Итоги 2016-го

Экономика Приморья погрязла в мечтах

21 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4057 (193) от 21 дек. 2016

Итак, чтобы беспристрастно оценить вклад 2016 года в экономическую летопись Приморского края, «В» обратился к авторитетным в этой области экспертам. 

Хозяйству Приморья поставили «зеро»

– 2016 год стал первым годом XXI века, когда в Приморье явственно обозначился глобальный системный экономический кризис, – считает председатель Лиги финансовых институтов Приморья Александр Ивашкин. – Первым тревожным звоночком стал июльский выпуск бюллетеня Центра развития Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ), в котором Приморье было названо «экономически депрессивным регионом». Специалисты ВШЭ, анализируя состояние приморской экономики в пяти экономических сферах (промышленность, розничная/оптовая торговля, платные услуги и строительство), пришли к выводу: край выдал нулевой результат трудовой активности, став одним из лидеров списка неблагополучных регионов РФ. С тех пор наш регион стал лидировать в антирейтингах.

Это тем более печально, что еще два года назад на фоне других территорий Приморье выглядело вполне оптимистично: имел место устойчиво высокий темп роста валового регионального продукта (ВРП) и он всегда был выше к уровню предыдущего года (более 102 %).

Конечно, после получения такого сигнала экономическому блоку краевой администрации необходимо было сразу же принимать «пожарные» меры по стабилизации экономики, переводя ее на «ручное» управление. Искать причины, анализировать, проводить совещания с руководителями предприятий всех форм собственности, составлять подробные планы-мероприятия-программы выхода из ситуации. Однако общественное внимание в тот период было переключено на такие частности, как детективная история с арестом ректора ДВФУ Иванца, шоу-представление с арестом мэра Владивостока Игоря Пушкарева, а также подготовка ко второму Восточному экономическому форуму. На тот период экономическая ситуация стала развиваться сама по себе, а начавшийся второй ВЭФ и одновременно обрушившаяся на край стихия в виде тайфуна «Лайонрок» полностью переключили внимание властей на события статусного форума и ликвидацию последствий наводнения.

В итоге на развитие экономики и социальной сферы края за счет всех источников финансирования за 9 месяцев 2016 года было использовано 66,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал, то есть 73 % к соответствующему периоду прошлого года. Результат пренебрежения насущными вопросами экономики региона показывают официальные данные Приморскстата за январь – октябрь текущего года. Цифры подтвердили наихудшие предположения: Приморье входит в системный экономический кризис. Ниже буду брать за основу эти данные вкупе с имеющимися у меня экспертными оценками.

Итак, промышленность края за 10 месяцев этого года выпустила продукции на 4 % меньше, чем год назад. Сельское хозяйство сработало лучше, несмотря на погодные катаклизмы, и выдало на– гора всего лишь на 0,1 % меньше, чем за январь – октябрь 2015 года. Введены в строй жилые дома общей площадью 316,3 тысячи кв. м – на 6 % меньше января – октября 2015 года; ввод жилья населением по сравнению с январем – октябрем прошлого года снизился вообще на 21 %.

Основная причина таких минорных показателей – прежде всего внутренние факторы. Внешние вызовы стали лишь катализатором дисбалансов, противоречий и конфликтов, встроенных в текущую модель развития Приморья.

Ужали расходы – потеряли бизнес

– По данным Приморскстата, с начала года цены на продовольственные товары выросли в среднем на 3 %, на промышленные – на 5,6 %. Прирост тарифов на платные услуги населению составил 3,7 % к декабрю 2015 года. А что же зарплата? По предварительным данным, среднемесячная заработная плата в Приморье в этом году составила 34,4 тысячи рублей – по сравнению с сентябрем 2015 года она возросла более чем на 7 %. Но реальная зарплата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, выше аналогичного прошлогоднего показателя лишь на 1,5 %, – продолжает Александр Ивашкин. – Граждане резко ужали свои расходы, что незамедлительно отразилось на предпринимательской активности: бизнес тут же сбавил обороты.

Исходя из тех же данных Приморскстата, самый яркий показатель, характеризующий покупательную способность населения, – это оборот розничной торговли. В 2015 году он составлял 100,8 % (в то время как в стране на тот момент снизился на целых 10 %), но уже за 9 месяцев 2016 года в сопоставимых ценах розница снизила обороты на 3 % (287,2 млрд рублей). Снижение потребительского аппетита не замедлило сказаться и на общественном питании: оно наторговало на 12,6 млрд рублей, или 90 % от прошлогодней выручки. Нечем хвастать и сфере платных услуг: 83 % к уровню прошлого года, или 107,7 млрд рублей.

В чем причина таких тенденций? Прежде всего в отрицательной динамике доходов населения и повышении цен на все и вся. Добавьте к этому рост неплатежей, долгов и проблемных кредитов как у населения, так и у малого бизнеса.

Наглядный пример: из более чем 70 организаций, входящих в некоммерческое партнерство «Лига финансовых институтов» на начало 2016 года, на сегодня осталось около десяти. Почти полностью потеряли бизнес кредитные и страховые брокеры, финансовые консультанты, риелторы, а также ведущие кредитно-потребительские кооперативы граждан (КПКГ). И этот процесс растет как снежный ком.

Все на экспорт. А что именно?

Эксперты отмечают, что продолжается деиндустриализация Приморья.

– Спад, и заметный, отмечается в отраслях машиностроения, производства товаров народного потребления, – утверждает заведующий лабораторией территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН Анатолий Мошков. – Например, несмотря на призывы импортозамещения, на территории края все меньше производится бытовой техники: стиральных машин, телевизоров, холодильников. Да, оборонная промышленность показывает более оптимистичные результаты, но в этом нет заслуги региона – изменилась геополитическая ситуация в мире, стал динамично развиваться оборонный комплекс страны в целом. Новая отрасль для Приморья – автомобилестроение – несколько снизила объемы производства, но уже хорошо, что остается на плаву и выпускает продукцию.

Одна из стратегий продвижения региона, прописанная в госпрограмме развития Дальнего Востока и Забайкалья, – стимулирование экспорта. Но она пока не нашла отражения в реальных планах экономического комплекса Приморья. Краевые власти любят напоминать о выгодном географическом положении региона: вокруг в радиусе часа полета на самолете живут 400 миллионов человек. Но рассчитывать, что лишь близкое расстояние вынудит наших соседей покупать приморскую продукцию, не стоит. Потенциальный рынок сбыта надо осваивать выгодными предложениями. А что, кроме сырья, наш край может предложить сейчас потребителям Азиатско-Тихоокеанского региона? Какими товарами и услугами мы можем удивить и поразить Японию, Китай, Южную Корею?

– Шансы пробиться на перспективные рынки АТР у нас есть, но весьма ограниченные, – замечает ученый. – Например, подводная робототехника – у нас есть уникальные разработки в этой области, но это могут быть лишь штучные сделки, о массовом производстве пока говорить рано.

Отчитались... перспективами

Между тем федеральным центром именно Приморью отведена роль ведущего на Дальнем Востоке региона, способного обеспечить устойчивый рост и значительно улучшить инвестиционный климат на Дальнем Востоке. Локомотивом экономического прогресса призваны стать новые условия хозяйствования: территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ), а также реализация федерального закона о «дальневосточном гектаре».

То есть государством разработаны и реализуются несколько механизмов, направленных на интенсивное развитие регионов ДФО. Насколько эффективно Приморье воспользовалось господдержкой?

По информации пресс-службы администрации Приморского края, реализация проектов идет полным ходом. Так, в нашем регионе действуют три территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский» и «Большой Камень». В них зарегистрировано, опять же по информации пресс-службы края, 24 резидента с инвестициями на сумму 204 млрд рублей. Из них шесть инвесторов намерены вложить 143 млрд рублей в ТОР «Большой Камень», где строится верфь для сборки крупнотоннажных судов и конструкций для нефтегазодобывающих комплексов. Режим порто-франко привлек на территорию свободного порта Владивосток, по последним данным, 107 резидентов с объемом инвестиций на сумму 153 млрд рублей и перспективой создания свыше 20 тысяч рабочих мест.

Но независимые аналитики напоминают, что все эти громкие цифры – пока только «планов громадье», их вклад в народное хозяйство Приморья видится лишь в перспективе. И даже не в ближайшей.

– Рапорты властей об успешном старте СПВ и ТОР в Приморье вселяют надежды, но и только, экономика края не почувствовала отдачи от победных реляций в СМИ, – резюмирует Анатолий Мошков. – СПВ и ТОР – это лишь эффективные инструменты регионального развития. Ими надо еще научиться разумно пользоваться. Поэтому реальных цифр и отдачи от инвестиционных проектов надо ждать не менее года, а то и больше. 

   

Автор: Александр КАРАСЕВ