Мастер мгновений

​Работы знаменитого приморского фотохудожника Анатолия Ештокина выставлены в главном корпусе Приморского музея имени Арсеньева (ул. Светланская, 20). Здесь представлено порядка 90 фотографий из семейного фонда автора.

16 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4055 (191) от 16 дек. 2016
9cbbf4ed2860ab2783707d4db06e3350.jpg

Экспозиция приурочена к юбилею Ештокина, которому в этом году исполнилось бы 70 лет, более полвека из которых он буквально не выпускал фотоаппарат из рук.

Черно-белое детство и юношество

Увлекся фотографией Анатолий еще в школе, стал посещать кружок баргузинского Дома пионеров (Республики Бурятия). Талант Ештокина оценил не только учитель по фотоделу, но и редактор газеты «Баргузинская правда» Павел Натаев, который и пригласил Анатолия на работу фотографом. Так что служить на Тихоокеанский флот матрос Ештокин прибыл не зеленым салагой, а уже опытным специалистом фотодела, работы которого с нетерпением ждали в редакции газеты «Боевая вахта». Своими фоторепортажами он проиллюстрировал жизнь и службу почти всех гарнизонов и баз Краснознаменного тихоокеанского флота – от Камчатки до Посьета.

– Хочу отметить серию работ 1972 года, когда во Владивосток пришло парусное учебное судно чилийских ВМС «Эсмеральда», – поделилась воспоминаниями на открытии выставки Ираида Клименко, хранитель фотофонда Приморского музея. – Именно Ештокин сфотографировал вход этого судна в Золотой Рог, а также его швартовку к причалу владивостокского порта. Кроме того, Анатолий зафиксировал на снимках встречу чилийских моряков с нашими соотечественниками, советскими моряками. Все негативы этих фотографий он принес в наш музей.

По окончании службы молодого, но уже многоопытного фотографа забирает к себе газета «Красное знамя», где он одним из первых в Приморье начинает осваивать цветную фотопечать, процесс изготовления которой был крайне сложен в то время.

Встречи в верхах и низах

В ноябре 1974 года Ататолий Ештокин вошел в состав группы корреспондентов, освещавших двустороннюю встречу между руководителями СССР и США, проходившую во Владивостоке. Ештокин был единственным фотографом из Приморского края, который запечатлел исторический момент – подписание Брежневым и Фордом совместного заявления по договору ОСВ-2. И потом были не менее интересные командировки на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Зейской гидроэлектростанции. Запечатлел талантливый фотограф и празднование 50-летия приморского комсомола.

– Анатолий Андреевич был фотографом событийным, он очень четко фиксировал именно те моменты, которые надо было сохранить в истории. Коллекция, которая сложилась благодаря его визитам в наш музей, получилась такой своеобразной характеристикой этого замечательного мастера, – подчеркнула Ираида Клименко. – Как и все в то время, Анатолий Андреевич фотографировал на пленку. А чтобы получить хорошие кадры, нужно быть действительно превосходным фотографом.

Запечатлел Ештокин исторические визиты во Владивосток последнего руководителя СССР и первого президента России. Остался архив фотографий о ходе подготовки приморской столицы к саммиту АТЭС-2012.

За время работы Анатолий Ештокин создал целые серии проспектов, открыток, календарей, альманахов и фотоальбомов, посвященных городам, природе, культуре Забайкалья и Дальнего Востока.

Будучи действительным членом Общества изучения Амурского края (ОИАК), Ештокин оцифровал около тысячи редких фотографий и архивных документов из фонда ОИАК, сделав их доступными для исследователей.

– Его помощь была просто неоценима. Та кропотливая реставрационная работа, которую он проделал, была подвластна только человеку с большим опытом и специальными знаниями, – рассказал Алексей Буяков, председатель ОИАК. – Он работал с той частью фотоархива Владимира Арсеньева, которой потребовалось восстановление. В том числе с документальными фильмами, снятыми в те годы.

Параллельно с основной работой Анатолий Андреевич преподавал фотодело в Художественном училище Владивостока, затем стал самостоятельно вести мастер-классы для школьников, мечтая создать детскую школу современного фотоискусства. А количество фотовыставок, в том числе международных, и не счесть.

– Меня всегда поражали его фотографии ночного города, – признался известный приморский мастер фотографии Георгий Хрущев. – И я попросил Анатолия поделиться секретом мастерства. Оказалось, он не вечером снимал, а утром! Представляете? Вставал в 5 утра и шел пешком, искал подходящую точку, с которой можно сделать уникальные кадры.

Еще одной маленькой хитростью, которой пользовался Анатолий Ештокин, была небольшая стремянка. Вставая на нее, фотограф оказывался над толпой и благодаря тому, что ему никто не мешал, ловил те самые прекрасные мгновения, которые восхищают зрителей и по сей день.

Последней работой, вышедшей в свет при жизни автора, стал фотоальбом «Залив Петра Великого». Мастер ушел из жизни 8 июля 2015 года на 69-м году.

  

Автор: Вадим КОЧУГОВ