Если в кране нет воды…

...приглашайте свидетелей, звоните в управляющую компанию и составляйте акт

14 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4053 (189) от 14 дек. 2016

Что делать, если на дворе предновогодние морозы, а в вашей квартире батареи еле греют? Или если вдруг из крана потекла вода неприглядного вида с неприятным запахом? А с кого требовать возмещения ущерба, если по непонятной причине из ваших кранов и вовсе ничего не течет?

Вопросов, касающихся некачественных коммунальных услуг, множество, и именно этой проблеме было посвящено очередное занятие муниципальной школы «Управдом». На многочисленные вопросы горожан на тему «кому жаловаться» и «как доказать» отвечала заместитель генерального директора по правовым вопросам СРО НП «ЖКХ-Групп» Оксана Ращупкина.

На запах и цвет терпения нет

– Из наших кранов время от времени течет вода с неприятным запахом…

– Неприятный запах водопроводной воды – это нарушение санитарных норм и правил. Чтобы зафиксировать этот факт, необходимо пригласить сотрудников управляющей компании, Водоканала и специалистов Роспотребнадзора. Именно последние должны провести экспертизу вашей водопроводной воды.

– А как быть, если сложно, да практически невозможно, зафиксировать некачественную услугу? У нас была ситуация, когда шла грязная вода, причем она шла в то время, когда нельзя было пригласить специалистов и УК, и Примводоканала, и Роспотребнадзора. Ни в самом доме, ни на сетях ремонтные работы не проводились (во всяком случае, так утверждают представители Водоканала), тем не менее грязная вода систематически из наших кранов идет. Естественно, мы ее сливаем кубометрами, а доказать факт некачественной услуги не получается.

– По-хорошему нужно пробу водопроводной воды отнести в тот же Роспотребнадзор, чтобы там провели экспертизу. Но в вашем случае есть проблемы с доказательной базой, даже если вы процесс забора воды снимете на видео. Вопрос стоит так: сможете ли вы доказать (возможно, даже в суде), что эта вода была взята из вашего крана?

Как вариант можно рассмотреть следующий алгоритм действий. Пригласите свидетелей (не менее двух) и составьте акт, в котором обязательно укажите: в какое время, в какой квартире, в каком кране произошел забор воды, в какую посуду она запечатана, в какую организацию направлена. Сумеете доказать – получите перерасчет.

В некоторых домах (таких очень мало) установлены общедомовые приборы учета с анализатором качества воды. С таким ОДПУ проблем с доказательствами не возникнет: прибор сам фиксирует момент предоставления некачественной услуги, с этого момента и начинается перерасчет. Но, повторюсь, такие приборы очень редки: даже если собственники принимают решение по установке такого ОДПУ, ресурсоснабжающие компании чинят всяческие препятствия для приема его в качестве прибора для расчета.

– Какой минимальный период отсутствия услуги установлен для перерасчета?

– Есть предельные сроки, в которые допускается непредоставление услуги (мы сейчас говорим не о ее качестве, а о ее отсутствии), они прописаны в приложении № 1 к постановлению правительства № 354. Сроки по холодной и горячей воде идентичны: 8 часов в течение месяца суммарно и 4 часа единовременно при аварии в централизованных сетях. Если услуга не предоставляется в течение этого времени, то перерасчет не производится.

Отсутствие подачи электричества допускается на срок не более 2 часов.

Отключение тепла не допускается вовсе.

– Если составлен акт о некачественной воде в трубопроводе или об отсутствии тепла в батареях, кто потом фиксирует обратное – что услуга предоставлена либо предоставлена в нормальном качестве? Собственник должен поставить в известность УК или она сама должна каким-то образом отслеживать процесс?

– Во-первых, должен сам собственник сообщить управляющей организации о том, что услуга предоставлена или возобновлена. Если сообщение не поступило, тогда исполнитель должен выйти на место и удостовериться, подается услуга или нет, надлежащего ли она качества, для подтверждения чего составить подробный акт.

Измерить правильно тепло

– Я недоволен качеством отопления. Батареи, по моим субъективным тактильным ощущениям, будто и не греют вовсе. Мы с соседом составляем акт об отсутствии тепла в квартире, чтобы предоставить его ДГК для перерасчета…

– Неправильно делаете. Если в вашу квартиру некачественно, как вы считаете, подается отопление, необходимо сделать замеры температуры воздуха в помещении. Для начала вам необходимо обратиться в вашу управляющую компанию (запомните: УК – это первая инстанция, куда вам надо обращаться в случае отсутствия услуги или если вы недовольны ее качеством). Далее существует алгоритм замеров температуры в помещении, он прописан в примечании № 1 к постановлению № 354. Замеры делаются в самой большой комнате ровно в центре. В качестве измерительного прибора используют либо термометр, либо специальный прибор – пирометр, которые должны иметь сертификаты о поверке. Одним словом, тот градусник, который висит у вас в квартире, без сертификата и без официального признания его в качестве измерительного прибора, вам не подойдет. Вы, конечно, можете его положить (повесить) в центре комнаты, сфотографировать и продемонстрировать сотрудникам УК либо ресурсоснабжающей организации, но в этом случае ваше доказательство легко оспорить на основании того, что вы не можете предоставить сертификат о поверке этого градусника.

В конце концов вы можете просто пригласить аккредитованную компанию, чтобы ее специалисты произвели замеры температуры, и на основании составленного управляющей компанией акта требовать перерасчета.

Для справки: температура воздуха в жилых комнатах должна быть не менее +18 градусов. Или +20 градусов, если эти комнаты угловые. Если мы говорим о районах Крайнего Севера либо о районах, приравненных к нему, то добавляем еще 2 градуса.

Если в вашем доме стоит общедомовой прибор учета тепла, то вы можете сделать посуточные распечатки температурных графиков с почасовыми нагрузками. В этом случае вам будет гораздо проще доказать факт предоставления услуги ненадлежащего качества.

– В нашей системе отопления (уже довольно старой) трубы забиты. В итоге обратка в подаче горячая, а трубы в квартире холодные…

– Вопросов нет: проводите обследование системы отопления. Если тратиться на капитальный ремонт системы отопления желания нет, то можно постепенно включать такой ремонт в график текущего ремонта. В том случае, если эти работы не заложены в плату за содержание и текущий ремонт жилья, собственникам необходимо будет принимать решение о сборе дополнительной платы на ремонт системы отопления.

Текущий или капитальный?

– У меня вопрос по поводу установки прибора учета за счет средств собственников. Мы хотим установить прибор учета на тепло с денег, собранных на текущий ремонт. А вот наша УК доказывает, что на прибор учета деньги необходимо собирать дополнительно…

– Если у вас первоначально – при заключении договора управления либо при подтверждении текущих работ на следующий год – установка прибора учета не была включена в этот вид работ, то ваша управляющая компания права.

– А можем ли мы сами решить установить счетчик за деньги, собранные на текущий ремонт? У нас скопилась достаточная сумма…

– Если собственниками будет принято такое решение и денег для реализации вашей задумки достаточно, то вполне возможно. Но этот вопрос должен решаться по согласованию с управляющей компанией. Почему? Необходимо быть уверенным, что на счету останутся деньги на случай возможных аварийных работ.

– Этот вопрос решается советом дома или необходимо собрание собственников?

– По этому вопросу должно быть решение общего собрания собственников. Хотя Жилищный кодекс предусмотрел возможность делегирования общим собранием совету дома права принимать решение по текущему ремонту, совет дома вправе принимать решение в рамках утвержденной общим собранием суммы и в пределах тех видов работ, которые были ранее утверждены договором управления.

– Но представители УК утверждают, что работы по установке прибора учета не относятся к текущему ремонту…

– Здесь есть правовые противоречия. Например, существует постановление правительства № 290, в котором содержится минимальный перечень работ по содержанию общедомового имущества. В нем упоминаются только работы по эксплуатации приборов учета, а вот работы по его установке отсутствуют. Жилищный кодекс, а именно ст. 166, ч. 2, гласит: по закону субъекта федерации установка ОДПУ может быть (а может и не быть!) отнесена к капитальному ремонту. Зато согласно постановлению правительства № 491, где также перечислены правила содержания общего имущества, установка приборов учета относится к работам по содержанию этого имущества. Вот видите: три документа противоречат друг другу. Поэтому в каждом доме подобные вопросы решаются индивидуально. Вы вправе установить ОДПУ в рамках текущего ремонта, но, повторюсь, эти действия необходимо согласовывать с УК.

Когда виноват сосед

– Наша соседка с верхнего этажа живет в другом районе города, а эту квартиру периодически сдает. Бывали ситуации (вероятно, между сдачей в аренду), когда в квартире протекали трубы и нас заливало. Слесари, конечно, стояк в подвале перекрывали, и мы сутками сидели без воды, поскольку не могли до нее дозвониться. И в квартиру, разумеется, к ней попасть не могли… Каким образом можно защитить наши права?

– Это очень большая проблема, подобные ситуации довольно часто встречаются. Даже если сотрудники управляющей организации приведут с собой десяток участковых, попасть в квартиру без решения суда и без судебных приставов-исполнителей они не смогут. Конкретно в вашем случае вы можете только фиксировать ущерб, нанесенный по вине соседей, и требовать с них возмещение ущерба по суду.

– Наши соседи по подъезду (у нас с ними общий стояк) проводят какой-то глобальный ремонт в своей квартире. В результате по их инициативе регулярно отключают воду – с утра до 10 часов вечера. Они, конечно, пишут предупредительные объявления о предстоящих отключениях, но нам нужна вода, а не их извинения. Тем более что воду мы не получаем уже несколько дней и, скорее всего, перерасчета за эти дни не будет, верно?

– Верно. Перерасчет возможен только в том случае, если отключение было произведено по вине ресурсоснабжающей организации. Но здесь, как вы сами сказали, виноваты ваши соседи. Что делать? Подать жалобу в УК.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО