Город выставил профессии

Профориентация вдохновляет детское творчество

29 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4044 (180) от 29 нояб. 2016
6b0a48f58286ad1ff7ddd0fc58803b24.jpg

«У меня растут года, будет и 17, где работать мне тогда, чем заниматься?» – спрашивал герой классического детского стихотворения. Между прочим, он бы знал ответ на свой вопрос, если бы поучаствовал в проекте Ларисы и Ильи Грабовенко «Город профессий». Выставка, представляющая итоги работы проекта, открылась на днях в муниципальных выставочных залах «Артэтаж».

Владивосток в макете из специальностей

Основу экспозиции выставки детских макетов и дизайнерских разработок «Город профессий» составили почти два десятка объемных макетов, рассказывающих о том, кто, где и как работает.

К примеру, цирк: здесь и клоуны, и акробаты, и эквилибристы, и директор манежа, и осветители… А вот – неожиданно – Владивосток, на который малышня из «Города профессий» взглянула с очень необычного ракурса: это рыбный порт с машинистом крана, матросом-рыбообработчиком, Токаревский маяк со смотрителем, торговый порт с докерами, крановщиками, музей, в котором гиды, смотрители и так далее. Каждый макет – будь то театр оперы и балета, граница, океанариум, ДВФУ, стройка, проектный институт – наглядно, в деталях рассказывает о том, кто там работает и чем именно занимается.

– Проект «Город профессий» существует уже два года, – рассказывает Илья Грабовенко. – А вообще, мы с моей мамой Ларисой Грабовенко давно уже занялись изучением вопросов профориентации подростков и в нашей студии вели занятия для ребят 12–14 лет, помогая им выбирать будущую профессию. И в процессе работы поняли, что многие дети очень слабо знают мир профессий, практически не представляют, сколько видов деятельности существует. И мы подумали, что, видимо, начинать профориентационное образование надо гораздо раньше. Поэтому решили обратиться к детям 7-8 лет, потому что это возраст, когда ребенок впервые задумывается, кем он хочет быть. Вот так и появились у нас занятия, которые помогают семилеткам изучить мир профессий, ориентироваться в нем. Мы совместили психологический (моя мама имеет психологическое образование) и архитектурно-дизайнерский подходы (я архитектор). И стало ясно, что лучше всего такие занятия проходят в процессе создания объемных макетов, поскольку детям всегда интересно работать с бумагой, вырезать, раскрашивать. Два года мы работали, а теперь решили показать, что же у нас есть интересного.

– Я знаю Илью Грабовенко уже много лет, сначала как одного из талантливых студентов-архитекторов, – рассказал директор «Артэтажа» Александр Городний. – Потом Илья стал заниматься фотографией, и несколько лет я возил его работы на фотовыставку Best off Russia, проходящую в комплексе «Винзавод» в Москве.

А когда Илья рассказал о «Городе профессий», показал видео, сразу же понял, что это будет необычная и интересная выставка.

Детскому творчеству в муниципальных выставочных залах «Артэтаж» – всегда почетное место. Я считаю, что художники, галеристы к детским выставкам должны относиться с благоговением, как к чуду, ведь дети творят с открытой душой, искренне проявляя свой талант. У меня в планах на будущий год стоит выставка работ учащихся муниципальных школ искусств. К тому времени у нас появятся еще залы и будет где развернуться.

Так что «Город профессий» в «Артэтаже» неслучаен. Это очень интересный проект.

Открытия для взрослых

Семилетняя Аврора Ананьева водила маму вдоль столов с макетами и все очень детально рассказывала: чем занимается тренер морских млекопитающих в океанариуме, например. За время занятий в студии Аврора, по ее словам, поняла, что ей наиболее интересны профессии, связанные с общением с животными. Может быть, она станет ветеринаром, думает девочка.

– Занятия наши строятся так: мы берем тему, например проектный институт, и рассказываем ребятах о тех профессиях, которые есть в этом учреждении, объясняем, что делает каждый из работающих там, – поясняет Илья Грабовенко. – Наш преподаватель Фред Кавторадзе умеет это делать интересно, с юмором. Послушав, каждый из малышей выбирает ту профессию, которая ему интересна. И создает свой блок – все, с чем эта профессия связана. А потом уже из всех блоков мы создаем общий макет. Мало того, после каждого занятия ребенок получает страничку для своей книжки, на которой отмечено, какая деятельность привлекла его на этот раз. И, просматривая такую книжку, родители могут понять, в какой области лежат интересы их чада.

Мы готовим к занятию наборы выкроек: чертим рабочие места, фигурки людей, распечатываем. А чтобы их подготовить, нужно ведь знать, какие профессии существуют в том или ином учреждении. Например, когда мы работали над темой океанариума, то оказалось, что даже в Интернете не найдешь списка профессий, которые нужны для такого учреждения. Обратились в наш Приморский океанариум, попросили прислать должностные инструкции. Они откликнулись на нашу просьбу и очень помогли информацией.

С детьми постарше создаем гораздо более масштабные макеты, более подробные, причем даем ребятам возможность работать, скажем так, по профессии. То есть если ты хочешь быть строителем, то во время работы над темой «аэропорт» будешь вести в здание воду и свет, создавать стены, продумывать планировку. Позволяем – пусть и в виде игры – погрузиться в профессию.

– Когда мы работали над темой «аэропорт», то я, например, с интересом узнал, что есть такая работа – птичник, разводящий хищных птиц, чтобы отгоняли от территории ворон, голубей и так далее, – улыбается Фред Кавторадзе. – И так с каждой темой, открытия делают не только дети, но и мы.

Кто здесь будущий президент?

Выставка «Город профессий» также представляет и фотоработы Ильи Грабовенко, на которых как раз запечатлен процесс: как дети слушают, как вырезают и мастерят, как погружаются в мир профессий. Прогуливаясь по залам «Артэтажа», вглядываясь в представленные макеты, фотографии и видео, посетители получат не только эстетическое удовольствие, но и задумаются, особенно молодые родители: а все ли они делают правильно, помогают ли своему ребенку понять, какая стезя в жизни его?

– У Ильи и Ларисы Грабовенко занимаются обе мои дочки, старшая и младшая, – говорит Снежана Ананьева. – Считаю, что это очень полезное и правильное для детей занятие. Все мы желаем счастья своим чадам, и меньше всего хочется, чтобы, выбрав жизненный путь, ребенок где-нибудь на третьем курсе или уже с дипломом в руках вдруг понял, что это совсем не его. Проект же серьезно помогает детям, дает возможность найти ту область, где они действительно смогут реализоваться.

В скором времени участники «Города профессий» будут изучать… Кремль. Да-да, в том числе и о такой профессии, как президент страны, узнают. В планах также изучение космодрома. Кто знает, может, среди тех малышей, которые посещают проект, есть и будущие космонавты, и конструкторы звездолетов, и – а вдруг? – президент России…

– Это невероятно интересный и очень перспективный проект, – сказала на открытии выставки Елена Щеголева, заместитель главы администрации Владивостока. – Я благодарна Илье и Ларисе Грабовенко за оригинальную идею, за их совместный труд с детьми, рассказывающий о нашем городе и его профессиях с огромной любовью. В нашем городе немало профессий, которые для кого-то экзотика. Например, не во всяком городе моряки – это привычно и обыденно, верно?

А еще мне очень радостно оттого, что мы имеем такую прекрасную возможность открывать уже не просто новую, а очередную выставку в муниципальных выставочных залах «Артэтаж». Создание «Артэтажа» – одно, пожалуй, из самых важных дел, которое было сделано во Владивостоке за последние годы.

Кстати

Илья Грабовенко рассказал, что сейчас участники «Города профессий» готовят документы для направления всей информации о проекте в министерство образования. Чтобы любой учитель начальной школы, взяв за основу рекомендации, разработки, выкройки команды Грабовенко, мог со своими учениками изучать мир профессий.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ