой сторговать ее до минимума. Сознаюсь: покупать ель в мои планы не входило, а пыталась я выявить болевой порог продавцов на цены. У этого торговца болевого порога вовсе не прощупывалось – за те полчаса, пока я блуждала в его порубленном бору, человека четыре подошли, спросили про цену, повздыхали и разошлись.

– Берите елку сейчас, – продолжал уже в этом декабре внушать мне Камран, – пока цена нормальная.

– А если я 30-го подойду? – вела я дальше свое маркетинговое исследование…

– Так 30-го здесь уже никого не будет!

Ага. Прошлогодний мужик тоже твердо обещал, что к Новому году у него ни одного деревца не останется, а вспомните-ка 31 декабря 2015 года…

– Вот потому что в прошлом году много деревьев осталось, в этом году мало порубочных талонов выдали, – аргументировал «предстоящий дефицит» хвойных продавец с Некрасовской.

Советы из Тернея

– Вы заметили, что деревьев в этом году в принципе мало? – рассуждает хозяин другого елочного развала Александр, привезший ели во Владивосток из Тернейского района. Я этого, честно говоря, не заметила, но для приличия согласилась.

– Снег рано в этом году выпал, все деревья, что мы заготовили с ноября, засыпало. Все то, что вы здесь видите, – свежая вырубка. Мы всего-то привезли 150 деревьев. Так что 28-29 нас уже здесь не будет. Будем дома к Новому году готовиться.

Саша занимается елочным бизнесом уже давно, знает о елках, наверное, все. Чем я и воспользовалась, попутно выяснив, что лучше брать пихточки, – они дольше простоят (елка, даже если ствол в воде держать, недели две постоит, потом начнет сыпаться), а также, что пихта от елки отличается прежде всего цветом (елка светлее). Веточка у пихты более пушистая и мягкая. Запах у нее более глубокий и мягкий.

Показал наглядно Александр, как правильно выбрать дерево, тем самым доказывая, что деревья с его торговой точки – свежевырубленные. Как проверить? Согните веточку. В идеале она спружинит. А вот если дерево для Нового года срубили еще осенью, то ветка треснет. Или можно потянуть за веточку – у старого дерева иголки осыпятся.

Диапазон цен на Первой Речке (на 17 декабря) колеблется от 500 рублей (крохотная полуметровая елочка) до 6 тысяч (это уж отборные красавицы за 3 метра).

Закупная цена у ели (та, по которой ее продают лесхозы) – 600–800 рублей, так что разница в стоимости ощутимая.

– Ну а что вы хотите? Знаете, как нам эти деревья даются? – отреагировал на мое возмущение ценами Александр. – Мы с отцом на этом месте сутками стоим, чтобы продать, мерзнем, живем в машинах, по ночам не спим – елки караулим. Но это наш бизнес (семейный!) – мы за этими елками в лес ездили, сами выбирали, сами рубили… И все наши цены обоснованны.

Кто не рискует, тот не покупает в Паутине и 31 декабря

Я и раньше догадывалась, что через Интернет можно приобрести все. Но в этом году неопределенное ВСЕ пополнилось еще и живыми елками. Цены в Сети колеблются от 600 рублей за дерево (опт и мелкий опт – до десяти деревьев, хотя подозреваю, что можно было уговорить снизить опт и до пяти елок, но цена уже будет незначительно выше) до 3 тысяч за дерево. Лично мне приглянулось предложение: дерево от 2 до 3 метров за 1,3 тысячи рублей. С припиской: выбор не понадобится, вы нашим деревом останетесь довольны.

Впрочем, кто хочет рискнуть, может по поводу цены не заморачиваться, а подойти 31 декабря после 5 часов вечера к любому оставшемуся хвойному развалу (а остается их, как правило, в городе предостаточно) и выбрать понравившееся деревце. Что бы ни говорили продавцы, но после праздников места елочных распродаж можно определить по уже никому не нужным хвойным.

Кстати, есть рачительные продавцы, которые загодя договариваются с похоронными агентствами, что после праздников те заберут непроданные елки – на поминальные венки.

Недолгая у елки жизнь получается: лет десять до порубки и недели две после – наряженной и в тепле. Это если повезет. А если не повезет, то в свалке на обочине, пока не увезут на Спецзавод № 1 – перерабатывать на топливные брикеты. Есть еще, оказывается, вариант – разделят на веточки в память о ком-то…

   

Автор: Лика ТКАЧЕНКО