Степа Степанов, одурманенный ваххабизмом

В Сети он был грозен и смел, а на самом деле оказался мелким вымогателем

20 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4056 (192) от 20 дек. 2016

Новоиспеченный мусульманин, попавшийся на похищении человека и грабеже, вербовал сокамерников в ряды армии чистого ислама.

…Чтобы похищенный не видел, куда его везут, вымогатели заставили бедолагу лечь лицом вниз между сиденьями автомобиля. Один из похитителей (всего их было трое) придавил его голову ногами. Ехали около 20 минут, сворачивая с одной улицы на другую. И все это время рэкетиры, сидящие на заднем сиденье, били Сергея Руденко* ногами и требовали от него 330 тысяч рублей в обмен на свободу. В противном случае грозились «сдать его в рабство в тайгу собирать кедровые орехи», пока он не отработает долг. Или даже убить.

Сергея трясло от страха. Он понял, что его мучители не шутят. Просил отпустить его, обещал отдать деньги, предлагал в залог документы на дорогой внедорожник своего отчима. И в придачу несколько бочек с импортным машинным маслом, которые хранились на складе в его автосервисе. Но преступникам нужны были только деньги...

Это не отрывок из криминального романа о лихих 90-х. Это почти дословная цитата из приговора Первомайского районного суда Владивостока, состоявшегося в сентябре 2016 года. А описываемые события произошли два года назад.

Из православных в исламисты

Основным обвиняемым на этом процессе был 27-летний житель Владивостока Илья Сербин, выходец из социально неблагополучных слоев населения, невоеннообязанный, со средним образованием, холостой, ранее судимый. В августе 2010 года Сербин по решению суда получил за кражу полтора года лишения свободы условно. Но в феврале 2011-го условный срок ему заменили на полтора года отбытия наказания в колонии-поселении. Правда, на тот момент он съехал с постоянного места жительства и был объявлен в розыск. В мае 2011 года его задержали, а в июне приговорили к трем годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима. И вновь за кражу.

В колонии № 29, размещенной в Большом Камне, Сербин познакомился с идеологом ваххабизма гражданином Давлетгереевым, который обработал его так, что русский по национальности и православный по вероисповеданию Сербин безропотно согласился принять так называемый чистый ислам. После чего стал приверженцем радикальных религиозных принципов. За время общения с уголовным гуру, который и ныне отбывает наказание за «совершение террористического акта», у новоиспеченного исламиста сформировались убеждения об исключительности данного учения, о неотвратимости борьбы с неверными, о необходимости создания единого исламского государства – всемирного халифата.

Подражая моджахедам, Сербин отпустил бороду, стал сочинять вирши, восхваляющие его новую веру. Более того, после отбытия наказания планировал выехать в Сирийскую Арабскую Республику для участия в вооруженном джихаде на стороне группировки «Исламское государство» (запрещенного в РФ. – Прим. ред.). Кроме того, как установит следствие, выйдя на свободу, Сербин агитировал прихожан молельного дома во Владивостоке стать сторонниками радикального ислама. В дальнейшем агитатор намеревался использовать рекрутов в интересах международных террористических организаций.

Но на скамью подсудимых он попал не за пропаганду радикального исламизма.

Ваша проблема – моя забота

В августе 2014 года Сербин случайно узнал от своего приятеля, что некий Петр Савицкий, временно проживающий в Петропавловске-Камчатском, не может получить долг (300 тысяч рублей) от своего бывшего компаньона по бизнесу Сергея Руденко. Хотя у кредитора есть расписка о получении денег и процентов по ним. Илья позвонил Савицкому, тот информацию о долге подтвердил. Мол, должник – хозяин мастерской автосервиса во Владивостоке, дела у него идут в гору, но деньги почему-то возвращать не хочет. Сербин уверил Савицкого, что решит его проблему. Но за свою услугу попросил 30 тысяч рублей.

Первая встреча вышибалы с должником произошла в автосервисе через несколько дней после состоявшегося телефонного разговора. Руденко не отрицал, что должен Савицкому, и пообещал вернуть деньги через неделю, когда оформит кредит. Но после этого рандеву перестал отвечать на телефонные звонки. В октябре с Камчатки вернулся Савицкий, созвонился с Сербиным: «Чтобы закрыть тему, надо прессануть бизнесмена. Иначе он так и будет тянуть резину с возвратом денег».

Разговор с Руденко проходил в машине Савицкого. Сергей сообщил, что через два дня ему привезут большую сумму за реализованное масло и он сразу же рассчитается. Сербин предупредил: если Руденко не принесет деньги и попытается скрыться, то он его непременно найдет.

– Меня весь город знает, спроси у любого, кто такой Али, и тебе скажут, что это я. У меня везде свои люди, даже в полиции. И если что-то пойдет не так, то я тебя достану из-под земли и покалечу! – пригрозил Али, он же Сербин.

На этом «опрессовка» должника закончилась. Савицкий также дал бывшему компаньону последний шанс. На суде он расскажет, что у него с Руденко были исключительно коммерческие отношения:

– Я занял ему денег на развитие предприятия, а когда захотел их вернуть, Сергей пропал. Я позвонил своему товарищу Александру Синицыну во Владивосток и попросил его съездить в автомастерскую узнать, работает ли там Руденко. Позже я узнал, что Александр ездил в автомастерскую не один, а с Ильей Сербиным, которого я тогда не знал. Через некоторое время мне позвонил Сербин и сказал, что готов решить мою проблему за символическое вознаграждение. Я сказал: «Делай как знаешь».

Для стрельбы пригоден

…В оговоренный срок Руденко долг не вернул. После чего в автосервисе вновь появились Савицкий, Сербин и еще один человек. Следствие не установило его личность. Дело было 20 октября около 17 часов. Руденко попытался от них скрыться на Lexus RX 300, но рэкетиры перегородили ему дорогу и силой вытащили беглеца из авто. Избиение происходило на глазах сотрудников автомастерской, но никто не вступился за своего хозяина. Даже когда вымогатели насильно усаживали Сергея в машину Савицкого, никто из очевидцев не позвонил в полицию. В машине Сербин забрал у похищенного мобильник стоимостью около 13831 рубля. Впоследствии факт открытого хищения имущества утяжелил его уголовное дело на одну сталью УК России – за грабеж.

Что было дальше, мы уже рассказали. Как установит следствие, покатав похищенного по Владивостоку, вымогатели привезли его в кооперативный гаражный бокс на улице Карбышева.

В гараже бандиты заставили похищенного предпринимателя, на голове которого уже был полиэтиленовый мешок, надеть памперс, который купили заранее, затем связали скотчем руки и ноги Сергея, прислонили его спиной к деревянному брусу, обмотали скотчем и уложили на пол. Сделав свое черное дело, вымогатели разъехались по домам. А еще через час Сергей сбежал – ему удалось освободиться от скотча и выбраться из гаража. К счастью, ворота легко открывались изнутри. Он десять дней отсиживался у своей знакомой, дожидаясь, когда пройдут синяки и ссадины, и только потом пошел в полицию.

Илью Сербина задержали бойцы спецназа и сотрудники ФСБ утром 11 октября 2014 года на улице Тобольской, когда он выходил из подъезда дома, где жила его бабушка, у которой он ночевал. Во время обыска квартиры старушки на нижней полке платяного шкафа был найден «предмет, похожий на револьвер, с деревянной рукояткой и металлическим хромированным корпусом». На правой стороне барабана была выгравирована надпись made in USA. Согласно заключению эксперта «револьвер изготовлен самодельным способом и является нестандартным нарезным огнестрельным оружием, пригодным для стрельбы патронами калибра 38». Сербин заявил, что оружие ему подбросили сотрудники ФСБ, но следствие опровергло его заявление.

Дожидаясь суда в СИЗО № 1, арестованный «моджахед» пытался проводить вербовку в ряды армии чистого ислама среди сокамерников и граждан на воле. Используя мобильный телефон, размещал информацию в социальных сетях «ВКонтакте», где у него была своя страница. Здесь его знали как Степу Степанова. Он призывал к убийству неверных, размещал видеоролики экстремистского характера, оправдывающие военные насильственные действия сторонников ислама и мусульман. От своих единоверцев Илья-Али требовал «дать сдачу по-мужски» всем помощникам сатаны, то есть неверным. Экспертиза расценила эти высказывания как призывы к осуществлению экстремистской деятельности, как побуждающие к насильственным действиям против людей иной веры.

Первомайский районный суд Владивостока на основании совокупности совершенных преступлений приговорил Илью Сербина к лишению свободы сроком на 14 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в силу. Его подельник Петр Савицкий также получил реальный срок заключения.

В основе публикации материалы уголовного дела, обвинительное заключение и приговор Первомайского районного суда города Владивостока

* – некоторые имена и фамилии изменены.

Автор: Сергей КОЖИН